Правила применения системного подхода
Сущность системного подхода
Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:
§ интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем;
§ комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
§ усложнение решаемых проблем и объектов;
§ рост числа связей между объектами;
§ динамичность изменяющихся ситуаций;
§ дефицитность ресурсов;
§ повышение уровня автоматизации элементов учебных, научных и управленческих процессов;
§ глобализация конкуренции, стандартизации и т.д.;
§ •усиление роли человеческого фактора в управлении и др.
Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.
Системный подход — это методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:
1) внешнего окружения, включающего в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;
2) внутренней структуры, т.е. совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы.
Основные термины и понятия по системному подходу приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Основные термины и понятия в области системного подхода
Термины и понятия | Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам |
1. Система | Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы). Социально-экономическая система – это единство (сумма) объекта (например, учебного заведения) и его связей с внешней средой |
2. Системный анализ | Анализ на основе всестороннего изучения свойств системы с применением научных подходов для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития |
3. Структура системы | Совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Число компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы |
Продолжение табл.3.1.
4. Содержание системы | Вещественный субстрат системы, совокупность людей, основных средств и потребителей образовательных услуг |
5. Связи (в системе и с внешней средой) | Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческих решений. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время |
6. Вход системы | Компоненты, поступающие в систему (учащиеся, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.) |
7. Выход системы | Специалисты различных уровней выпускающих системой в соответствии с планом |
8. Цель системы | Конечное состояние системы или ее выхода, к которому она стремится в силу своей структурной организации. (Целью системы, например, может быть достижение требуемого количества выпускников конкурентоспособных на рынке труда) |
9. Внешняя среда системы | Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению |
10. Коррелятор организации и управления | Оператор накопления информации, контроля и регулирования параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности |
11. Информация | Необходимое отраженное разнообразие (необходимое – степень описания системы; отраженное – отражающее ее содержание, структуру, связи и способ принятия решения) |
Продолжение табл.3.1.
12. Аппарат сравнения | Элемент системы, обеспечивающий контроль за ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность |
13. Отношения в системе | Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением главной цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает минимальные затраты на принятие решений |
14. Построение системы | Определение числа компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление связей между ними. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начинающимся с нижнего уровня иерархии |
15. Активаторы системы | Операторы или факторы позитивного воздействия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать |
16. Дезактиваторы системы | Операторы или факторы негативного воздействия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению |
17. Поведение системы | Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов, применение научных подходов к управлению и изучению свойств системы являются предпосылкой ее оптимального или рационального поведения |
Продолжение табл.3.1.
18. Противоречия в системе | Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию |
19. Вмешательство | Способ воздействия субъекта управления (более высокого уровня) на объект, способ регулирования организационных и управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления |
20. Обучение системы | Процесс накопления знаний и овладения навыками принятия рациональных управленческих решений |
Исследование сущности управления следует начинать с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, установления различий между управлением функционированием системы в заданных условиях и управлением развитием системы. Цель управления в первом случае – ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором – перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.
Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от числа изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер. Сущность управления можно рассматривать как совокупность следующих понятий: организации управления, процесса управления и информации. На рис. 3.1 показаны взаимосвязи этих понятий.
Рис. 3.1. Взаимосвязи информации, организации и процесса управления как элементов сущности управления
Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.