Сущность системного подхода

Правила применения системного подхода

Сущность системного подхода

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

§ интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем;

§ комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

§ усложнение решаемых проблем и объектов;

§ рост числа связей между объектами;

§ динамичность изменяющихся ситуаций;

§ дефицитность ресурсов;

§ повышение уровня автоматизации элементов учебных, научных и управленческих процессов;

§ глобализация конкуренции, стандартизации и т.д.;

§ •усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.

Системный подход — это методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:

1) внешнего окружения, включающего в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;

2) внутренней структуры, т.е. совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы.

Основные термины и понятия по системному подходу приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Основные термины и понятия в области системного подхода

Термины и понятия Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам
   
1. Система Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы). Социально-экономическая система – это единство (сумма) объекта (например, учебного заведения) и его связей с внешней средой
2. Системный анализ Анализ на основе всестороннего изучения свойств системы с применением научных подходов для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития
3. Структура системы Совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Число компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы

Продолжение табл.3.1.

   
4. Содержание системы Вещественный субстрат системы, совокупность людей, основных средств и потребителей образовательных услуг
5. Связи (в системе и с внешней средой) Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческих решений. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время
6. Вход системы Компоненты, поступающие в систему (учащиеся, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)
7. Выход системы Специалисты различных уровней выпускающих системой в соответствии с планом
8. Цель системы Конечное состояние системы или ее выхода, к которому она стремится в силу своей структурной организации. (Целью системы, например, может быть достижение требуемого количества выпускников конкурентоспособных на рынке труда)
9. Внешняя среда системы Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению
10. Коррелятор организации и управления Оператор накопления информации, контроля и регулирования параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности
11. Информация Необходимое отраженное разнообразие (необходимое – степень описания системы; отраженное – отражающее ее содержание, структуру, связи и способ принятия решения)

Продолжение табл.3.1.

   
12. Аппарат сравнения Элемент системы, обеспечивающий контроль за ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность
13. Отношения в системе Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением главной цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает минимальные затраты на принятие решений
14. Построение системы Определение числа компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление связей между ними. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начинаю­щимся с нижнего уровня иерархии
15. Активаторы системы Операторы или факторы позитивного воздействия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать
16. Дезактиваторы системы Операторы или факторы негативного воздействия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению
17. Поведение системы Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов, применение научных подходов к управлению и изучению свойств системы являются предпосылкой ее оптимального или рационального поведения

Продолжение табл.3.1.

   
18. Противоречия в системе Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию
19. Вмешательство Способ воздействия субъекта управления (более высокого уровня) на объект, способ регулирования организационных и управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления
20. Обучение системы Процесс накопления знаний и овладения навыками принятия рациональных управленческих решений

Исследование сущности управления следует начинать с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, установления различий между управлением функционированием системы в заданных условиях и управлением развитием системы. Цель управления в первом случае – ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором – перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.

Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от числа изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер. Сущность управления можно рассматривать как совокупность следующих понятий: организации управления, процесса управления и информации. На рис. 3.1 показаны взаимосвязи этих понятий.

Рис. 3.1. Взаимосвязи информации, организации и процесса управления как элементов сущности управления

Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: