Организация проведения конкурса инвестиционных проектов в высшей школе

Оптимизация системы инвестиционных проектов в высшей школе.

Участники рынка инвестиций, их интересы и цели.

Тема 8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

8.1. Инвестиционные проекты в высшей школе: основные понятия и особенности.

8.1.Инвестиционные проекты в высшей школе: основные понятия и особенности.

Одним из методов управления стратегическим развитием системы образования в целом и высшего образования в частности является создание организационно-экономических механизмов активизации инвестиционной деятельности в сфере образования. Основной целью инвестиций с точки зрения долгосрочного развития должна быть инновационо-технологическая модель потенциала высшей школы. Реализация этой цели возможна лишь при активном и эффективном использовании всех доступных для этого финансовых и материальных и иных ресурсов при условии их сосредоточения на решении наиболее значимых для развития вузов задач и нацеленных на достижение конечных результатов.

При этом государство остается прямым инвестором для некоммерческих проектов высшего образования, одновременно создавая условия для привлечения ресурсов, как самой сферы образования, так и внешних инвесторов.

Специфика системы высшего образования предусматривает возможности инвестирования ресурсов не только в объекты строительства, но и в основную деятельность, т.е. образовательный процесс, включая развитие интеллектуального потенциала. Для таких вложений необходима разработка проектов, которые предусматривали бы комплексное вложение ресурсов во все составляющие образовательной деятельности с учетом их особенностей и были бы направлены на достижение специфических образовательных целей и получение результатов, полезных для отдельных вузов и всей системы высшего образования.

Под инвестициями понимается совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений собственного и заемного капитала. Каждый вид инвестиций характеризуется последовательность платежей (выплат или поступлений) в течение срока эксплуатации объекта инвестирования. Инвестиции направляемые в высшие учебные заведения связаны с инвестиционными проектами.

Инвестиционные проекты классифицируются по различным признакам.

Рис. 8.1 Классификационные признаки инвестиционных проектов

По типу инвестиций различают:

1. Инвестиции в финансовые активы (доли в фонд недвижимости, депозитные банковские вклады, ценные бумаги);

2. Инвестиции в реальные активы: материальные (здания, транспортные средства, оборудование, оргтехника, земля и др.) и нематериальные (лицензии, патенты, ноу-хау и др.);

К области инвестирования относятся:

1. Развитие и модернизация учебного и научного процессов;

2. Организация подготовки специалистов по новым направлениям, специальностям, специализациям и создание соответствующих учебно-методического обеспечения;

3. Разработка и внедрение современных образовательных технологий и их информационное обеспечение;

4. Осуществление мероприятий, направленных на улучшение социально-экономических условий для работников высших учебных заведений и обучаемых;

5. Развитие материально-технической базы высших учебных заведений, проведение организационно-структурных преобразований и повышение инвестиционной привлекательности;

6. Развитие материально-технической базы медицинских, лечебно-оздоровительных и спортивных подразделений высших учебных заведений.

По связности инвестиций различают:

1. Изолированные (материально-технической базы медицинских, лечебно-оздоровительных и спортивных подразделений);

2. Связные инвестиции, предусматривающие координацию действий (мероприятий) по сопряженным областям вложений, как в сам процесс образования, так и научные исследования.

Принципиальное значение для классификации инвестиций имеет надежность инвестиционных вложений.

Различают инвестиции, осуществляемые в условиях определенности и в условиях риска (вложения в проведение различных организационно-структурные преобразования, которые требуют серьезное экономическое и социальное обоснование).

Под инвестиционным проектом понимается документ, содержащий комплекс мероприятий, в том числе инновационного характера, направленных на достижение социально значимых для вуза и всей системы образования целей. Структура и содержание проекта должны обосновываться средства, сроки и конкретные результаты, получаемые вузом при решении требующих инвестиционного подхода проблем и значимые для него и всей системы. Главное требование к проекту – определение всех необходимых действий и используемых при их осуществлении ресурсов для достижения поставленных целей.

Основные цели предъявляемые к инвестиционному проекту:

1. Соответствие целям и задачам развития вуза и системы образования в целом;

2. Направленность проекта на реализацию масштабной задачи, связанных с решением первоочередных проблем развития учебного заведения;

3. Достаточно значимый объем заявленных в проекте инвестиций;

4. Достаточно быстрый срок реализации проекта (на более 3 лет);

5. Наличие в составе инвестиций средств, привлекаемых из бюджетов других уровней, внебюджетных средств и/ или собственные средства;

6. Соответствие структуры и содержания инвестиционного проекта требованиям к порядку оформления инвестиционного проекта.

Основные принципы финансирования инвестиционной деятельности высших учебных заведений. Учебные заведения, находящиеся в федеральной собственности, финансируются:

1. Из средств федерального бюджета, привлеченных средств бюджетов субъектов РФ и местного бюджетов, а также из внебюджетных источников и собственных средств;

2. Из средств бюджетов субъектов и привлеченных средств из бюджетов других уровней, а также из внебюджетных источников и собственных средств;

3. Из средств муниципальных бюджетов, привлеченных средств из бюджетов других уровней, а также из внебюджетных источников и собственных средств;

4. Из средств бюджетов всех уровней, а также из собственных средств при выполнении или инвестиционных проектов, направленных на выполнение государственного заказа на подготовку специалистов и/или на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Инвестиционные проекты должны включать следующие разделы:

1 цели и задачи инвестиционного проекта;

2 описание объектов и видов деятельности, на развитие которых направлен инвестиционный проект;

3 имеющийся задел у высшего учебного заведения-заявителя проекта;

4 партнеры (соискатели), инвесторы проекта, размеры и формы их участия;

5 правовая, технико-экономическая, техническая и технологическая обоснованность проектных решений;

6 объемы и источники финансирования;

7 план-график финансирования инвестиционного проекта;

8 показатели результативности проекта;

9 предполагаемое разделение результатов реализации инвестиционного проекта между участниками;

10 оценка рисков;

11 управление проектом;

12 переподготовка и повышение квалификации кадров в целях реализации проекта (при необходимости);

13 дополнительные сведения о проекте.

Инвестиционные проекты финансируются на конкурсной основе, что позволяет повысить эффективность инвестиционной деятельности в целом и активизировать работу вузов в этом направлении. Конкурсный порядок призван обеспечить:

1. Повышение эффективности расходования бюджетных средств;

2. Концентрацию бюджетных средств на решении наиболее значимых задач;

3. Активизацию деятельности учебных заведений по привлечению средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств;

4. Сокращение сроков реализации и повышение результативности инвестиционных проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: