Участники рынка инвестиций, их интересы и цели

Участниками рынка инвестиционных проектов в высшие учебные заведения являются:

1. Конкретное высшее учебное заведение – исполнитель проекта;

2. Другие высшие учебные заведения – соисполнители проекта;

3. Министерство образования – инвестор федеральных бюджетных средств;

4. Субъект Федерации и муниципалитеты – инвесторы привлеченных средств;

5. Высшие учебные заведения – инвесторы своих средств (они могут быть как соисполнителями проекта, так и просто вкладчиками своих ресурсов в проект);

6. Другие инвесторы, заинтересованные в развитии высшего учебного заведения-исполнителя проекта.

Интересы этих субъектов в производственной, хозяйственной и финансовой деятельности различные: они могут совпадать, могут отличаться, но могут быть прямо противоположными. Интересы многообразны, они преломляются вокруг решения конкретных проблем. Применительно к высшим учебным заведениям, разрабатывающим инвестиционные проекты, эти интересы определяются областями внедрения проектов.

В области развития и модернизации учебного и научного процессов интересами высшего учебного заведения, разрабатывающего инвестиционный проект, могут быть:

1 повышение качества образовательных услуг;

2 сокращение трудовых, материальных, финансовых, информационных и других затрат на предоставление образовательных услуг;

3 совершенствование библиотечного обслуживания;

4 получение новых зданий, определяющих современный уровень научно-технического прогресса;

5 создание новых образцов научно-технической продукции, соответствующих требованиям лучших мировых стандартов;

6. возможность получения дополнительного внебюджетного дохода.

В области организации подготовки специалистов по новым направлениям, специальностям интересами высшего учебного заведения могут быть:

1. Обеспечение престижности данного учебного заведения;

2. Развитие научных исследований, соответствующих (подкрепляющих) новому направлению, специальности и специализации;

3. Обеспечение потребностей производства в соответствующих специальностях и возможность завоевания рынка подготовки данных специалистов;

4. Возможность получения дополнительного внебюджетного дохода.

В области разработки и внедрения современных образовательных технологий, в том числе информационных, интересами вуза могут быть:

1. Повышение качества образовательных услуг;

2. Сокращение трудовых, материальных, финансовых, информационных затрат;

3. Сокращение сложившихся прогрессивных принципов образования;

4. Обеспечение престижности высшего учебного заведения;

5. Возможность получения дополнительного внебюджетного дохода за счет тиражирования современных образовательных технологий.

В области улучшения социально-экономических условий для работников и обучаемых высших учебных заведений интересами вуза могут быть:

1 создание нормативных (или улучшение) жилищных и бытовых условий сотрудникам и обучаемым высших учебных заведений;

2 обеспечение социальной защищенности сотрудников и обучаемых;

3 развитие общественного питания, санитарно-профилактической базы.

В области структурных преобразований интересами высшего учебного заведения являются:

1 повышение качества образовательных услуг;

2 повышение эффективности научно-исследовательских работ;

3 сокращение административно-управленческих расходов;

4 совершенствование организации управления вузом;

5 удержание позиций вуза в образовательной системе.

В области улучшения материально-технической базы интересы (связанные с главной целью – обеспечение образовательного процесса) высшего учебного заведения заключается в следующем:

1 поддержание зданий, сооружений, оборудования в нормальном состоянии;

2 поддержание и развитие информационной базы вуза;

3 поддержание и развитие библиотечного фонда в вузе;

4 получение достаточных объемов денежных средств от всех возможных источников финансирования.

В области улучшения материально-технической базы интересы высшего учебного заведения (не связанные с обеспечением образовательного процесса) заключается в следующем:

1 развитие (в определенных границах) платных медицинских границах) платных медицинских и спортивных услуг;

2 получение достаточных объемов денежных средств от всех возможных источников финансирования.

Интересы Министерства образования, представляющего государство в процессе управления развитием образования, в основном те же, что и у высшего учебного заведения, участвующего в конкурсе инвестиционных проектов. Отличие состоит в том, что каждый вуз стремится получить как можно больше бюджетных средств, в то время как Министерство образования вследствие дефицитности бюджетных средств старается обеспечить наиболее эффективное (по критерию результативности для системы в целом) использование ограниченных средств, выделяемых на инвестиционные цели.

Другие участники рынка инвестиционных проектов имеют, как правило, следующие интересы: получение большей прибыли, повышение престижности и внедрение отдельных элементов проекта в практику своей производственной деятельности.

При реализации инвестиционных проектов в каждой отдельной области вузы имеют совокупность интересов (например, высокий доход при незначительном риске и допустимых расходах).

Реализация интересов вузов и Министерства образования на рынке инвестиционных проектов высших учебных заведений в математическом представлении осуществляется через критерий оптимальности (целевую функцию) и систему ограничений. Тот интерес, который берется в качестве целевой функции (критерия оптимальности), является определяющим, приоритетным. При этом если одному предпочтению отдается приоритет, то критерий оптимальности является одноцелевой функцией, ели нескольким – то многоцелевой.

Выбранные критерии оптимальности и принятия системы ограничений имеют субъективный характер, ибо они, как правило, определяются специалистами-экспертами или лицами, принимающими решение.

Между различными целями существуют определенные взаимосвязи. Если вместо одной цели преследуется «связка целей», то между отдельными целевыми компонентами может существовать конкуренция, дополнение или дифференциация.

Конкуренция целей имеет место в том случае, если реализация одной цели возможна только за счет реализации другой (например, максимально возможная прибыль и максимально возможная гарантия вложений денежных средств, однако высокие прибыли связаны с высокими рисками).

Дифференциация целей существует тогда, когда реализация одной цели не влияет на реализацию другой. Следовательно, обе цели могут достигаться в желаемом объеме независимо друг от друга (например, цели «повышение качества специалистов» и рост числа рабочих мест»).

Интересы в многозвенных системах необходимо согласовывать между отдельными звеньями в цепи взаимосвязей, что позволит установить принимаемые всеми сторонами принципы использования собственных и заемных средств, принципы распределения прибыли и других полученных эффектов в результате реализации инвестиционного проекта.

Механизм согласования интересов участников включает элементы механизма, их состояние на данный момент времени, взаимосвязь элементов друг с другом, цели элементов и ограничивающие различные технологические, организационные, социальные, психологические, финансовые и другие условия.

Элементами этого механизма являются участники рынка инвестиционных проектов в высшие учебные заведения, включая конкурсную комиссию, которая осуществляет отбор проектов.

Цели и ограничения на технологические, организационные, социальные, психологические, финансовые и другие условия являются выражением интересов всех участников инвестиционных проектов в высшие учебные заведения.

Индикатором состояния участников рынка инвестиционных проектов служат данные бухгалтерской и государственной статистической отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: