Оптимизация системы инвестиционных проектов в высшей школе.
Все инвестиционные проекты в высшие учебные заведения с точки зрения из значимости и экономической оценки можно разделить на две группы. К первой группе относятся проекты, в которых цель создания проекта описывается в количественных показателях (максимизация прибыли, доходности, рентабельности или минимизации затрат на подготовку специалистов и др.), ко второй группе относятся проекты, в которых цель или ограничивающие условия нельзя описать количественными показателями (повышение качества подготовки специалистов).
К проектам, в которых можно количественно оценить показатели, необходимые для их отбора на рынке инвестиционных проектов, относится:
1 строительство, реконструкция, ремонт: спортивно-оздоровительных сооружений, культурно-развлекательных учреждений, медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений;
2 разработка и внедрение современных образовательных технологий и их информационное обеспечение, когда на их разработку требуется первоначальный капитал, который затем окупится за счет прибыли, полученной от тиражирования разработок и продажи программного продукта.
|
|
Однако даже при совпадающих интересах участников рынка механизм управления инвестиционными проектами существуют трудности:
1. Образовательная сфера в меньшей степени, чем производственная сфера, обеспечена необходимой информационной базой, в том числе нормативной (определение цены и прибыли на специалиста);
2. Плата за специалиста (формирование источников финансирования образовательного учреждения);
3. Выявление потребности в специалистах и прогнозирование спроса на них (ошибки, особенно в долгосрочной перспективе, ведут к большим экономическим и социальным потерям);
4. Ограниченный объем количественной информации, ее вероятностный и неопределенный характер значительно уменьшает возможности использования достаточно разработанных методик расчета экономической эффективности различных нововведений и математического аппарата для управления инвестиционными проектами в высшие учебные заведения.
Каждый инвестиционный проект характеризуется тремя основными составляющими:
1 участники инвестиционных проектов, определяющие в известной степени мере риск предоставления бюджетных средств различным вузам;
2 направленность инвестиционных проектов, выражающаяся в эффекте от их реализации;
3 затраты на реализацию проекта и их экономия.
Таблица 8.1
проекта в зависимости от классификационных