Кривошипно-шатунным называется механизм, осуществляющий рабочий процесс двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
В КШМ входят блок цилиндров скартером и головкой цилиндров, шатунно-поршневая группа и коленчатый вал с маховиком.
Блок цилиндров с картером и головка цилиндров являются неподвижными частями КШМ.
К подвижным частям механизма относятся коленчатый вал с маховиком и детали шатунно-поршневой группы — поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы и шатуны.
Блок цилиндров вместе с картером является остовом двигателя. На нем и внутри него размещаются механизмы и устройства двигателя. Может быть изготовлен как заодно с цилиндрами, так и иметь съёмные гильзы цилиндров. Съемные гильзы цилиндров повышают долговечность двигателя, упрощают его сборку, эксплуатацию и ремонт. Гильзы, поверхность которых непосредственно омывается охлаждающей жидкостью, называются «мокрыми».
|
|
Головка блока цилиндров закрывает цилиндры сверху и служит для размещения в ней камеры сгорания, клапанного механизма и каналов для подвода горючей смеси и отвода отработавших газов. Может быть общей для нескольких цилиндров, либо индивидуальной для каждого цилиндра.
Поршень служит для восприятия давления газов при рабочем
ходе и осуществления вспомогательных тактов (впуска, сжатия, выпуска). Поршеньпредставляет собой полый цилиндр, отлитый из алюминиевого сплава. Он имеет днище, головку и юбку. Снизу днище поршня усилено ребрами. В головке поршня выполнены канавки для поршневых колец. В юбке поршня находятся приливы (бобышки) с отверстиями для поршневого пальца.
Поршневые кольца уплотняют полость цилиндра, исключают прорыв газов в картер двигателя (компрессионные)и попадание масла в камеру сгорания (маслосъемное).
Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна.
Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом и передачи усилий между ними. Шатун — стальной, кованый, состоит из неразъемной верхней головки, стержня двутаврового сечения и разъемной нижней головки.
Коленчатый вал воспринимает усилия от шатунов и передает создаваемый на нем крутящий момент трансмиссии автомобиля. От него также приводятся в действие различные механизмы двигателя (газораспределительный механизм, масляный насос, распределитель зажигания, насос охлаждающей жидкости и др.).
Маховик обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала, накапливает энергию при рабочем ходе для вращения вала при подготовительных тактах и выводит детали КШМ из мертвых точек.