Кривошипно-шатунный механизм (КШМ)

Кривошипно-шатунным называ­ется механизм, осуществляющий рабочий процесс двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) предназначен для преобра­зования возвратно-поступательного движения поршней во вра­щательное движение коленчатого вала.

В КШМ входят блок цилиндров скартером и го­ловкой цилиндров, шатунно-поршневая группа и коленчатый вал с маховиком.

Блок цилиндров с картером и головка цилин­дров являются неподвижными частями КШМ.

К подвижным частям механизма относятся коленчатый вал с маховиком и детали шатунно-поршневой группы — поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы и шатуны.

Блок цилиндров вместе с картером является остовом двигателя. На нем и внутри него размещаются механизмы и устройства дви­гателя. Может быть изготовлен как заодно с цилиндрами, так и иметь съёмные гильзы цилиндров. Съемные гильзы цилиндров повышают долговечность двигателя, упрощают его сборку, эксплуатацию и ремонт. Гильзы, поверхность которых непосредственно омывается охлаждающей жидкостью, называются «мокрыми».

Головка блока цилиндров закрывает цилиндры сверху и служит для размещения в ней камеры сгорания, клапанного механизма и каналов для подвода горючей смеси и отвода отработавших газов. Может быть общей для нескольких цилиндров, либо индивидуальной для каждого цилиндра.

Поршень служит для восприятия давления газов при рабочем
ходе и осуществления вспомогательных тактов (впуска, сжатия, выпуска). Поршеньпредставляет собой полый цилиндр, отли­тый из алюминиевого сплава. Он имеет днище, головку и юбку. Снизу днище поршня усилено ребрами. В головке поршня выполнены канавки для поршневых колец. В юбке поршня на­ходятся приливы (бобышки) с отверстиями для поршневого пальца.

Поршневые кольца уплотняют полость цилиндра, исключают прорыв газов в картер двигателя (компрессионные)и попада­ние масла в камеру сгорания (маслосъемное).

Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна.

Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом и передачи усилий между ними. Шатун стальной, кованый, состоит из неразъемной верхней головки, стержня двутав­рового сечения и разъемной нижней головки.

Коленчатый вал воспринимает усилия от шатунов и передает создаваемый на нем крутящий момент трансмиссии автомобиля. От него также приводятся в действие различные механизмы дви­гателя (газораспределительный механизм, масляный насос, рас­пределитель зажигания, насос охлаждающей жидкости и др.).

Маховик обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала, накапливает энергию при рабочем ходе для вращения вала при подготовительных тактах и выводит детали КШМ из мертвых точек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: