КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТОПЛИВ
Тепловые двигатели – это устройства для преобразования химической энергии сгорающего топлива в механическую работу. Тепловые двигатели подразделяют на двигатели с внешним сгоранием (паровые машины, турбины) и двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Наибольшее распространение в технике получили ДВС, применяемые на транспорте и во всех отраслях экономики.
Поршневые ДВС классифицируют по следующим признакам:
1) способ организации рабочего процесса:
двухтактные (рабочий процесс завершается за один оборот коленвала);
четырехтактные (рабочий процесс завершается за два оборота коленвала)
2) тип применяемого топлива:
бензиновые;
дизельные;
газобензиновые, газодизельные, использующие газообразное (альтернативное) топливо;
многотопливные (использующие несколько видов топлива)
3) способ смесеобразования:
с внешним смесеобразованием;
с внутренним смесеобразованием в камере сгорания (дизельные, бензиновые двигатели с непосредственным впрыском)
|
|
4) способ воспламенения рабочей смеси:
с искровым (принудительным) воспламенением;
воспламенением от сжатия;
другими способами воспламенения
5) способ наполнения цилиндров рабочим телом:
со свободным впуском воздуха;
с наддувом
6) быстроходности:
быстроходные (высокооборотные автотракторные);
средне- и малооборотные (стационарные)
Поршневые ДВС можно классифицировать и по другим признакам (по количеству и расположению цилиндров, по конструктивным особенностям, способу охлаждения, смазочной системе и т.п.).
Двухтактные двигатели, имеющие большую, чем у четырехтактных, удельную мощность, применяют ограниченно (на мотоциклах, моторных лодках, снегоходах) из-за низких технико-экономических показателей.
Двигатель автомобиля представляет собой совокупность механизмов и систем, преобразующих тепловую энергию сгорающего в его цилиндрах топлива в механическую. Наиболее мощными являются бензиновые двигатели, наиболее экономичными и экологичными — дизельные, имеющие более высокий коэффициент полезного действия. Так, при равных условиях расход топлива у дизелей на 25-30% меньше, чем у бензиновых двигателей.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) состоит из кривошипно-шатунный механизма (КШМ), газораспределительного механизма (ГРМ), смазочной системы (СС), системы охлаждения (СО) и системы питания (СП), бензиновый двигатель имеет еще и систему зажигания (СЗ).
КШМ осуществляет рабочий процесс двигателя.
ГРМ производит открытие и закрытие клапанов двигателя.
СС подает масло к трущимся деталям двигателя.
|
|
СО отводит тепло от сильно нагретых деталей двигателя.
СП готовит горючую смесь для двигателя и обеспечивает выпуск из двигателя отработавших газов.
СЗ производит воспламенение рабочей смеси (горючая смесь и остатки отработавших газов) в цилиндрах двигателя.
Основные параметры двигателя, связанные с его работой:
верхняя мертвая точка (ВМТ) — крайнее верхнее положение поршня. В этой точке поршень наиболее удален от оси коленчатого вала;
нижняя мертвая точка (НМТ) — крайнее нижнее положение поршня. Поршень наиболее приближен к оси коленчатого вала. В мертвых точках поршень меняет направление движения, и его скорость равна нулю.
Ход поршня (S — расстояние между мертвыми точками, проходимое поршнем в течение одного такта рабочего цикла двигателя. Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на угол 180°.
Такт — часть рабочего цикла двигателя, происходящего при движении поршня из одной) крайнего положения в другое.
Рабочий объем цилиндра (Vh) — объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от ВМТ до НМТ.
Объем камеры сгорания (Vc) — объем пространства над поршнем, находящимся в ВМТ.
Полный объем цилиндра (Vа) — объем пространства над поршнем, находящимся в НМТ: Vа = Vh + Vc.
Рабочий объем (литраж) двигателя — сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя, выраженная в литрах (см3).
Степень сжатия ( ε — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания, т.е. ε = Vа / Vc =(Vh + Vc)/ Vc. Показывает, во сколько раз сжимается смесь в цилиндре двигателя при ходе поршня из НМТ в ВМТ. При повышении степени сжатия увеличивается мощность двигателя и улучшается его экономичность.