СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА
Автомобили выделяют в окружающую среду много ядовитых веществ, из которых 65 % содержат отработавшие газы, 20% — картерные газы и 15% — пары топлива.
Вентиляция картера двигателя предназначена для удаления картерных газов (состоящих из горючей смеси и продуктов сгорания), которые разжижают масло и образуют смолистые вещества и кислоты. Кроме того, картерные газы повышают давление в картере двигателя и вызывают утечку масла через уплотнения.
Система вентиляции картера двигателя КАМАЗ-740 открытая с сапуном лабиринтного типа. Из картера отработавшие газы выходят через сапун и вытяжную трубку в атмосферу за счет разрежения, создаваемого во время движения автомобиля у конца вытяжной трубки. Сапун препятствует выносу масла через вытяжную трубку.
На легковых автомобилях система вентиляции картера двигателя закрытого типа. За счет вакуума во впускном трубопроводе картерные газы принудительно удаляются в цилиндры двигателя на догорание через маслоотделитель и воздушный фильтр. При холостом ходе и малых нагрузках двигателя газы поступают через шланг и золотник под дроссельные заслонки карбюратора. Пламегаситель исключает проникновение пламени в картер двигателя при вспышках в карбюраторе.
|
|
Бензин — смесь углеводородов (соединений углерода и водорода), имеющих температуру кипения 30 — 2000С, и присадок, предназначенных для улучшения эксплуатационных свойств топлива. Является топливом, наиболее пригодным для использования в двигателях автомобилей. Представляет собой чистую жидкость, которую можно легко сохранять и которая является легко текучей. Он образует горючие пары при достаточно низкой температуре и при сгорании высвобождает большое количество тепла.
Перед тем, как бензин сгорит, он должен быть превращен в пар и смешан с соответствующим количеством воздуха.
Пропорция воздуха и топлива, необходимая для полного сгорания, называется химически сбалансированной смесью и для бензина приблизительно равна 15.
Смесь, содержащая большее количество топлива, то есть имеющая соотношение воздух/топливо ниже 15, будет называться обогащенной смесью, а смесь, содержащая большее количество воздуха, то есть имеющая соотношение воздух/топливо выше 15, будет называться обедненной смесью.
Смеси с соотношением воздух/топливо меньше 8 или больше 22 не могут нормально зажигаться в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания, но и находящееся в этом диапазоне соотношение воздух/топливо оказывает значительное влияние на характеристики двигателя.
Максимального значения мощности двигатель достигает при несколько обогащенной смеси.
|
|
При обеднении смеси двигатель больше разогревается в процессе работы и обеспечивается наименьший расход топлива.
Если двигатель работает на химически идеальном составе смеси, отработанный газ должен состоять из смеси двуокиси углерода (СО2), водяного пара (Н2О) и азота (N2). Если смесь сделать обогащенной, пропорция СО2 в отработанных газах уменьшится, тогда как количество моноокиси углерода (СО, угарного газа) возрастет и будет также иметься небольшое количество несгоревшего водорода. Когда будет достигнут определенный предел горючести, в отработанных газах появится несгоревший углерод в виде черной угарной сажи. Её появление является признаком переобогащенности смеси.
Если смесь будет более бедной, чем химически правильный состав, количество СО2 в отработанных газах будет уменьшаться. При небольшом обеднении смеси в отработанном газе отсутствует СО, но содержание кислорода увеличивается.
Поскольку в цилиндрах двигателя сгорают пары бензина, а не жидкость, важно, чтобы весь подаваемый в двигатель бензин был испарен до зажигания. Когда жидкость превращается в пар, она поглощает тепло, которое она поглощает из своего окружения. Если топливо будет испаряться в карбюраторе, он будет охлаждаться, влага будет конденсироваться, собираться на трубке дроссельной и воздушной заслонок и двигатель может заглохнуть.
Детонация — неконтролируемое самовоспламенение части бензовоздушной смеси, сопровождающееся горением взрывного характера (скорость распространения фронта пламени возрастает с 15-20 до 1500-2500 м/с). Ее признаками являются характерные металлические стуки (результат многократного отражения ударных волн от поверхностей цилиндров), вибрации и снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива, повышение дымности отработавших газов. Детонация приводит к перегреву и оплавлению поршней, прогару прокладки головки блока цилиндров, разрушению поршневых колец, износу подшипников коленчатого вала. Для подавления детонации используют уменьшение угла опережения зажигания, прикрытие дросселя и увеличение скорости вращения коленвала, увлажнение воздуха..
Неуправляемое воспламенение топливовоздушной смеси от чрезмерно нагретых деталей камеры сгорания и раскаленных частей, покрытых нагаром, называется калильным зажиганием.
Октановое число (ОЧ) бензина — показатель стойкости бензина к детонации. Важнейшим условием бездетонационной работы двигателя является применение топлива с октановым числом, рекомендуемым заводом-изготовителем. Оно указывается в марке бензина, например у АИ-95 ОЧ =95.
Октановое число бензина может быть повышено путем добавления специальных присадок: метилтретбутилового эфира (МТБЭ), метилового или этилового спирта (метанола, этанола). Органических соединений на основе марганца и железа. В качестве антидетонаторов также применяются изопентан, изооктан, неогексан, бензол, толуол, ацетон и др.