double arrow

Катализаторы

Катализатор - вещество, способствующее протеканию химической реакции и не расходующееся при этом.

Каталитический преобразователь, нейтрализатор или конвертер устанавливается в выпускной системе. В двухходовых катализаторах вещество-катализатор обеспечивает окисление содержащихся в отработанных газах углеводородов и моноокиси углерода, в результате получаются вода и двуокись углерода. В более современных конструкциях катализаторов из содержащейся в отработанных газах окиси азота удаляется кислород; такие катализаторы называются трехходовыми.

Имеются два основных типа катализаторов — монолитный и шариковый.

В катализаторе монолитного типа покрытая алюминием керамика или стальные сотовые ячейки образуют стабильную и жесткую базу для нанесения на них вещества-катализатора, обеспечивая площадь контакта с отработанным газом равную площади нескольких футбольных полей.

Катализатор шарикового типа состоит из покрытых алюминием проволочных корзинок, в которых расположено каталитическое вещество в виде засыпки.

В двухходовых окисли­тельных катализаторах используются платина и палладий. В трехходовых используются платина и родий. Поскольку каждый катализатор содержит около 4 граммов драгоценного металла, в настоящее время разрабатываются более дешевые катализа­торы, в которых в качестве базовых металлов используются медь и хром. Тем не менее, эти металлы более склонны «зара­жаться» небольшими количествами имеющейся в топливе серы.

Все катализаторы становятся неэффективными в случае, если вещество-катализатор вступает в контакт со свинцом.

Упрощенно ход реакций в нейтрализаторе выглядит так:

CH+O2 → CO2+H2O; NO+CO → N2+CO2:

Трехходовой катализатор работает эффективно только в том случае, если он используется совместно с системой контроля топлива, такой, как электронная система управ­ления двигателем с петлей обратной связи; это обеспечива­ет поддержание соотношения воздух/топливо на точном стехиометрическом уровне (обеспечение химически правиль­ного соотношения).

Для того, чтобы катализатор работал эффективно, необходимо соблюдать следующие правила:

НЕ использовать этилированное топливо;

НЕ допускать длительную работу двигателя на хо­лостом ходу;

НЕ проверять работу свечей зажигания путем за­мыкания их на «массу»;

НЕ допускать длительных тестов на проверку комп­рессии;

НЕ допускать таких условий работы, когда несго­ревшее топливо может попадать в систему выпуска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: