Говорит врачу о природе заболевания.
Таким образом, перед современной педологией встает задача вместо статической,
Абстрактно построенной типологии создать динамическую типологию
Трудновоспитуемого ребенка, типологию, основанную на изучении реальных форм и
Механизмов детского развития, о бнаруживающих себя в тех или иных
Симптомокомплексах. Если мы с этой точки зрения обратимся к практике современной
Диагностики развития, то увидим, что она ни в какой мере не отвечает этим
Требованиям. Возьмем в качестве примера интересную работу К. Ш нейдера
"Коллектив ный диагноз", одну из немногих работ, посвященных теоретическому
Выяснению основного понятия практической педологии Диагноз в педологии, говорит
Этот автор, надо понимать немного иначе и, пожалуй, несколько шире, чем в
Медицине. Педиатр или психоневро лог, например, при постановке диагноза
Констатирует дефект, какое-либо заболевание. Для этого он мобилизует главным
|
|
Образом те симптомы и этиологические моменты, которые связаны с данным
Заболеванием. Иначе диагностирует педолог Он старается установить своеобразие
Детского развития в данный момент. Его интересуют не отдельные симптомы или их
Комплексы (синдромы), а взаимная их связь и обусловленность в механизме всего
Детского развития и условия, его определяющие, Он должен дать, по выражению Блон
Ского, цельную симптомокомплексную картину с этиологическим анализом.
Не подлежит никакому сомнению, что основная задача, высказанная Шнейдером,
Определена правильно. Однако если мы обратимся к тому, как осуществляется в этой
Же статье постановка педологического диагноза, то увидим, что на практике мы еще
Очень далеки от тех требований, которые сами выдвигаем. В проработке
Педологической проблемы, по мысли автора, диагноз составляет один из наиболее
Важных элементов накопления научно-исследовательского материала, и вместе с тем
Этот диагноз он находит возможным став ить путем привлечения всего коллектива
Амбулатории, участвовавшего в обследовании, к разбору полученных данных. Шнейдер
И называет полученный диагноз коллективным. В практике Шнейдера в коллективном
Диагнозе участвовало минимум пять лиц: педолог-педаг ог, педиатр, психоневролог,
Антрополог и технический секретарь. Фактически этот состав всегда дополняется
Еще одним, по крайней мере, лицом, близко стоящим к ребенку (родители, школьный
Врач или педагог), и нередко, кроме того, другими работниками учр еждения,