Эконометрические методы

Цель, задачи, предмет и содержание эконометрики

Этапы эконометрического исследования

Эконометрические методы

Цель, задачи, предмет и содержание эконометрики

Особенности планирования и организации имитационных экспериментов

Технологические этапы имитационного моделирования экономических систем

Необходимость перехода к имитации экономических процессов на ЭВМ

Имитационное моделирование экономических процессов на ЭВМ

Применение модели МОБ в экономическом анализе и прогнозировании макропоказателей

Методика построения статистической модели МОБ

Определение модели межотраслевого баланса и ее информационная база

Модель межотраслевого баланса (МОБ) как модель анализа прогнозирования отраслевых показателей

Некоторые оптимизационные задачи сетевого планирования (оптимизация проекта во времени, по ресурсам, по стоимости)

Расчет временных параметров сетевого графика

Порядок и правила построения сетевых графиков

Сетевая модель и ее основные элементы

Назначение и области применения сетевого планирования и управления

Модели сетевого планирования и управления

Критерий выбора наилучших решений в условиях риска

Критерии выбора наилучших стратегий в условиях неопределенности

Основные понятия и определения теории игр

Экономико-математические методы и модели теории игр

Реинвестирование части прибыли в проект

Анализ чувствительности денежных потоков проекта

Дисконтирование денежных потоков

Модели и методы анализа инвестиционных проектов

Использование корреляционных моделей для анализа и планирования

Расчет параметров и характеристик корреляционных моделей

Сущность и содержание этапов построения корреляционных моделей

Понятие корреляционных моделей и их виды

Тема 1 Определение, цели, задачи, предмет и содержание эконометрики

В условиях становления рыночных отношений и постоянно усложняющихся экономических процессов возникает необходимость создания и совершенствования особых методов изучения и анализа. При этом широкое распространение получило использование моделирования и количественного анализа, на базе которых было сформулировано новое направление экономических исследований – эконометрика.

Эконометрика – это наука, в которой на базе реальных статистических данных строятся, анализируются и совершенствуются математические модели реальных экономических явлений. Эконометрика позволяет найти количественное подтверждение либо опровержение того или иного экономического закона или гипотезы. Одним из важнейших направлений эконометрики является построение прогнозов по различным экономическим показателям.

Зарождение эконометрики является следствием междисциплинарного подхода к изучению экономики. Эта наука возникла в результате взаимодействия и объединения экономической теории, статистических и математических методов. Впоследствии к ним присоединилось развитие вычислительной техники как условие развития эконометрики.

Предметом эконометрического исследования выступают экономические явления, но в отличие от экономической теории эконометрика делает упор на количественные, а не качественные аспекты этих явлений.

Цель эконометрики – эмпирический вывод экономических законов.

К основным задачам эконометрики относятся:

- построение эконометрических моделей, т.е. представление экономических моделей в математической форме, удобной для проведения эмпирического анализа (этап спецификации);

- оценка параметров построенной модели, делающих выбранную модель наиболее адекватной реальным данным (этап параметризации);

- проверка качества найденных параметров модели и самой модели в целом (этап верификации);

- использование построенных моделей для объяснения поведения исследуемых экономических показателей, прогнозирования и предсказания, а также для осмысленного проведения экономической политики.

Основными методами эконометрики являются:

1 Сводка и группировка информации;

Статистическая сводка – это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет итогов, расчет производных показателей (средних, относительных величин). Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

2Вариационный и дисперсионный анализ;

Дисперсия признака – это средний квадрат отклонений вариантов от их средней величины. В эконометрических расчетах, как правило, используют общую, межгрупповую и внутригрупповую дисперсии. При этом общая дисперсия характеризует вариацию признака в статистической совокупности в результате влияния всех факторов. Межгрупповая дисперсия показывает размер отклонения групповых средних от общей средней, то есть характеризует влияние фактора, положенного в основание группировки. Внутригрупповая (остаточная) дисперсия характеризует вариацию признака в середине каждой группы статистической группировки. В эконометрических расчетах используется среднее квадратическое отклонение – обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности. Оно равно корню квадратному из дисперсии. Для осуществления сравнений колеблемости одного и того же признака в нескольких совокупностях используется относительный показатель вариации — коэффициент вариации.

3 Регрессионный и корреляционный анализ;

Применение метода наименьших квадратов (МНК) позволяет получить достаточно точные теоретические значения модели однофакторной регрессии и соответственно ее графическое изображение (термин "регрессия" - движение назад, возвращение в прежнее состояние, - был введен Фрэнсисом Галтоном в конце XIX века при анализе зависимости между ростом родителей и ростом детей; в любом случае средний рост детей и у низких, и у высоких родителей стремится (возвращается) к среднему росту людей в данном регионе).

5 Статистические уравнения зависимости;

6 Статистические индексы. Статистические индексы могут быть использованы в качестве меры изменения количества независимо от изменения качественного признака (цены, себестоимости, производительности труда и т.п.), а также для характеристики качественного признака независимо от изменения количества (объема продукции в натуральном выражении, численности работников и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: