Аварии на транспортных объектах

В современном производстве могут возникать непредвиденные ситуации, приводящие к сбоям или остановке производственного процесса, выходу из строя отдельных машин, агрегатов, механизмов. Коммуникаций и сооружений. Такие явления принято называть авариями. Аварии происходят на объектах народного хозяйства, на транспорте, в энергетических установках, системах жизнеобеспечения и т.д.

Авария (из словаря Ожегова)- повреждение какого-н. механизма, машины во время действия, движения.

При определенных обстоятельствах авария создает угрозу жизни и здоровью людей или приводит к человеческим жертвам. В таких случаях речь идет о катастрофе - явлении, имеющем трагические последствия. По определению ВОЗ, катастрофа - это явление природы или акция человека, представляющие угрозу для жизни людей конкретного региона и требующие помощи извне.

Техногенные аварии и катастрофы характеризуются внезапными изменениями в биосфере под воздействием неразумной хозяйственной деятельности человека. На их долю приходится 70-80% ЧС.

Человеческие ошибки обусловливают 45% ЧС на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море, 90% - на автодорогах. Свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала «рисковых» объектов.

Значительное количество техногенных ЧС происходит на транспорте.

Транспорт является важнейшим связующим звеном современного многоотраслевого хозяйства. На транспорте перевозится и все то, что может гореть, взрываться и заражать окружающую среду.

Несмотря на соответствующую техническую оснащенность различных видов транспорта, с его работой связано большое количество аварий и катастроф, нередко с человеческими жертвами. Известно, что более 50% аварий и катастроф, возникающих в нашем народном хозяйстве, приходится на транспорт.

Степень риска тех или иных несчастных случаев характеризуется числом таких случаев, произошедших за единицу времени. Так, подсчитано, что при передвижении на автобусах происходит 0,03 несчастных случая на 1 млн. человек в час; по железной дороге - 0,05; на частном транспорте -0,6; на самолетах - 1,0; на мотоциклах - 9,0.

Транспортные ЧС подразделяются на автомобильные, железнодорожные, авиационные, водные и трубопроводные.

Усилия человека в борьбе с транспортными авариями и катастрофами должны быть направлены на их предотвращение. Вовремя принятые меры полностью их исключают или значительно уменьшают.

Дорожно-транспортные происшествия. Захлестнувшая весь мир эпидемия дорожно-транспортных происшествий (ДТП) наносит огромный материальный ущерб. Ежегодно в мире в результате ДТП погибает 300 тыс. человек. Общее число лиц, получивших травмы, достигает 15 млн., причем с каждым годом эта цифра возрастает.

Анализ аварийности в российской Федерации за последние годы показывает, что проблема обеспечения безопасности людей на улицах и дорогах стоит крайне остро. Около 75% всех ДТП происходит из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Причем треть ДТП - следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют права на управление транспортным средством соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупаются. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему является превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненных погибает в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГАИ крайне низок или отсутствует вообще. Подготовка населения и тех, кто сидит за рулем, практически равна нулю. Аптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не пройдешь ежегодный техосмотр, не имеют того, что нужно в реальной обстановке. Вот почему смертность от ДТП у нас в 10-15 раз выше, чем во всем мире.

Опасность использования транспортных средств. Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой.

В результате действия опасностей, свеянных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы.

Интенсивность опасности - степень её напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожающего события, его количественной и качественной характеристиками. Количественная характеристика включает повторяемость угроз за определённый период времени и масштабы их проявления. Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.

Так, аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран.

По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Таким образом, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20-50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.

Среди пострадавших в результате ДТП большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах.

ВОЗ также подсчитала, что 90% всех ДТП случается в странах с бедной экономикой. Кроме того, эксперты вывели «портрет» среднестатистической жертвы дорожных аварий — это мужчина в возрасте от 15 до 44 лет на мотоцикле.

ДТП наносят обществу большой социально-экономический ущерб, глобальные экономические потери составляют, по информации Всемирного Банка, около 500 миллиардов долларов в год.

Только на уход за пострадавшими, по данным ВОЗ, расходуется 425 миллиардов евро в год.

Таким образом, опасность использования транспортных средств обоснованно отнесена к повышенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: