double arrow

Влияние человеческого фактора на аварийность на транспорте


Безопасность движения на транспорте обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса «человек — транспортное средство - окружающая среда». Между тем, недостаточная надёжность элементов этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств и дорог) является причиной дорожно-транспортных происшествий и аварий на транспорте.

Общепризнано, что безопасность движения на транспорте - одна из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящая от так называемого человеческого фактора, удельный вес которого среди причин транспортных происшествий достигает 90% и более.

Понятие «человеческий фактор» характеризуется чрезвычайной
многогранностью и сложностью. Это комплекс всех качеств человека,
оказывающих влияние на безопасность жизнедеятельности, происхождение
транспортных происшествий и аварий. Теоретически в это понятие также могут
быть включены все явления в организации безопасности движения, так или иначе
связанные счеловеком. Вот только основные моменты, которые определяют
уровень надежности и роль человеческого фактора в системе «человек -
транспортное средство - окружающая среда»: физиологическое и психологический состояние человека, инженерно-психологическая и профессиональная подготовка, эргономика рабочего места, морально-волевые качества работника, медицинский и психологический отбор, контроль функционального состояния во время работы, медицинская и психологическая поддержка.




Установлено, что более половины всех несчастных случаев происходит по вине человеческого фактора. Основной причиной аварийности на автомобильном транспорте является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Массовость нарушений ПДД свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников дорожного движения, о том, что сложившаяся система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения на сегодняшний день малоэффективна. При этом опросы общественного мнения показывают, что общество не осознает той опасности, которая потенциально присуща дорожному движению. Участники движения и пешеходы надеются, что опасность, которая носит вероятностный характер, их не коснется. Если водитель часто нарушает правила движения, и при этом ничего опасного не происходит, он утрачивает способность адекватно реагировать на опасность. Аналогична и реакция пешеходов. Таким образом, ситуация усугубляется низкой степенью информированности граждан о состоянии безопасности дорожного движения.



Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте. Железные дороги являются ведущим видом транспорта. На долю железных дорог СНГ приходится более 50% мирового грузооборота и 25% пассажирских перевозок. Средняя нагруженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз - по сравнению с другими развитыми странами.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, технических средств управления, ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов, и т.д. Более 40% железнодорожных аварий и катастроф происходит по вине путейских рабочих. Среди катастроф и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в подвижном составе на перегоне или станции.

По виду подвижного состава выделяют транспортные происшествия с пассажирскими поездами, грузовыми поездами, одновременно с обоими поездами, крушения поездов в метрополитене.

Следствием аварий и катастроф на станциях и перегонах являются:

-взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;

-пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений;

-разлив и выброс в атмосферу агрессивных и ядовитых веществ;

-поражение железнодорожных работников и пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами;

-значительный материальный ущерб



-жлезнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.

Так, 6 июля 1981г. в Индии пассажирский поезд сорвался в реку Багмати, в результате чего погибло 800 человек.

Еще одна страшная катастрофа произошла 3 июня 1989г. на перегоне Аша-Улу-Теляк (магистраль Москва-Владивосток, в 100км от Уфы). Из-за скопления в железнодорожной выемке большого количества газа, вытекавшего из трубопровода вблизи железной дороги, произошел чудовищной силы взрыв, вызвавший пожар. В двух раздавленных и объятых огнем пассажирских поездах (37 вагонов) находилось около 1200 пассажиров. Только спустя две недели удалось установить количество пострадавших (871человек) и погибших (331 человек).

Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках опасных грузов, особенно СДЯВ. Примерами таких железнодорожных ЧС могут служить аварии с утечкой серной кислоты на станции Минск, с параксилолом на станции Желобин.

В зависимости от численности пострадавших различают пять категорий железнодорожных катастроф:

I -до 5 человек;

II-6-15 человек;

III-16-30 человек;

IV-31-50 человек,

V- более 50 человек.

Аварии и катастрофы в метрополитене. В отдельный вид транспортных ЧС можно выделить ЧС в метрополитене. Проблема устранения последствий и ликвидации ЧС в метро заключается в том, что ЧС развивается под землей. Несмотря на то, что все российские линии метро спроектированы так, что пожарные и медицинские службы должны добираться до места происшествия в течение 5-10 минут — эти показатели сильно отличаются от реальных. При проектировании метрополитена так же были учтены вопросы дополнительного аварийного освещения, однако, аварии в Московском метро в за последние 10 лет показали, что аварийное освещение срабатывает только в 4 из 5 случаях [3]. К осложняющим факторам аварий в метро можно отнести панику и давку среди населения. МЧС Российской федерации при пожарах в метро рекомендует следующий алгоритм поведения:

1.Почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о пожаре по
переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не
допускать возникновения паники в вагоне, успокойте людей, возьмите детей за
руки. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через влажный носовой
платок.

2.Оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперёд детей и престарелых, затем
выйдите сами, сохраняя выдержку и спокойствие. Проверьте, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помогите этим людям покинуть его. Сразу же сообщите о пожаре
дежурному по станции и по эскалатору. Окажите помощь работникам метро,
используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства,
имеющиеся на станции.

3.При появлении в вагоне открытого огня во время движения постарайтесь
потушить его, используя имеющиеся под сидениями огнетушители или
подручные средства. Если это возможно, перейдите в незанятую огнём часть
вагона (лучше вперёд) и сдерживайте распространение пожара, сбивая пламя
одеждой или заливая его любыми негорючими жидкостями (водой, молоком и т.
п.). Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-
краном - это затруднит тушение пожара и вашу эвакуацию.

4.При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды
машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до
полного отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения
на выход откройте двери или выбейте ногами стёкла, выйдете из вагона и
двигайтесь вперёд по ходу движения поезда к станции. Идите вдоль полотна
между рельсами гуськом, не прикасайтесь к токоведущим шинам (сбоку от
рельсов) во избежание поражения электрическим током при включении
напряжения.

5.Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах
пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда.

Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте все его указания.

Пожарные депо в столице расположены таким образом, что спасатели могут прибыть в любую точку города, в том числе и на станцию метро, уже через 5-7 минут после вызова. В это время эвакуацией пассажиров будут заниматься все сотрудники метрополитена и работники милиции, которые находятся на станции. Даже при сильном пожаре люди не останутся в темноте. Аварийное освещение предусмотрено еще на стадии проектирования метро - так же, как и специальный режим вентиляции для удаления дыма. Ведь большинство людей погибает во время пожаров из-за отравления угарными газами.

Если люди почувствовали запах дыма или в салоне что-то загорелось, они должны немедленно сообщить об этом машинисту. Кнопка внутренней связи есть в каждом вагоне. А дальше нужно будет четко выполнять все указания машиниста и дежурных по станции. Можно попытаться погасить пламя, не дожидаясь спасателей. Огнетушители находятся в каждом вагоне под сиденьями [3].

Аварии и катастрофы на воздушном транспорте. В настоящее время воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. За сутки самолеты перевозят в среднем 300тыс. человек, за год - более 100 млн. пассажиров. Протяженность воздушных трасс - более 4 млн. км.

По мере развития воздухоплавания, освоения человеком воздушного пространства возросло и число воздушных аварий и катастроф. Это объясняется многими причинами: усложнилась авиатехника, увеличились скорости воздушных судов и их грузоподъемность, возросли психофизические нагрузки на экипажи, повысилась интенсивность работы аэродромного хозяйства. Современный самолет оснащен большим "количеством сложных систем управления полетом. Работа его протекает в условиях высокой плотности воздушного потока, постоянной вибрации, резких перепадов температур, значительных эксплуатационных нагрузок. Увеличились скорость полета, взлета и посадки.

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествия. Они могут произойти как в воздухе, так и на земле. Авиапроисшествия подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Под авиационной катастрофой понимается авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационная авария — происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее столь значительное разрушение самолета, что восстановительные работы невозможны и нецелесообразны.

Авиапроисшествия являются следствием так называемых особых ситуаций, снижающих уровень безопасности полета. Они могут возникнуть из-за отказа и неисправности отдельных деталей техники, вследствие неблагоприятных внешних условий (оледенение, молния и др.), недочетов в наземном обеспечении полета, несоблюдения правил эксплуатации и пилотирования, нарушения устойчивости и прочности самолета. Особые ситуации подразделяются на катастрофические, аварийные, опасные, а также на условия, усложняющие полет.

При возникновении опасной ситуации требуется немедленное вмешательство экипажа, при аварийной ситуации - экстренная посадка. Катастрофическая ситуация практически неотвратимо несет за собой гибель людей и самолета.

По данным Международной организации гражданской авиации, на регулярных авиалиниях мира с 1964 по 1979г. в среднем ежегодно происходило 30 катастроф, число погибших колебалось от 500 до 1000 человек и более. Сегодня ежегодно в среднем происходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж, а число жертв достигает 2000 человек.

Анализ катастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы:

-ошибки человека - 50-60%;

-отказ техники - 15-30%;

-воздействие внешней среды - 10-20%;

-прочие (невыясненные)-5-10%.

Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории.

По элементам полета они распределяются следующим образом:

-взлет - 30%;

-крейсерский полет — 18%;

-заход на посадку - 16%;

-посадка-36%.

Как видно из приведенных данных, не менее половины происшествий случается из-за ошибок человека, в подавляющем большинстве случаев — членов экипажа.

В настоящее время возросло количество столкновений воздушных судов во время крейсерского полета - 6-7% от общего числа катастроф.

Выживание при авиационных происшествиях - это система мероприятий, направленных на сохранение жизни. Она включает подготовку экипажа, организацию поиска и спасение терпящих бедствие. Особое значение имеет подготовленность членов экипажа к действиям в условиях нарушения герметичности кабины, пожара, сильной болтанки и др., умение пользоваться аварийно-спасательным снаряжением в целях обеспечения выживания пострадавших в различных климатогеографических условиях.

При необходимости вынужденной посадки вне аэродрома экипаж должен сообщить об этом пассажирам, попросить занять правильную позу в кресле, потребовать застегнуть привязные ремни, удалить объемные челюстные протезы, развязать галстуки, снять обувь на высоком каблуке, а затем проконтролировать выполнение этих требований. Очень важно в таких условиях не допускать паники среди пассажиров, чему способствуют спокойная и четкая информация и слаженная работа бортпроводников.

На воздушном судне, совершившем вынужденную посадку вне аэродрома, и получившем те или иные повреждения, возможно возникновение пожара (взрыва)

в ближайшие 1,5-3 мин.. В подобной ситуации экипажу следует быстро эвакуировать пассажиров и вынести пострадавших, если таковые имеются. Для эвакуации пассажиров необходимо использовать все выходные двери и аварийные люки.

Аварии и катастрофы на водном транспорте.

Под флагами более чем 130 стран мира воды Мирового океана бороздят свыше 55тыс. крупнотоннажных и 200 млн. мелких судов. Ежесуточно в морях и океанах находятся 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают 1 млн. человек. Вполне понятно, что при таком огромном количестве судов, несмотря на совершенство их конструкции и оснащение новейшими средствами судовождения, нельзя полностью избежать аварий и катастроф. По данным лондонского классификационного общества - Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет 350-400 судов общим тоннажем 600-800тыс. брутто-тонн, т.е. ежедневно в среднем гибнет одно судно. Как утверждает известный исследователь моря А.Бомбар, в результате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек. Кроме того, в течение года на 7000-8000 судов случаются серьезные аварии, не приводящие к катастрофическим последствиям.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

-кораблекрушение - гибель судна и его полное конструктивное разрушение;

-авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 ч (пассажирского - 12ч);

-аварийное происшествие.

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки подразделяются на две группы: допущенные при проектировании и строительстве судна и происшедшие в ходе его эксплуатации. Они приводят к столкновению и опрокидыванию судов, взрывам и пожарам на борту, посадке на мель, наездам на айсберги и ледяной покров или другие морские препятствия.

Так, вследствие грубых ошибок в сопровождении в 1986г. в районе Новороссийска пароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с грузовым судном. Оба судна потерпели кораблекрушение, а «Адмирал Нахимов» затонул, унеся за собой 430 жизней.

К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах на водном транспорте можно отнести:

-взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов, пристаней, к разрушению и потоплению судов, повреждению и разрушению элементов портового хозяйства;

-пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;

-разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории побережья, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

-колоссальный материальный урон морскому, речному и промысловому флоту.

К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов. За последние 20 лет вследствие роста танкерного флота резко возросло количество аварий и катастроф на нефтеналивных судах. Особенно опасны пожары и разлив десятков сотен тысяч тонн нефти и других нефтепродуктов.

Влияние природных условий на аварийность на транспорте. Одной из особенностей транспортных средств является высокая зависимость их функционирования от природных факторов.

Неблагоприятные метеорологические условия оказывают большое виляние на характер движения транспортного средства. Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием.

Для всех видов транспорта особую опасность представляет туман. Сильный туман создаёт почти полное отсутствие видимости. Скорость движения транспортных средств должна быть резко снижена. В авиации и на водном транспорте движение может быть полностью прекращено.

Одной из главных причин автотранспортных аварий являются скользкие дороги. При возникновении льда на дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью уменьшается до 0,08 - 0,15. Это приводит к резкому снижению безопасности движения высота и состояние снежного покрова на дороге также создают опасность для транспорта. Наличие снега на проезжей части уже с высотой в 3 - 5 см вызывает необходимость снижения скорости движения автомобилей. При высоте свыше 25 см движение становится невозможным. Основным способом защиты дорог от снежных заносов и борьбы с наледями является снегоочистка.

В авиации, сложную проблему безопасности жизнедеятельности представляет наземное обледенение самолётов, оказывающее влияние на лётно-тактические характеристики и способное вызвать авиационные происшествия. В целях обеспечения безопасности полётов, при образовании наземного обледенения любого вида, взлёт самолётов запрещается. Для защиты от наземного обледенения проводят распыление по поверхности самолёта противообледенительной жидкости, для удаления льда применяют тепловые обдувочные машины.

При эксплуатации транспортных средств в тёмное время суток, потенциальная опасность неблагоприятных метеорологических условий ещё более возрастает.

Условия движения по дорогам в тёмное время суток существенно отличаются от дневных. Сокращается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, многие предметы остаются вне зоны освещения фарами и появляются в освещенной зоне внезапно. Время реакции водителя также увеличивается в среднем в 2 раза. Нарушается цветовосприятие предметов, они различаются не по цвету, а по яркости. Таким образом, ограничение видимости при движении в тёмное время суток требует соблюдения безопасного скоростного режима и использования других мероприятий по повышению безопасности движения.

Непосредственное влияние на безопасность движения оказывает рельеф местности. Повороты дороги, крутые подъемы и спуски повышают опасность в управлении транспортным средством. Такие участки характеризуются повышенным количеством дорожно-транспортных происшествий. Для снижения степени риска, при проектировании и реконструкции автомобильных дорого применяют следующие решения: увеличение числа полос, выделение дополнительных полос для медленно едущих автомобилей на подъемах, нанесение разметки, регламентирующей направление движения, выравнивание и выпрямление опасных участков, установка соответствующих дорожных знаков.

Пересечение транспортными магистралями сезонных и суточных путей миграции животных представляет опасность не только для самих животных, но и может вызвать транспортные аварии и катастрофы. Особенно опасны столкновения легковых автомобилей с крупными животными. Для предотвращения наезда на животных применяются живые густые изгороди из колючих кустарников или сетчатые ограждения.

Серьёзную угрозу безопасности полётов представляют многочисленные столкновения птиц с самолётами. По рекомендации специалистов разработаны и применяются специальные громкоговорящие установки, воспроизводящие крики «бедствия» птиц и отпугивающие сигналы. Научными исследованиями в области предотвращения столкновения птиц с воздушными судами занимается авиационная орнитология [4].

Литература:

1.В.С. Сергеев «Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях», М., Gaudeamus.

2. Буланенков С.А., Воронков С.И. и др. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Калуга: ГУП "Облиздат", 2001

3. Буралев Ю. В., Павлова Е. И. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учеб. для вузов. - М.: Транспорт, 1999.

4.Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Под ред. О. Н. Русака. — СПб.: Издательство «Лань», 2000.

5.Человеческий фактор и безопасность // Евразия Вести. 2003. № 6.







Сейчас читают про: