double arrow

Промышленность и транспорт


Исторически первая форма промышленного производства – так называемая домашняя промышленность или домашние ремесло появилась на Слобожанщине примерно в VI-IV тыс. до н.э.

Последующее развитие производственных сил региона способствует последующему расширению ассортимента ремесленной продукции. Так, у племен ямной культуры, которые жили на Слобожанщине во второй половине III тыс. до н.э. высокого уровня достигло гончарство, ткацтво, выработка каменных орудий труда и оружия, строительное дело, связанное со строительством оборонных сооружений и жилищ. Есть данные, которые свидетельствуют о наличии специализации у племен ямной культуры. Археологи нашли мастерские, в которых изготовлялись орудия труда и оружие, предназначенные не только для обеспечения потребностей местного населения, но и для обмена.

Металлообрабатывающие промыслы впервые достигли на Слобожанщине относительно высокого уровня в XV-XII ст. до н. е., когда здесь жили племена срубной культуры. В них была довольно совершенная для того времени техника плотничьего дела, которая стала возможной благодаря использованию твердых и острых бронзовых орудий – топоров, тесел, ножей, и т.п.




Отделение ремесла от сельского хозяйства произошло на территории будущей Слобожанщины в период господства Хазарского каганата в VIII-X ст. Вместе с домашней промышленностью, которая продолжала занимать ведущие позиции, значительное распространение приобретает ремесло, которое перерастает в некоторых отраслях в действительно товарное производство. Главными центрами его сосредоточения стали большие городища, которые возникли здесь в этот период. Среди проживающего в них болгарского, аланского и славянского населения были ловкие кузнецы, строители, гончары, сапожники, ткачи, шаповалы, и другие специалисты, которые работали как на заказ, так и на рынок. Некоторые предметы, такие как, например, рыбий клей, нашли широкое распространение в пределах всей Хазарии, в соседней Киевской Руси и во многих других государствах. Важной отраслью предпринимательского ремесла была также черная металлургия. Железо плавилось в специальных горнах, фрагменты которых найдены археологами во многихместах Слобожанщины: Новая Покровка, Верхний Башкон, Волчанск, Старый Салтов, Юнакивка и др. На массовый спрос начали работать гончары. Ассортимент их продукции был достаточно разнообразным. Это горшки, миски, светильники, и т.п. Высокого уровня развития достигли отрасли ремесла, связанные со строительным делом: обработка дерева и камня, изготовление кирпича, извести. Об этом свидетельствуют, например, крепкие белокаменные стены местных городов, останки которых исследованы археологами, например, на Дмитревском городище в Белгородской, на Салтовском – в Харьковской областях. Завоевательные походы печенегов в X – в начале XI ст. нанесли Слобожанщине большой вред. Все города были превращены в руины, их население либо погибло, либо его забрали в рабство. Как известно, завоеватели полностью разрушили город Донец. Раскопки его городища в пригороде современного Харькова, продолжаются и в наши времена и открывают новые и новые свидетельства высокой ремесленной культуры этого древнеславянского города, его разветвленных торговых отношений.



С середины XI ст. ремесло на слобожанских землях начало быстро возрождаться. В регионе были восстановлены много старых и построены новые торгово-ремесленные города (Шарукань, Сугров, Балин, Донец и др.). Эти города были заселены преимущественно славянами и оставались центрами ремесленного производства до конца XIV ст. Этому способствовала политика половецких ханов, а с конца 30-х гг. XIII ст. администрации Золотой Орды, в состав которой вошла территория региона. Нашествие войск Тимура в 1395-1396 гг., а позднее междоусобица в самой Золотой Орде нанесли большой вред названным городам, которые по ордынским традициям не имели даже оборонных сооружений. Вместе с разрушением городов в регионе исчезли главные центры ремесленного производства. Это привело к резкому падению производственных сил, к потере многих видов ремесел, снижения качественного уровня изделий, нарушения связей ремесел с рынком.



Включение в XVII ст. территории «Дикого поля», как тогда называли Слобожанщину, в состав Российского государства, ее хозяйственное освоение украинскими и российскими переселенцами стало толчком к быстрому распространению здесь всех форм мелкого промышленного производства. Это сказалось, прежде всего, в появлении в регионе многочисленных городов и слобод с промышленной специализацией. Уже в 30-50-тые годы XVII ст. были основаны Хотмижск, Сумы; Острогожск, Харьков, Белополье, Лебедин, Мерефа, Краснокутск, Чугуев, Недригайлов и другие города. В последующие годы были построены Балаклея, Богодухов, Ворожба, Суджа, Змиев, Золочев, Коломак и др. Поощрительная «политика российского правительства, в частности Разрядного, а позже Великороссийского приказов и Белгородского воеводы, способствовала быстрому превращению городов Слободской Украины в торгово-ремесленные центры. Проводилось переселение посадских людей из центральных районов России. Местным ремесленникам и промышленникам был предоставлен целый ряд экономических льгот, и т.п. Так, в 1669 г. в своей жалованной грамоте царь Алексей Михайлович распорядился «...за прошлые и теперешние службы и за разорения, сделанные запорожцами, крымскими и ногайскими татарами и за осадное положение, оброчные деньги им (то есть слобожанам) отдать и заранее пожаловать промыслами промышлять безоброчно и беспошлинно».

Значительное влияние на развитие промышленности имели стратегические и торговые пути, которые проходили через территорию края. Они соединяли Слобожанщину с центральными регионами России, с Польшей, Крымским ханством и другими странами. Одним из первых возник в конце XVI – начале XVII ст. знаменитый Муравский шлях, что проходил от Перекопа к Туле. По Слобожанщине он прошел над р. Ворсклой (современные Сумская и Белгородские области). От Муравского пути, который часто называли ханской дорогою – отделились Изюмский и Кальмиуский пути. К менее важным относились: Бокаивский, Заколонский, Сагайдачный, Ромодановский, Обишкинский, Шебелинский, Сабинский, Бирюцкий, Кончаловский, Торский, Святогорский, Бахмутский, Боровский, Лозовский, Коломакский, Орельский и Малоперевозный пути, а также Старая и Новая посольская и Посольская дороги. Основную роль в перевозках этого периода получил волочной извоз, которым занимались слобожанские чумаки. От обычных телег чумацкие отличались большими размерами и надежностью. Парой волов перевозились от 60 до 90 пудов, четверкой запряженных волов не менее 120 пудов разных грузов. Угроза нападений со стороны татар, нагайцев, запорожских и донских казаков принуждала местных чумаков передвигаться хорошо вооруженными и организованными группами, куда входило по 100-200 и больше возов.

Чем дальше углублялся общественное разделение труда, росли производственные силы слобожанского населения, развивался транспорт, укреплялись экономические связи региона с другими частями России, тем более разрушались натуральные способы ведения хозяйства и прогрессировали местные ремесла и промыслы. Во второй половине XVII-XVIII вв. постоянно растущие потребности земледельческого населения, казачество и мещанства Слобожанщины удовлетворяло местное ремесленное производство и крестьянские промыслы, их характер обусловливался природными условиями края, а также спецификой земледелия и развитием торговли. Среди городских промыслов наибольшее развитие получило ткацкое, кожевенное, кузнечное и гончарное производство. Например, до конца XVII ст. в крае насчитывалось около 44 тыс. ремесленников. Среди них было 5190 ткачей, 4370 – сапожников, 3082 – портных и 596 кузнецов. На Слобожанщине в этот период уже существовали села, слободы и даже города, где население занималось каким-нибудь одним видом промыслов. Например, Новая Водолага славилась своими гончарами. В Липцах и Сумах был центр сапожного производства. В Борисовке – гончарного и иконописного, в Ахтырке – ткацкого, в Грайвороне – вязального, в Белополье – кожевенного и т.д. В Харькове ремесленники определенной специальности селились отдельными улицами, о чем говорят их названия –Рымарская, Кузнечная, Сапожная, Коцарская и другие, что дошли до наших дней. Повсеместно были распространены прибыльные винокуренные промыслы. Только в Острогожском уезде до конца XVIII ст. насчитывалось 157 винокурен, а в целом в Харьковском наместничестве – 1643, на которых ежегодно производилось более млн. ведер водки. Этим промыслом занимались в основном зажиточное население и монастыри. Например, такие помещики как П. А. Щербинин, генерал Неров, полковник Куликовский, сотник Дунин и др. Значительное место среди промыслов занимал мельничный. Ветряные, водяные и конные мельницы появились в регионе с первыми поселенцами. Наибольшее количество мельниц в основном водяных, было построено в конце XVIII ст. в Сумской (160) и Ахтырской (209) провинциях, по рекам Ворскле и Псел.

До распространенных промыслов в XVII-XVIII ст. также относились производства по обработке дерева (бочарный, корзинный, столярный и другие), строительный, чумацкий, селитровый, соляной, мыловаренный и много др. Все они уже принадлежали в основном, к мелкому товарному производству, что подготовило почву к постепенному развитию товарно-рыночных отношений.

В первой половине XVIII ст. на территории Слобожанщины начался процесс постепенного перерастания ремесла и промыслов в более высокую форму промышленности – мануфактуру. Как и во всей Российской империи, она здесь базировалась на ручной ремесленной технике и разделении труда. Самой распространенной в регионе была так называемая рассеянная форма мануфактуры, в которой предприниматель-хозяин не имел специального промышленного помещения и свою деятельность ограничивал обеспечением ремесленников сырьем и предметами производства, скупая затем у них произведенную продукцию, и сбывая ее. Эта форма мануфактуры широко использовалась в Харьковской, Курской и Воронежской губерниях аж до 20-30 гг. XX ст. Так называемая централизованная мануфактура, где наемные рабочие вели производство в общей мастерской была на Слобожанщине предшественницей фабрично-заводского производства, которому она в основном и уступила свое место к середине XIX ст. Третья форма мануфактуры – смешанная, также существовала в регионе. Она соединяла надомный труд с работой в общей мастерской. Основные принципы организации этой мануфактуры с успехом использовали позже на многих заводах и фабриках региона, раздавая работу домой. Например, все табачные фабрики Харьковской губернии в XIX – в начале XX ст. для изготовления папиросных гильз, как правило, нанимали женщин-надомниц.

Мануфактуры на Слобожанщине также разделялись по форме собственности: казенные, вотчинные (помещичьи), посессионные и капиталистические. Первые три типа мануфактуры чаще учреждались на труде крепостного или государственного крестьянства, а последние на наемном труде. В первой половине XVIII ст. почти все мануфактуры, какие возникли в регионе, принадлежали государству. Наибольшими предприятиями этого типа были Бахмутская и Торская солеварни. В 30-ые годы XVIII ст. они ежегодно производили около 200 тыс. пуд. соли, а в 50-ые гг. уже более 300 тыс. пудов соли. Бахмутская и торская соль находила спрос не только на местном рынке, но и далеко за пределами Слобожанщины. Вместе с вольнонаемными мастерами-солеварами на эти мануфактурные предприятия принудительно набиралась часть рабочих из числа государственных крестьян. На государственные средства была также создана Ахтырская табачная мануфактура. Она включала в свой состав не только производственные помещения с техническим оборудованием (прессы, котлы, ножи, сита, и т.п.) но и табачные плантации, на которых работало до 550 приписных крестьян. Продукция этого предприятия предназначалась главным образом для вывоза в другие регионы Российского государства, потому что в те времена слобожанское население еще обеспечивало себя собственным табаком. В 1774 г. в слободе Новая Водолага начала действовать государственная мануфактура по производству шелка, ее обслуживали преимущественно наемные рабочие. Одновременно с производством администрация этой мануфактуры пыталась распространить шелководство среди местного крестьянства. На производстве селитры специализировалась государственная мануфактура в городе Хотмыжск, где работали вольнонаемные из числа местного старозаемного крестьянства. Одна из первых суконных мануфактур была создана на Слобожанщине в 1719 г., в селе Глушково. Она была построена помещиком И. Дубровским на взятую у государства ссуду. Рабочие набирались главным образом из крепостных 18 ближайших сел: Титкино, Кориж, Званое, Комаровка и др. Мануфактура работала преимущественно на закупаемом сырье. Подобное суконное производство до конца XVIII ст. также возникло в селах Писаревка Ахтырского уезда и Микитовка Лебединского. Их хозяевами были князь Г. Голицин и генерал П. Коновницин.

В первой половине XIX ст. произошли качественные и социально структурные изменения в слобожанской промышленности. Если раньше большие промышленные предприятия принадлежали преимущественно государству и местным помещикам, то приблизительно с 30-х гг. с углублением рыночных отношений, постепенно увеличивалось количество предприятий, что принадлежали купцам, мещанам и особенно крестьянам. Одновременно начался процесс перерастания мануфактурной формы промышленности в фабрично-заводскую, которая использовала машинную технику и вольнонаемный труд. Под воздействием этих факторов в 30-50-ые гг. XIX ст. создаются более благоприятные условия как для улучшения традиционных ремесленных или мануфактурных технологий, так и для появления принципиально новых. Наиболее существенные изменения произошли в это время в сахарной промышленности Слобожанщины. Эти производства начали возникать в 20-ые гг. XIX ст. преимущественно в помещичьих латифундиях, что имели необходимые земли для плантаций сахарной свеклы и дешевую рабочую силу в лице крепостных. До 1845 г. в Харьковской губернии уже действовало 15 сахарных заводов, в том числе и 6 на слобожанских землях Курской и Воронежской губерний. Все они производили сахар новым на то время паровым методом. Наибольшую производительность имел сахарный завод Рединдера в слободе Шебекино Белгородского уезда, где работало до 200 наемных рабочих, и завод И. И. Хитрова в селе Головчино Грайворонского уезда, который поставлял сахар в Харьков на рафинадный завод Рединдера.

В пищевой промышленности вместе с уже традиционными возникла новая отрасль по производстве масла. Впервые в России способ получения масла из подсолнуха был изобретен на Слобожанщине крепостным графа Шереметьева Даниилом Бокаревым. Уже в 1833 р. Д. Бокарев построил в своей родной слободе Алексеевка (Воронежская губерния) первый большой масляный завод с конным приводом, и 1854 г. в этой слободе уже работало 16 подобных заводов, в том числе и три с паровыми машинами. Местное сельскохозяйственное сырье также перерабатывалось на нескольких тысячах мельниц, которые производили значительное количество муки. Среди них были водяные, ветряные, конные, но особенно выделялись большие паровые мельницы.

Всего в конце 50-х гг. на Слобожанщине действовало около 450 сравнительно больших предприятий, на которых работало до 10 тыс. наемных рабочих, преимущественно из числа местных государственных крестьян и мещан. Основная часть этих заводов находилась в Харькове. В первой половине XIX ст. также наметились значительные изменения в расположении промышленных предприятий на Слобожанщине. Промышленными центрами постепенно становятся такие города и большие слободы как Суммы, Ахтырка, Острогожск, Алексеевка, Новая Водолага, Белополье. Титкино, Борисовка, Грайворон и др.

Все тенденции, что наметились в сфере крупной промышленности, нашли свое дальнейшее развитие в пореформенный период. Реформы 60-70-х годов XIX ст. стимулировали развитие товарно-рыночных отношений и создали значительные возможности для промышленного производства. При этом лидирующее положение традиционно продолжала занимать пищевая отрасль. Удельный вес ее продукции до конца XIX ст. занимал до 74% всего промышленного производства Слобожанщины, а по количеству предприятий и числу рабочих на них до 50%. Среди них в первую очередь выделялось производство сахара. В 1912 г. насчитывалось 40 свеклосахарных и сахарорафинадных заводов, в том числе 27 в Харьковской, 9 на слобожанских землях Курской и 4 – Воронежской губерниях. За сезон эти заводы производили до 20 млн. пудов сахара-песка и рафинада, что более чем в два раза превышало стоимость производства всей другой местной пищевой промышленности. Развитие свеклосахарного производства в 1861-1914 гг. характеризовалось широким введением новой техники и технологии. Огневое производство вытеснялось паровым, а старый способ добывания сока из свеклы путем прессования в 90-ые гг. был окончательно вытеснен новым – диффузионным. В результате таких технических изменений на месте небольших производств возникали большие капиталистические. Среди владельцев местных свеклосахарных производств преобладали влиятельные сахарные магнаты России – Харитоненко, Кениг, Терещенко, Юсуповы, Толстые и др. Значительная часть предприятий вошла в монополистический синдикат сахарозаводчиков, правление какого находилось в Киеве. Синдикат регулировал цены на сахар на российском внутреннем рынке, что обеспечивало сахарозаводчикам высокие прибыли и содействовало дальнейшему развитию отрасли. В 1913 г. на Слобожанщине изготовлялось приблизительно 20,1% свекловидного сахара России, 3% европейского и более 2% мирового его производства. Большая часть произведенного сахара вывозилась из региона и продавалась как на российском внутреннем, так и на внешнем рынках.

Второе, место среди пищевой отрасли занимала во второй половине XIX в начале XX ст. мукомольная промышленность. До 1912 г. она насчитывала более 300 больших производств почти с тремя тысячами рабочих, работающих на них. Только на Харьковщине, на это время насчитывалось 223 мельницы. Они ежегодно производили продукции на 7830 тыс. руб. Во всех регионах Слобожанщины все больше строилось паровых мельниц, удельный вес водяных и особенно ветреных постепенно падал. Независимо от источника энергии мельницы представляли собой достаточно большие капиталистические предприятия со значительным оборотным капиталом. Свою продукцию местные мельницы сбывали как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Важное место в экономике региона занимала винокуренная промышленность. После 1861 года имело место небольшое сокращение количества винокуренных и спиртоочистительных заводов. Оно было связано с тенденцией к концентрации производства и значительным увеличением мощностей отставшихся заводов. Если в 50-60-ые годы XIX ст. на Слобожанщине действовало около 180 таких предприятий, то в 1912 году их осталось около 100. В то же время производство спирта выросло в несколько раз. Только в Харьковской губернии в это время ежегодно изготовлялось 3492 ведер безводного спирта.

Тенденция к концентрации была характерной и для пивоваренного производства. Если в 1861-1914 гг. количество заводов этой отрасли почти не выросло, однако выпуск продукции на них увеличился примерно в 10 раз. Основная часть из 29 слобожанских пивомедаваренных заводов была сосредоточена в Харьковском и Сумском уездах, хотя наибольший из них находился в городе Грайворонь Курской губернии и принадлежал Г.И. Штонгелю.

Развитие всех отраслей промышленности и железнодорожного транспорта, усиления товарности сельскохозяйственного производства способствовали повышению спроса на новую технику. Это стимулировало здесь развитие металлообработки и машиностроения. Центром этого производства становится Харьков. Только за первые два пореформенных десятилетия здесь открылись относительно крупные механические мастерские и заводы Н. X. Вестберга (позже А. П. Прянишникова), К. А. Трепке, Е.И. Мельгозе, Г.Р. Блумфельда и Тильстрема. На каждом из этих заводов работало до 150 рабочих, а два первых были оборудованы механическими двигателями. Среди изделий преобладали разнообразные сельскохозяйственные орудия: плуги, молотилки, веялки, конные грабли, дробилки. В 1879 г. было основано, а в 1882 г. начало выпуск продукции одно из наибольших производств – завод земледельческих машин акционерного общества Гельферих-Саде (теперь это моторостроительный завод «Серп и Молот»). В 1897 г. вступил в строй Харьковский паровозостроительный завод (современный завод транспортного машиностроения имени Малышева). Кроме паровозов он также изготавливал сельскохозяйственные машины, двигатели внутреннего сгорания и другую технику. В конце 90-х гг. были построены также машиностроительный и проволочный заводы российско-бельгийского общества. Всего в начале XX ст. слобожанская металлообрабатывающая (промышленность насчитывала около 120 сравнительно крупных предприятий, на которых работало до 10 тыс. рабочих. Численность предприятий продолжала расти и в последующие годы, (особенно после экономического кризиса в начале века). В годы первой мировой войны с прифронтовой зоны в Харьков были эвакуированы некоторые производства; из Риги – завод «Всеобщей компании электричества» (теперь ХЗМЗ) и веломастерская Лейтнера (современный Харьковский велосипедный завод) с Варшавы – машиностроительный завод Герляха и Пульста, и т.д. Одновременно со строительством новых предприятий достаточно быстро происходила их концентрация. В результате численность занятых в слобожанской металлообрабатывающей промышленности к 1917 году достигла почти 50 тыс. рабочих. Только на паровозостроительном заводе в это время работало до 7 тыс. рабочих, на заводе Гельферих-Саде – более 3 тыс., на заводе ВЕК – около 3,5 тис.

Вместе со значительными успехами в развитии фабрично-заводской промышленности в пореформенный период и в первые десятилетия XX ст. существенную роль в развитии производственных сил Слобожанского края продолжали играть ремесленные производства городского населения и кустарные сельские промыслы. Вместе они производили в это время не менее 30% валовой промышленной продукции. В некоторых производственных сферах этот показатель был еще выше и доходил до 100%. К ним относились целая группа деревообрабатывающих промыслов, в которых на 1914 г. было занято более 20 тыс. крестьянских предпринимателей (около 3% кустарей Российской империи). Особенно выделялось на Слобожанщине бочарное производство. К большим центрам которого относились слободы: Большая Писаревка, Котельва, Новая Водолага, Ольшаны, Борисовка и др. Значительных размеров в крае достигли промыслы по плетению из лозы корзин, мебели и других предметов. Этим производством занимались около четырех тысяч кустарей, в первую очередь в Купянском, Старобельском, Харьковском та Грайворонском уездах.

Вторая большая группа промыслов и ремесел была связана с переработкой животного сырья. В нее входили и кожевенники, шорники, сапожники, ткачи и другие промышленники, общая численность которых доходила в слобожанских регионах Харьковской, Курской та Воронежской губерний до 60 тыс. Около половины из этого числа было занято в кожевенном и сапожном промыслах. Это было связано со стойкой традицией слобожанского населения, «носить исключительно кожаную обувь, в том числе и лапти («кожанцы», «моршки», «щербаки», и т.п.) которые в отличие от других российских земель, было принято изготовлять из кожи. Наибольшего развития кустарно-ремесленное сапожное производство достигло в Старобельском, Грайворонском, Валковском, Изюмском и Харьковском уездах Главным его центром была слобода Новая Водолага Валковского уезда, где многие улицы полностью были заселены сапожниками. Большинство произведенной ими обувь отправлялась железной дорогой далеко за пределы края. Слобожанские кустари были также главными поставщиками товаров из кожи для российской армии в частности для войск Харьковского, а позже и Киевского военных округов.

В пореформенный период большое влияние на развитие производственных сил Слобожанщины, в том числе на фабрично-заводскую, кустарно-промысловую и ремесленную промышленность, существенно повлияло последующее развитие транспорта, и, в первую очередь, железнодорожного. В 1857 г. Главное общество российских железных дорог разработало широкую программу железнодорожного строительства, которая предусматривала, в первую очередь, соединение регионов товарного сельскохозяйственного производства, в том числе и Слобожанщины с центральными районами России и портами Черного и Балтийского морей. Недостаток государственных средств вынудил правительство вовлечь в железнодорожное строительство частный капитал, которому были гарантированы высокие прибыли – 5% на вложенные средства. Строительство Московско-Азовской железной дороги на Слобожанщине велось частным акционерным обществом во главе с С. Поляковым. Оно завершилось в 1869 г. В будущем году была сдана в эксплуатацию Курско-Киевская железная дорога, которая прошла через северо-западную часть слобожанских земель. В 1871 г. начал работать участок Харков-Полтава, а в 1878 г. Мерефа-Ворожба Харковско-Кременчугской (с 1873 г. Харьковско-Николаевской) железной дороги. В 1894 г. открылось движение на железнодорожных участках Кириковка – Ахтырка и Боромля – Лебедин. Через Воронежскую часть Слобожанщины прошли Воронежско-Ростовская и Харковско-Балашовская железные дороги. Эти железные дороги образовали разветвленную транспортную сеть, которая связала все слобожанские земли, как между собой, так и с российскими и мировыми рынками.

Значительные изменения состоялись в пореформенный период также в развитии сухопутного транспорта, среди которого в то время преобладал гужевой. Строились новые дороги, как местного, так и общероссийского значения. На них возводились мосты, переправы, почтовые станции и другая дорожная инфраструктура. Главный вклад в это сделали местные земства, которые выделяли на дорожное строительство до 30% своего бюджета.

Всего в конце XIX – в начале XX ст. на Слобожанщине протяженность главных дорог составила около 5 тыс. верст (2 тыс. верст почтовых и более 3 тыс. транспортных). К основным почтовым дорогам в регионе относились Московская, Кавказская и Полтавская почтовые трассы. Давними и наибольшими транспортными дорогами оставались Муравский, Сагайдачный, Бакаивский, Рыбинский, Изюмский, Кальмиуский и другие пути. Однако почти все дороги в регионе характеризовались существенными недостатками – не имели твердого покрытия и поэтому были пригодными для использования лишь в относительно сухую погоду. Только в Харькове и его предместьях, а также в Изюме, Волчанске и Острогожске были построены дороги с местного природного камня («рогалика»), а остальные дороги замащивались хворостом и постоянно требовали ремонта.

В годы гражданской войны и интервенции (1917-1919 гг.) промышленность и транспорт Слобожанщины были почти совсем разрушены. Большинство крупных заводов и фабрик лежало в руинах, а их оборудование было разграблено. В 1920-1921 гг. продолжало работать менее 40% местных преимущественно небольших промышленных предприятий, но и они имели крайне изношенное оборудование и чувствовали острый недостаток сырья и топлива. Особенно резко сократилась сырьевая база пищевой промышленности. Например, производство сахара через уменьшение посевных площадей сахарной свеклы в регионе составляло не более 5% от довоенного уровня. Было разрушено большинство железнодорожных мостов и станционных зданий, паровозы и вагоны, выведено из строя значительное количество железнодорожного полотна. Вследствие этого Слобожанщина превратилась в практически отрезанной от других территорий страны регион. Кризисное положение в промышленности и на транспорте было значительно осложнено экономической политикой Советского государства. Были национализированы все отрасли фабрично-заводской промышленности, транспорт, банки, средства связи. После двух неудачных попыток установления контроля над местной промышленностью и ее национализацией (в январе – феврале 1918 г. и феврале – июне 1919 г.) это задание было выполнено большевистскими структурами власти только в начале 1920 г. В результате национализации около 500 предприятий (80% от их общего количества), на них в значительной мере было дезорганизовано управление, нарушены производственные традиции, связи с поставщиками сырья.

Однако, невзирая на численные объективные и субъективные трудности в 1920-1921 гг. на Слобожанщине началось постепенное возрождение промышленности. Серьезную помощь в этом Харьковской, Курской и Воронежской губерниям оказало Советское государство. Так, только на восстановление промышленности Харькова с 1 января по 15 февраля 1920 г. СНК РСФСР было выделено 3035 млн. крб. Из многих регионов России прибыли опытные специалисты, направлялись станки, другое оборудование и сырье.

Возобновлению и последующему развитию промышленности в значительной мере способствовал переход государства к так называемой новой экономической политике. С весны 1921 г. большинство мелких и средних предприятий было возвращено прежним владельцам или передано в аренду организациям или желающим частным лицам. Крупные предприятия, которые остались в государственном управлении, переводились на хозрасчет. Перестраивалась вся система планирования и управления промышленностью, поощрялась хозяйственная инициатива администрации предприятий и местных органов власти. Во время финансовой реформы 1922 г. в обращение был введен червонец. Это способствовало развитию торговли и улучшению расчетов между предприятиями. Для создания новых производств активно привлекался частный капитал. Были открыты возможности для массового развития небольших промышленных предприятий и кустарных промыслов. Даже частичный возврат к основным принципам рыночной экономики, которые действовали в России, в том числе и на Слобожанщине, до 1917 г. сразу же позволило заметно оживить местную промышленность. В 1922 г. выпуск промышленной продукции достиг 30% довоенного уровня. Быстрее всего шел процесс восстановления пищевой и легкой промышленности, потому что она требовала для своего возрождения довольно небольших средств. До 1924/1925 гг. хозяйственного года ее основные отрасли, за исключением сахарной, достигли довоенного уровня производства. В это время начала выпуск продукции государственная суконная фабрика «Красная нить», кожный завод № 7 «Большевик», Харьковская чулочная фабрика и др.

Постепенно поднимались из руин предприятия металлообрабатывающей промышленности. Здесь тоже наметились заметные позитивные изменения. Уже осенью в 1922 г. возобновило работу наибольшее предприятие Слобожанщины – Харьковский паровозостроительный завод. Стали работать и другие крупные предприятия: ХЕМЗ, «Сельмаш» (Серп и Молот), завод фон Дитмара, который стал называться «Свет шахтера», канатный завод им. Петровского, и т.д. До 1925 г. производство на этих предприятиях уже превысило довоенный уровень.

Вместе с возрождением старых предприятий на Слобожанщине в те годы также строились и новые, начинает осваиваться производство новых видов продукции. Особое внимание уделялось сельскохозяйственному машиностроению. На отдельных заводах было налажено производство плугов, на заводе «Серп и Молот» начали выпуск тракторных молотилок, которые не уступали по качеству заграничным. В регионе были сделаны первые шаги для развития тракторостроения, для чего в 1923 г. на Харьковском паровозостроительном заводе развернулись работы по переоборудованию вагонного цеха на тракторный. Со многих городов страны для нового цеха было направлено необходимое оборудование и станки. Из Москвы и Петрограда были командированы квалифицированные специалисты. Первые гусеничные трактора «Коммунар» были изготовлены здесь к середине 1924 г., а на протяжении следующего года цех выпустил уже более 100 тракторов. На базе велосипедных мастерских, эвакуированных в годы первой мировой войны из Риги в 1923 г. был создан велосипедный завод. В поселке Красная Бавария был построен завод для производства подвесных канатных дорог «Подвесдор».

В целом в 1924/1925 хозяйственном году возрождение промышленности Слобожанщины в основном было закончено. Заводы и фабрики возродили валовое производство и производительность труда. На большинстве из них оно достигло довоенного уровня. Это было достигнуто, прежде всего, в результате существования различных форм собственности в промышленности и временного восстановления рыночных отношений. Если среди крупных предприятий Харьковской губернии государству принадлежало 73,5%, кооперативам – 17,3% и только 9,2% – частным предпринимателям, то среди средних и мелких фабрично-заводских предприятий была другая картина. Здесь с 3197 губернских предприятий 296 (9,3%) были государственными, 197 (6,2%) – кооперативными, 2704 (84,5 %) – частными.

В первые годы нэпа вместе с фабрично-заводской промышленностью еще больших успехов достигли кустарные производства и ремесла. Объяснялось это тем, что они не требовали больших расходов на сырье, топливо, машины. Немалую роль также сыграли традиции, накопленные слобожанским населением. Кустарно-ремесленная промышленность в восстановительный период давала более 50 % всей промышленной продукции Слобожанщины. Государство на этом этапе всячески поддерживало мелких предпринимателей, создавало для них разнообразные льготы, втягивая их в промышленную кооперацию, и т.д. В первой половине 20-х гг. на Слобожанщине насчитывалось не менее 60 тыс. кустарных товаропроизводителей. Вместе с городскими ремесленниками, строителями и другими кустарями их численность доходила ориентировочно до 300 тыс. Функционально-отраслевая структура кустарно-ремесленной промышленности в первой половине 20-х гг. осталась примерно такой же, как и в предшествующий период. Она характеризовалась высоким удельным весом нескольких промышленных групп. В промыслах по обработке древесины (бондарный, токарный, колесный, тележный, столярный, корзинный) было занято более 18% всех слобожанских кустарей и ремесленников. В обработке кож и изготовлении из них изделий (кожевенный, сапожницкий, шорный, шубный, шапочный) работало до 23%, обработкой металла (кузнечный, слесарный) занималось до 12%, глины (гончарный, кирпично-черепичный) – до 9%, волокна (ткацкий, веревочный) – до 18%, в изготовлении одежды – до 16%. Значительная группа слобожанских кустарных промышленников в этот период была занята в сфере строительства и гужевого транспорта.

С середины 1920-х гг. начался новый этап в развитии слобожанской промышленности, который отмечался тем, что последующий рост промышленного производства стал возможным лишь при условиях коренной модернизации старых предприятий и крупномасштабного строительства новых. В этих условиях руководство страны приняло решение о развертывании индустриализации, главным источником финансирования которой стало сельское хозяйство. Невзирая на то, что индустриализация сопровождалась определенным разорением аграрного сектора и свертыванием рыночных отношений, характерных для периода нэпа, она давала и позитивные результаты. С каждым годом рос выпуск промышленной продукции. Уже в 1926/27 хозяйственном году объем валовой продукции лишь на Харьковщине увеличился на 187% в сравнении с предшествующим годом.

Во второй половине 20-х и в 30-ые годы в развитие местной индустрии были вложены большие средства, за счет которых за это время были построены и реконструированы более чем 600 предприятий. Быстрыми темпами в регионе развивалась машиностроительная отрасль, валовая продукция, которой в 1940 г. превысила уровень 1913 г. почти в 30 раз. На предприятиях Слобожанщины производилось оборудование для металлургии и железнодорожного транспорта, трактора, сеялки, молотилки, и другая техника для сельского хозяйства. Начинают здесь производиться турбогенераторы и электродвигатели, уникальные приборы и станки разных модификаций для потребностей всего народного хозяйства СССР. Например, накануне войны Харьковский станкостроительный завод, введенный только в 1936 г., изготовлял больше станков, чем все заводы дореволюционной России. В 1931 г. завершилось строительство Харьковского тракторного завода. Первая машина сошла с его конвейера 1 октября названного года, с мая 1932 г. предприятие начало выпускать 100 тракторов на сутки, а с сентября 1933 г. – 145. После реконструкции «ХТЗ» в 1937 г., он перешел на выпуск гусеничных тракторов «СХТЗ-НАТИ». Большое производство молотилок МК-1100, которые раньше закупались за границей, было налажено с 1928 г. на заводе «Серп и Молот». В 1932 г. вступила в строй первая очередь Харьковского турбогенераторного завода, проектная мощность которого вдвое превысила возможности наибольшего в мире завода американской компании «Дженерал электрик». С 1934 г. это предприятие в основном достигло проектной мощности. Харьковский электромеханический завод был реконструирован в 1937 г. и занял одно из ведущих мест в советском машиностроении. В 1938 г. его коллектив освоил выпуск около 126 разнообразных видов продукции, в том числе мощных трансформаторов и электроаппаратуры для блюмингов. На Харьковском паровозостроительном заводе с 1930 г. было начато производство мощных судовых и стационарных дизельных двигателей. Самолеты, которые выпускались с 1927 г. на Харьковском авиационном заводе, который был создан на базе небольшой мастерской, вытеснили из гражданской авиации самолеты иностранных фирм.

Широкая программа электрификации народного хозяйства требовала создания в годы первых пятилеток целой сети электростанций. Наибольшей из них в регионе стала Харьковская районная электростанция (Эсхар), проектная мощность которой в 91 тыс. кВт. позволила в основном обеспечить электроэнергией промышленность Харькова. При ХТЗ была построена мощная теплоэлектроцентраль.

В 20-ые – 30-ые гг. на Слобожанщине также было построено большое количество новых предприятий легкой и пищевой промышленности. В Харькове были построены большие трикотажная и обувная фабрики с конвейерным производством на них. Реконструировались и строились новые сахарные заводы. Например, в 1937 г. был построен новый крупнейший в регионе Купянский сахарный завод.

Вместе с реконструкцией старых предприятий и массовым строительством новых, промышленное развитие Слобожанщины характеризовалось также коренными изменениями в структуре промышленности и в формах собственности. В первую очередь, быстро сокращался удельный вес частной собственности. Со свертыванием частного сектора, в состав которого на Слобожанщине входили преимущественно кустарно-ремесленные заведения, произошли изменения в соотношении между государственной фабрично-заводской промышленностью и мелкой кустарно-ремесленной. До конца 1930-х годов удельный вес мелкой промышленности, какая была, как правило, частной за формой собственности, по производстве валовой продукции снизилась до 2-3%, а по численности занятых в производстве – до 5%. Таким образом, политика Советского государства по свертыванию и ликвидации малых форм частного производства привели к нарушению созданного за столетие баланса – между крупным и малым производством, что негативно сказалось на последующем развитии промышленности, сельского хозяйства и других сфер региона.

Значительные изменения в промышленности региона в годы первых пятилеток потребовали дальнейшего развития транспортной железнодорожной системы. Был разработан целый комплекс мероприятий по электрификации железных дорог, введении мощного подвижного состава (паровозов, электровозов и тепловозов, вагонов и т.п.), автосцепка и автоблокировка, обновление части железных дорог, строительство вторых путей на многих железнодорожных участках и т.д. Например, на слобожанских землях Воронежской области в 1935 г. началось строительство второго пути железной дороги Валуйки – Алексеевка – Лиски – Поворено. Повсеместно строились автомобильные дороги. Вырос парк автотранспорта, который на внутренних перевозках быстро вытеснил гужевой транспорт. Постепенно развивается гражданская авиация. В мае 1924 г. начались полеты по маршрутам Харьков – Полтава – Киев, Харьков – Кировоград – Одесса, а в следующем году Харьков – Артемовск – Ростов. От Харьковского аэровокзала, построенного в 1930 г., совершали полеты такие совершенные для того времени самолеты, как ПС-33, ПС-84, К-5 и другие. От Харькова впервые поезда пошли за границу, в частности к нынешнему Ирану.

С первых дней Великой Отечественной войны началась перестройка промышленности на военный строй. Так, на ХТЗ уже в июле 1941 года удельный вес военной продукции составил около 20%, а в сентябре – около 80%. Железнодорожный транспорт также был переведен на военный график движения. В этот период Южная железная дорога ежесуточно пропускала до одной тысячи вагонов с военными и хозяйственными грузами. В августе – сентябре началась эвакуация многих местных промышленных предприятий в восточные районы СССР. Только из Харькова в это время было отправлено 320 эшелонов с заводским оборудованием. В период оккупации и военных действий за освобождение края материально-техническая база промышленности была почти полностью разрушена. Оказались разрушенными и ограбленными около двух тысяч промышленных предприятий, электростанций и объектов железнодорожного транспорта. В Германию было вывезено оборудование и станки со многих предприятий, в том числе с таких крупных, как ХТЗ, ХЕМЗ, турбинного, станкостроительного, «Серп и Молот» и др.

Со дня освобождения Харькова 23 августа 1943 г. на Слобожанщине началось возрождение промышленности и сельского хозяйства. Помогала в этом вся страна. Из разных ее концов в регион направлялись различные машины, станки, металл, стройматериал и др. Сюда было командировано много высококвалифицированных инженеров, техников, рабочих. Например, возрождать ХТЗ помогали коллективы Горьковского автозавода, Московского и Куйбишевского подшипниковых, Алтайского тракторного и многих других предприятий. Возрождению электропромышленности помогал Московский завод наркомата електропромышленности. В результате большой помощи на протяжении 1943-1945 гг. в регионе была возрождена значительная часть промышленных предприятий, которые начали производство как военной, так и мирной продукции. Уже осенью 1943р. ХТЗ выпустил первые трактора, турбоногенераторный завод летом в 1944 г. изготовил первые турбины. Для обеспечения Советской Армии необходимым электрокабелем в 1943 г. был создан завод «Южкабель». В целом до конца 1948 г. промышленность региона достигла довоенного уровня, а в 1950 г. превысила его на 11%, в том числе в машиностроении и металлообработке на 25%. Ежегодное производство тракторов выросло в два раза, молотилок – в пять, транспортеров – в четыре. Производительность труда выросла на 25%. Вместе с возобновлением и реконструкцией старых предприятий в этот период началось широкое строительство новых. Только в Харькове были построены новые заводы: подшипниковый и «Электротяжмаш», тракторных двигателей, самоходных шасси, предприятия электротехнической, строительной, легкой, пищевой промышленности. На многих предприятиях внедрялись новые технологии, налаживался выпуск принципиально новых машин и механизмов. Завод транспортного машиностроения первым в стране начал производство тепловозов ТЕ-1, тракторный завод освоил выпуск дизельного трактора ДТ-54, завод «Серп и Молот» – комбайновых моторов, «ХЕМЗ» – новейших типов электродвигателей, завод «Свет шахтера» – оборудования для горнообрабатывающей промышленности.

Возраждался железнодорожный транспорт. До конца четвертой пятилетки на территории Харьковской и смежных областей эксплуатационная длина железной дороги достигла довоенной. Было отремонтировано или заново построено около 4 тыс. км железнодорожного полотна, более 500 мостов, 300 станций и других транспортных объектов. Грузооборот Южной и других магистралей увеличился в полтора раза в сравнении с 1940 годом. Значительно пополнился и обновился подвижной состав.

После того, как трудности послевоенного возрождения остались в прошлом, местная индустрия вступила в новый этап своего развития, который продолжался до конца 80-х годов и характеризовался, с одной стороны, ростом объема производства, а с другой стороны, качественно новыми факторами – развитием механизации и автоматизации производства, внедрением новых технологий, выпуском высокоэффективных машин и агрегатов. Наиболее быстрыми темпами в эти годы продолжало развиваться машиностроение и, в первую очередь, такие его отрасли, как приборостроение, станкостроения, сельскохозяйственное машиностроение, радиотехническая промышленность и другие отрасли, которые должны были обеспечить технический прогресс и повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов. На первое место в отраслевой структуре машиностроительной промышленности в 60-80-ые годы постепенно вышло тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, большая часть предприятий их союзного комплекса были размещены в Харьковской области. На них в этот период производилась достаточно разнообразная продукция: трактора, двигатели для тракторов и комбайнов, тракторных двигателей, самоходные шасси, поршни для тракторных двигателей, горючая аппаратура, пусковые двигатели, разнообразные запчасти. Так, с конвейера ХТЗ в 1967 г. вышел миллионный трактор, а в 1982 г. – двухмиллионный. Спросом, особенно среди земледельцев, пользовались трактора ХТЗ: ДТ-54А, ДТ-20, ДТ-161, Т-25, Т-75, Т-74, Т-150. Моторостроительный завод «Серп и Молот» освоил строительство моторов более чем для 30 типов сельскохозяйственных машин. Среди построенных и капитально реконструированных в это время производств дали свою первую продукцию заводы тракторных двигателей, самоходных шасси, Купянский чугунолитейный, Чугуевский топливной аппаратуры и др.

Среди предприятий энергетической, транспортной, электротехнической, химической и других отраслей машиностроительного цикла в 60-80-ые годы выделились такие крупные предприятия, как «Электротяжмаш» и Харьковский турбогенераторний завод. Турбинами, которые производились на этих заводах, оснащались некоторые ГЕС и АЭС как в нынешних странах СНГ, так и в дальнем зарубежье – Болгарии, Румынии, Польше, Кубе, КНР и других. Харьковский авиационный завод впервые в мире начал выпускать турбореактивные пассажирские авиалайнеры Ту-104, потом Ту-124, Ту-134. Завод транспортного машиностроения им. Малышева, который производил тепловозы, перешел на выпуск мощных дизель-генераторов. Продукция гигантов электротехнической промышленности ХЕМЗа, ХЕЛЗа, «Южкабеля» и других нашла широкое применение практически во всех отраслях народного хозяйства СССР, а также экспортировалась в более чем 60 стран мира.

Топливно-энергетический комплекс Слобожанщины получил в 60-80-ые годы свое последующее развитие за счет строительства Змиевской ТЭЦ мощностью 2,4 млрд. кВт. Вместе со Славянской ТЭЦ и несколькими местными ТЕЦ (Чугуев, Эсхар и Сумы и др.) она составила энергетическую базу региона. Линии электропередач объединили электростанции региона в единую энергосистему, которая вошла в объединенную систему Юга СССР.

Значительную часть необходимой электроэнергии регион начал получать от Курской и Нововоронежской АЭС. Значительное место в топливно-энергетическом комплексе занимала в это время такая молодая отрасль как газовая. Открытое и промышленное освоение газовых месторождений в Харьковской и Сумской областях позволило значительно улучшить в крае топливный баланс. К середине 80-х годов в его структуре удельный вес газового топлива уже составлял более 70%. Разработка газовых месторождений, особенно Шебелинского, также дало большой толчок развитию местной химической промышленности. Были построены Андреевский газобензиновый завод, Первомайский химкомбинат и др.

Дальнейшее развитие в 60-80-ые годы получила легкая и пищевая промышленность, валовая продукция которых увеличилась за этот период в десятки раз. В функционально-отраслевой структуре слобожанской промышленности на их судьбу в этот период приходилось до 30% произведенной в регионе валовой промышленной продукции. Среди отраслей легкой промышленности лучше всего развивались шерстяная, пеньково-джутовая, трикотажная, швейная, меховая и обувная. Основная часть предприятий этой отрасли была сосредоточена в Харькове, Валках, Купянске, Волчанске, Богодухове, Южном, Мерефе, Сумах, Ахтырке, Лебедине и других городах. В пищевой отрасли традиционно лидировала сахарная промышленность. Были расширены и реконструированы практически все сахарные заводы, в результате чего в регионе быстро росло производство сахара. Второе место после сахарной по числу занятых рабочих в пищевой отрасли занимала хлебопекарная промышленность, предприятия которой в эти годы были построены во всех больших населенных пунктах региона. Последующее развитие получили и другие отрасли пищевой промышленности – спиртовая, мясная, молочная, маслобойно-жировая, кондитерская, плодоконсервная, пивоваренная и т.д. В 60-80-ые годы значительно изменилась география промышленности. Новым явлением в индустриальном развитии Слобожанщины в это время стало крупномасштабное строительство предприятий не только в традиционном промышленном центре – Харькове, но и в других городах, и других населенных пунктах региона. В Балаклее был построен наибольший в СССР цементный завод. Дали первую продукцию Купянский литейный завод, Первомайский химкомбинат, Андреевский газобензиновый и Орельский сахарный заводы. Большими промышленными центрами становятся Сумы и Ахтырка, где в 60-80-ые годы были построены несколько предприятий, которые выпускали оборудование для химической промышленности, электронные микроскопы, насосы для тепловых и атомных электростанций, тяжелые компрессоры. В Лебедине был построен завод станочных узлов. На слобожанских землях Белгородщине в 1974 г. был введен в эксплуатацию Алексеевский завод химического машиностроения. Заработали Шебекинский машиностроительный завод, Тамаровский и Шебекинский авторемонтные заводы, Грайворонский завод тепловозного электрооборудования, Борисовский завод мостовых металлоконструкций. В 60-80-ые годы на Слобожанщине продолжалась работа по развитию транспорта. В широких масштабах осуществлялась электрификация железных дорог, перевод их на электровозную и тепловозную тягу. В 1961 г. вступил в строй электрифицированный участок Харьков – Белгород – Курск, а к середине 80-х годов протяжность электрифицированных линий составила на Слобожанщине около 1500 км. Основной объем перевозок грузов и пассажиров в этот период почти полностью выполнялся лишь на электрической или тепловозной тяге. Непрерывно совершенствовался вагонный парк. Характерным для 60-80-х гг. был рост удельного веса в перевозке грузов и пассажиров автомобильного транспорта. Это вызывало в регионе широкое строительство автомобильных дорог с твердым покрытием, протяжность которых в 1985 г. составила около 40 тыс. Через Слобожанский край проходят таки большие автомагистрали как Москва – Симферополь, Киев – Харьков, Киев – Курск, Москва – Киев, Сумы – Харьков и др. За послевоенные годы значительно выросла протяженность линий воздушного транспорта. Из Харьковского и Сумского аэропортов в этот период самолеты Аэрофлота выполняли рейсы во многие города СССР. Главные авиалинии обслуживали реактивные и турбинные самолеты, в том числе и построенные на ХАЗе.

Таким образом, объективные показатели развития слобожанской промышленности и транспорта в послевоенный период свидетельствуют об определенных успехах в этой сфере. В то же время необходимо констатировать, что чаще всего это достигалось экстенсивным путем, резервы которого постепенно уменьшались. Кроме того, на развитие промышленности и транспорта негативно влияла административно-командная система их управления, запрещение частной собственности, в том числе и малых форм промышленного предпринимательства, отсутствие рыночных механизмов в экономике государства, и тому подобное. Вместе взятые эти факторы вели к постепенному снижению темпов экономического развития, а в перспективе – к серьезному кризису.

С 1985 г. промышленность Слобожанщины вступила в полосу очередных реформ, основное содержание которых при всей их завуалированности сводилось к изменению форм собственности. Начался процесс обратный тому, что имело место в 1917-1924 гг. Господствующую в промышленности ранее государственную собственность, постепенно начинает вытеснять частная. Причем, как и в 1917-1920 гг. это проходит не в результате естественных процессов, а под сильным административным влиянием государства. Другой особенностью реформы был их курс на формирование рыночных отношений, в частности в промышленной сфере. Накануне и в первые годы реформы промышленный комплекс региона включал в свой состав до двух тысяч предприятий. Произведенная на них продукция в общей стоимости местного народного хозяйства составила приблизительно 80%, что говорит о чрезвычайно высоком уровне индустриализации Слобожанщины. Основу промышленного комплекса в эти годы составляли такие важные отрасли, как машиностроение, металлообрабатывающая, химическая, топливно-энергетическая, строительная, легкая, пищевая. Функционально-отраслевая структура промышленности региона характеризовалась высоким удельным весом тяжелой промышленности. На нее припадало до 70% произведенной валовой промышленной продукции. Первое место занимал машиностроительный комплекс, который выпускал более 55% всей произведенной промышленной продукции. Значительную роль на Слобожанщине сохранили отрасли, непосредственно связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья, прежде всего это пищевая промышленность, которая производила до 20% стоимости товарной продукции. Легкая промышленность производила более 10% стоимости товарной продукции.

Такая функционально-отраслевая структура слобожанской промышленности в основном сохранилась и в 90-ые годы. В этот период реформы по переходу к рыночным отношениям набрали значительный темп, но, одновременно, они столкнулись с серьезными трудностями: расторжением традиционных хозяйственных связей в результате распада СССР, кризисом неплатежей, трудностями с обеспечением сырьем, топливом, электроэнергией и т.д. В результате этого уже в 1990 г. началось снижение промышленного производства и через два года оно составило в регионе около 10%. Наибольшее сокращение имело место в химической, пищевой, комбикормовой и других отраслях. Меньше стали производить электроэнергии, тракторов, двигателей для тракторов и комбайнов, цемента, разнообразных станков, турбин, самолетов и т.п. Выход слободской промышленности из этого кризисного положения и ее последующее развитие тесно связаны, в первую очередь, с перспективой перехода ее основной части в частную собственность и строительству цивилизованных рыночных отношений, как в Украине, так и в Российской Федерации.







Сейчас читают про: