Понятие структуры капитала и факторы ее определяющие

Условия формирования прибыли любого предпри­ятия в значительной степени зависят от структуры ис­пользуемого им капитала. Структура капитала представля­ет собой соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности.

Структура капитала, используемого предприятием, определяет многие аспекты не только финансовой, но и операционной и инвестиционной его деятельности, оказывает активное воздействие на конечные результаты этой деятельности. Она оказывает влияние на коэффи­циент рентабельности активов и собственного капитала (т.е. на уровень экономической и финансовой рента­бельности предприятия), определяет систему коэффи­циентов финансовой устойчивости и платежеспособности (т.е. уровень основных финансовых рисков) и в конеч­ном счете формирует соотношение степени прибыльно­сти и риска в процессе развития предприятия.

Формирование структуры капитала неразрывно связа­но с учетом особенностей каждой из его составных частей.

Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:

1. Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особен­но за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприя­тия без необходимости получения согласия других хозяй­ствующих субъектов.

2. Более высокой способностью генерирования при­были во всех сферах деятельности, т.к. при его исполь­зовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.

3. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном пе­риоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:

1.Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на от­дельных этапах его жизненного цикла.

2. Высокая стоимость в сравнении с альтернатив­ными заемными источниками формирования капитала.

3. Неиспользуемая возможность прироста коэффи­циента рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового левериджа, так как без привлече­ния заемного капитала невозможно обеспечить превы­шение коэффициента финансовой рентабельности деятель­ности предприятия над экономической.

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую ус­тойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности приро­ста прибыли на вложенный капитал (т.е. не получает эффект финансового левериджа).

Заемный капитал характеризуется следующими поло­жительными особенностями:

1. Достаточно широкими возможностями привле­чения, особенно при высоком кредитном рейтинге пред­приятия, наличии залога или гарантии поручителя.

2. Обеспечением роста финансового потенциала пред­приятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хо­зяйственной деятельности.

3. Более низкой стоимостью в сравнении с собствен­ным капиталом за счет обеспечения эффекта "налого­вого щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из на­логооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

4. Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собствен­ного капитала) за счет эффекта финансового левериджа.

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

1. Использование этого капитала генерирует наибо­лее опасные финансовые риски в хозяйственной дея­тельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала.

2. Активы, сформированные за счет заемного капи­тала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачи­ваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за то­варный кредит и т.п.).

3. Высокая зависимость стоимости заемного капи­тала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более де­шевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

4. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъек­тов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страхо­вых компаний, банков или других хозяйствующих субъек­тов предоставляются, как правило, на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабель­ности деятельности (за счет использования эффекта финансового левериджа), однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

Необходимость учета разнообразных положительных особенностей и недостатков использования собствен­ного и заемного капитала в процессе развития предпри­ятия предопределяет разработку на предприятии целе­направленной политики формирования его структуры. Политика формирования структуры капитала представля­ет собой составную часть общей политики управления прибылью предприятия, заключающуюся в обеспечении такого сочетания использования собственного и заемного капитала, которое оптимизирует соотношение уровня фи­нансовой рентабельности и уровня финансовых рисков в соответствии с избранными критериями управления при­былью.

Практика показывает, что не существует единых рецептов эффективного соотношения собственного и за­емного капитала не только для однотипных предприя­тий, но даже и для одного предприятия на разных стади­ях его развития и при различной конъюнктуре товарного и финансового рынков. Вместе с тем, существует ряд объективных и субъективных факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру ка­питала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии. Основными из этих факторов являются:

1. Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность. Пред­приятия с высоким уровнем фондоемкости производст­ва продукции в силу высокой доли внеоборотных акти­вов, имеет обычно более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала. Кроме того, харак­тер отраслевых особенностей определяет различную про­должительность операционного цикла. Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при про­чих равных условиях) может быть использован предпри­ятием заемный капитал.

2. Стадия жизненного цикла предприятия. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для своего развития боль­шую долю заемного капитала, хотя для таких предпри­ятий стоимость этого капитала может быть выше сред­нерыночной (на предприятиях, находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, уровень финансовых рисков более высокий, что учитывается их кредитора­ми). В то же время предприятия, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере должны использовать собствен­ный капитал.

3. Конъюнктура товарного рынка. Чем стабильней конъюнктура этого рынка, а соответственно и стабиль­ней спрос на продукцию предприятия, тем выше и безо­пасней становится использование заемного капитала. И наоборот — в условиях неблагоприятной конъюнктуры и сокращения объема реализации продукции использова­ние заемного капитала ускоренно генерирует снижение уровня прибыли и риск потери платежеспособности; в этих условиях необходимо оперативно снижать коэф­фициент финансового левериджа за счет уменьшения объема использования заемного капитала.

4. Конъюнктура финансового рынка. В зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижа­ется стоимость заемного капитала. При существенном возрастании этой стоимости дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения (при котором использование заемного капитала приведет к резкому снижению уровня финансовой рентабельнос­ти, а в ряде случаев — и к убыточной операционной деятельности). В свою очередь, при существенном сни­жении этой стоимости резко снижается эффективность использования долгосрочного заемного капитала (если кредитными условиями не оговорена соответствующая корректировка ставки процента за кредит). Наконец, конъюнктура финансового рынка оказывает влияние на стоимость привлечения собственного капитала из внешних источников — при возрастании уровня ссудного про­цента возрастают и требования инвесторов к норме при­были на вложенный капитал.

5.Уровень рентабельности операционной деятельности.

При высоком значении этого показателя кредитный рей­тинг предприятия возрастает и оно расширяет потен­циал возможного использования заемного капитала. Однако в практических условиях этот потенциал часто остается невостребованным в связи с тем, что при высо­ком уровне рентабельности предприятие имеет возмож­ность удовлетворять дополнительную потребность в ка­питале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибыли. В этом случае собственники предпо­читают инвестировать полученную прибыль в собствен­ное предприятие, обеспечивающее высокий уровень от­дачи капитала, что при прочих равных условиях снижает удельный вес использования заемных средств.

6. Коэффициент операционного левериджа. Рост при­были предприятия обеспечивается совместным проявле­нием эффекта операционного и финансового левериджа. Поэтому предприятия с растущим объемом реализации продукции, но имеющие в силу отраслевых особеннос­тей ее производства низкий коэффициент операцион­ного левериджа, могут в гораздо большей степени (при прочих равных условиях) увеличивать коэффициент финансового левериджа, т.е. использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала.

7. Отношение кредиторов к предприятию. Как пра­вило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга пред­приятия руководствуется своими критериями, не совпа­дающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособности предприятием. В ряде случаев, не­смотря на высокую финансовую устойчивость предпри­ятия, кредиторы могут руководствоваться и иными кри­териями, которые формируют негативный его имидж, а соответственно снижают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответствующее отрицательное влияние на возможность привлечения предприятием заемного капи­тала, снижает его финансовую гибкость, т.е. возможность оперативно формировать капитал за счет внешних ис­точников.

8. Уровень налогообложения прибыли. В условиях низких ставок налога на прибыль или использования предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капитала, привлека­емого из внешних источников, снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при исполь­зовании заемных средств уменьшается. В этих условиях более предпочтительным является формирование капи­тала из внешних источников за счет эмиссии акций (при­влечения дополнительного паевого капитала). В то же время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно повышается эффективность привлечения заемного капитала.

9. Финансовый менталитет собственников и менед­жеров предприятия. Неприятие высоких уровней рисков формирует консервативный подход собственников и менеджеров к финансированию развития предприятия, при котором его основу составляет собственный капи­тал. И наоборот, стремление получить высокую прибыль на собственный капитал, невзирая на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к финансирова­нию развития предприятия, при котором заемный капи­тал используется в максимально возможном размере.

10. Уровень концентрации собственного капитала. Для того, чтобы сохранить финансовый контроль за управлением предприятием (контрольный пакет акций или контрольный объем паевого вклада), владельцам предприятия не хочется привлекать дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже несмотря на благоприятные к этому предпосылки. Задача сохранения финансового контроля за управлением предприятием в этом случае является критерием формирования дополнительного капитала за счет заемных средств.

С учетом этих факторов управление структурой капи­тала на предприятии сводится к двум основным направ­лениям — 1) установлению оптимальных для данного предприятия пропорций использования собственного и заемного капитала; 2) обеспечению привлечения на пред­приятие необходимых видов и объемов капитала для достижения расчетных показателей его структуры. Ниже рассматриваются особенности управления структурой капитала по каждому из этих направлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: