Прежде чем перейти к рассмотрению основного предмета этой главы, остановим свое внимание на некоторых элементах теории капитала.
Теория капитала занимает существенное место в экономической теории, так же как и капитал в экономике. Элементы теории капитала просматривались еще в теории Аристотеля, но впервые последовательно и системно это понятие было проанализировано К. Марксом, раскрывшим сущность капитала на основе учения о прибавочной стоимости. К. Марксом была предложена всеобщая формула капитала
, | (29) |
где Д – первоначальный капитал, выраженный в форме денег; Т – товары и услуги, произведенные за счет Д; – возросший за счет производства и реализации Т первоначальный капитал; – прибавочная стоимость или приращение капитала. Таким образом, капитал есть стоимость, приносящая прибавочную стоимость, или капитал есть то, что дает дополнительный капитал. Так или иначе капитал не может быть статичным, он может рассматриваться как динамическая, развивающаяся система. Движение капитала, которое включает его авансирование, применение в производстве, реализацию товара и возврат к исходной денежной форме, образует его кругооборот. Для того чтобы процесс производства, капиталистического производства, был непрерывным, каждый индивидуальный капитал должен одновременно находиться в той или иной форме (денежной, производительной, товарной), причем в определенной количественной пропорции. Капитал, который проходит в своем движении указанные стадии, принимая соответствующие функциональные формы, К. Маркс назвал промышленным капиталом, являющимся лишь частным случаем капитала вообще. В современной экономической науке доминирует толкование капитала как блага, использование которого позволяет увеличить будущие блага. При этом капитал выступает необязательно в форме денег: его главный признак – приносить какой-то доход (блага) своему владельцу. Одна и та же ценность (вещь, предмет, благо и т.д.) может быть или не быть капиталом в зависимости от того, каким образом с ее помощью извлекает себе доход владелец этой ценности. Сама по себе никакая ценность не является капиталом; чтобы стать им, она должна служить средством самовозрастания богатства в той или иной форме.
|
|
С позиции трудовой теории стоимости К. Маркса средством возрастания богатства владельца производства (капитала) является такой товар, как рабочая сила. Вообще, рабочая сила есть способность человека к труду, совокупность его физических, духовных сил, благодаря которым он производит жизненные блага. Рабочая сила объективно существует в любом обществе, но в качестве товара она может выступить лишь при выполнении двух условий:
|
|
· владелец рабочей силы должен быть юридически свободной личностью, т.е. иметь право распоряжаться своею рабочей силой;
· владелец рабочей силы должен быть лишен средств производства, а следовательно, и средств существования.
Как и все другие товары, рабочая сила обладает стоимостью. Стоимость этого товара определяется в классической теории стоимостью тех средств существования, которые необходимы для нормального (простого) воспроизводства рабочей силы, т.е. для поддержания и продолжения жизни работника и его семьи. Потребительная стоимость проявляется в процессе потребления рабочей силы, т.е. в процессе труда, в результате которого она в отличие от других товаров создает новую стоимость, притом большую, чем она сама стоит. Этот избыток стоимости и составляет прибавочную стоимость, выраженную в , т.е. прибыли.
Оппозиционируя К. Марксу, западная экономическая мысль не связывает прибыль с прибавочной стоимостью и результатом эксплуатации наемной рабочей силы. Теория факторов производства (Ж.-Б. Сей, Дж. Б. Кларк) определяет прибыль как результат производительности самого капитала; представители теории воздержания (Н. Сениор, Е. Бем-Баверк) рассматривают прибыль как результат «воздержания» капиталов от потребления благ в настоящем ради потребления в будущем, а сторонники распространенной теории рисков трактуют прибыль как трудовой доход предпринимателя, как факторный доход, доход на особый ресурс – предпринимательскую способность. При этом выделяют два вида прибыли: нормальная – как плата предпринимателю за услуги по управлению и экономическая (чистая) – как вознаграждения за риск и неопределенность в его деятельности. По мнению B. Шумпетера, прибыль – это только доход новатора, который исчезает под влиянием конкуренции.
В настоящее время существуют различные подходы в оценке капитала фирмы. Разнообразие подходов инициируется сложной природой капитала, его взаимосвязанной структурой, которая под воздействием социально-экономических преобразований претерпевает изменения. Однако чаще всего при оценке капитала обращаются к его «бухгалтерской» интерпретации, согласно которой капиталом называют все активы (средства) фирмы. Активы, в свою очередь, – это вся собственность фирмы, поддающаяся денежной оценке. Выделяют четыре вида активов:
1) текущие активы, которые могут быть использованы или реализованы в течение года (товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность);
2) основные фонды в форме промышленного оборудования и имущества со сроком службы более года;
3) инвестиции (в виде акций, облигаций и т.п.);
4) неосязаемые активы, к которым относят торговые марки, патенты, авторские и другие права, постоянство клиентуры, стратегические перспективы, творческий потенциал работников и т.д. – все то, что обеспечивает конкурентное преимущество фирмы на рынке. Неосязаемые (нематериальные) активы напрямую связаны с интеллектуальным капиталом фирмы.
Само по себе понятие «активы» характеризует работоспособность, полезность капитала, которая оценивается таким показателем, как доходность. В общем случае под доходностью капитала понимают отношение годовой прибыли или добавленной стоимости, приносимой капиталом, к величине самого капитала. В экономической теории и практике, как и в случае полезности, более приемлемой с точки зрения динамики извлечения прибыли оказывается предельная доходность, представляющая собой вклад в создание добавленной стоимости каждой новой единицы капитала. Для физического капитала установлена зависимость, характеризующая убывание предельной доходности – закон убывающей предельной доходности (физического) капитала. Однако для его интеллектуальной (нематериальной, неосязаемой) части этот закон оказывается не вполне приемлемым.
|
|
В современной экономике капитал не теряет, а скорее укрепляет свои позиции как фактор производства. Вместе с тем в структуре капитала, отражающей его многообразие, происходят заметные изменения. В условиях обостряющейся конкуренции на ведущие позиции выдвигается интеллектуальный капитал. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, являясь ключевым ресурсом развития, основой создания, сохранения и преумножения богатства. В процессе формирования и использования интеллектуального капитала включаются коммерческие и производственные предприятия, научные и проектные организации, государственные и общественные учреждения, т.е. все субъекты рыночных отношений. С помощью интеллектуального капитала экономика становится более информационной, более технологичной, более инновационной. Она использует новую эффективную бизнес-практику и заново перестраивает отношения между поставщиками, производителями, инвесторами, потребителями. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние.
Интеллектуальный капитал во многом схож с физическим капиталом. Во-первых, оба капитала возникают в результате вложений ресурсов. Во-вторых, оба капитала приносят своему владельцу доход. В-третьих, оба капитала подвержены моральному износу, оба требуют затрат на свою поддержку. Однако между ними существуют и существенные различия:
· физический капитал имеет материальную природу (материальные активы), интеллектуальный – нематериальную природу (нематериальные, невидимые, неосязаемые активы);
· физический капитал полностью принадлежит фирме, ее владельцу, а интеллектуальным капиталом фирма владеет совместно с наемными работниками (человеческий капитал) и потребителями или иными контрагентами (потребительский капитал);
|
|
· физический капитал оценивается совершенными затратами или результатом определенных действий в прошлом; интеллектуальный капитал, создаваемый прошлыми инвестициями, оценивается показателями эффективности его будущего использования;
· для оценки физического капитала применяются преимущественно стоимостные (финансовые) показатели, для оценки интеллектуального капитала – комбинация стоимостных и преимущественно нестоимостных показателей.
Впервые понятие «интеллектуальный капитал» ввел в научный оборот Дж. Гэлбрейт в 1969 г. С тех пор экономическая теория и практика существенно развили содержание этого понятия, определили его значение и особенности, обозначили условия и механизмы его формирования и развития [12]. Наиболее полное и конкретное представление интеллектуального капитала дает его структура (рис. 5), включающая три составные части: человеческий, организационный и клиентский (или потребительский) капитал.
Человеческий капитал – это часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, учений, навыков и мотиваций, которые имеет каждый человек. Этот капитал лежит в основе инновационной деятельности, направленной на непрерывное повышение качества и эффективности труда.
Человеческий капитал (по определению) является собственностью своего носителя – человека и не принадлежит в явном виде владельцу фирмы. Принимая во внимание этот факт, а также то, что человеческий капитал является основой совершенствования и развития фирмы, важнейшим фактором ее конкурентоспособности, владелец фирмы заинтересован, с одной стороны, в развитии этого капитала, как правило, путем интенсивного обучения персонала, с другой – в его скорейшей материализации, т.е. в конкретном использовании. Нормальное разрешение данной ситуации способствует повышению скорости оборота этого капитала, его роста и доходности.
Организационный капитал – это часть интеллектуального капитала, представляющая организационные возможности фирмы реагировать на требование рынка. К элементам организационного капитала относятся информационные системы, базы и хранилища данных и знаний, организационные структуры и организационно-управленческие решения, процедуры, технологии, системы управления, аппаратно-программные комплексы, авторские права, патенты, ноу-хау, лицензии, товарные знаки, культура организации.
Организационный капитал имеет отношение к организации в целом, является собственностью фирмы и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи. Основным источником организационного капитала является человеческий капитал, благодаря которому он формируется и совершенствуется под воздействием клиентского капитала. С другой стороны, он создает организационные возможности развития и эффективного использования человеческого и клиентского капитала. Благодаря организационному капиталу реализуются синергетические особенности интеллектуального капитала.
Клиентский, или потребительский, капитал – это часть интеллектуального капитала, которая складывается из связей и устойчивых отношений с потребителями, поставщиками, конкурентами, другими сообществами через бренды, торговые марки, имидж фирмы. Потребительский капитал выражается через количество и качество постоянной клиентуры организации. В соответствии с соотношением Парето постоянные клиенты составляют лишь 20 % всей клиентуры, приносящей 80 % прибыли фирмы. Формирование этого капитала тесно связано с организацией взаимодействия с элементами внешней структуры (среды), с организацией внешних коммуникаций. С другой стороны, данные коммуникации активным образом способствуют развитию человеческого и организационного капитала, объективной направленности процесса развития. Клиентский капитал не может быть полностью обособленным: его сила в единстве среды (клиентуры) и системы (фирмы), отношения между которыми должны иметь целесообразный характер.
Получила распространение и другая классификация, согласно которой интеллектуальный капитал подразделяется на такие три составляющие, как компетенция персонала, внутренняя и внешняя структуры (рис. 6). Такой состав интеллектуального капитала идентичен предыдущей структуре: внутренняя структура соответствует организационному капиталу, внешняя – клиентскому, а компетенция персонала – человеческому. Форма представления структуры интеллектуального капитала (рис. 6) подчеркивает условность границ между его составляющими, их взаимозависимость, предопределяющую системность, целостность.
Представленные модели интеллектуального капитала раскрывают его содержание, но не вскрывают механизм его формирования и развития. Основная причина заключается в статичности этих моделей, в констатации многообразия сущности интеллектуального капитала как сложной открытой системы. Динамическая природа капитала (по определению) заставляет обратиться к его процессному представлению. В качестве основных могут быть взяты процессы информатизации, интеллектуализации и организации, т.е. те процессы, которые характеризуют объективно сформировавшиеся тенденции современного этапа социально-экономического развития.
Процесс информатизации можно отнести к наиболее значительным явлениям современной экономики, всей общественной жизни, определившим новое, постиндустриальное направление развития общества. В понятие «информатизация» зачастую закладывается чисто технологический смысл, при котором темпы и масштабы информатизации определяются количественными оценками, показателями технических особенностей информационных средств, систем и технологий. При этом происходит подмена цели средствами, поскольку вполне очевидно, что бурно развивающиеся компьютерно-коммуникационные (цифровые) технологии являются лишь средствами удовлетворения возрастающих потребностей в общении, в информации, информационном ресурсе, который в современных экономических и экологических условиях приобретает все более и более приоритетную роль во всех сферах жизнедеятельности. При рассмотрении информации как ресурса становится недостаточной ее классическая, количественная оценка (К. Шеннон, Н. Винер и др.). Актуальными и продуктивными представляются семантический и прагматический подходы (А. Харкевич, М. Бонгард, Д. Чернавский и др.), в которых отражаются смысл информации, ее ценность, полезность. Несмотря на субъективность и относительность, именно эти характеристики информации становятся определяющими в решении основной задачи информатизации – активизации и повышении эффективности использования информационного ресурса. При такой оценке процесса информатизации проявилась зависимость его эффективности от образовательного, интеллектуального уровня субъектов информационных коммуникаций, т.е. человеческого капитала.
Процесс интеллектуализации целесообразно рассматривать как комплексный процесс повышения интеллектуального уровня информационных человеко-машинных систем. Ранее этот процесс представлялся в виде двух достаточно автономных составляющих. К первой можно отнести процесс интеллектуализации компьютерных информационных средств, базирующийся на традиционных методах инженерии знаний. Вторая составляющая связана с процессом непрерывного обучения персонала, осуществляемого не только в традиционных образовательных формах, но и в ходе самой профессиональной деятельности, сопровождаемой постоянным обменом знаниями при анализе производственных ситуаций и решении актуальных проблем. Этот процесс нашел свое яркое выражение в концепции обучающейся организации, способной совершенствовать знания, умения, навыки на индивидуальном и коллективном уровнях. В настоящее время процесс интеллектуализации стал приобретать синергетический характер, т.е. характер совместности действий, сотрудничества элементов естественного и искусственного интеллекта в рамках единой организации (интеллектуальной организации). Таким образом, организационный фактор стал одним из важнейших в процессе развития интеллектуального потенциала.
Процесс организации – это процесс постоянного совершенствования организационных структур, повышения эффективности организационного потенциала. В этом процессе, процессе структурной адаптации открытой системы, внешние и внутренние организационные преобразования неразделимы, поскольку эффективность организованности проявляется в процессе их взаимодействия. Повышенный интерес к организационному фактору во многом стимулирован современными научными достижениями в области теории систем, в частности такой науки, как синергетика. Синергетическая концепция, ориентированная на процессы самоорганизации, оказалась наиболее приемлемой в условиях динамично развивающейся экономической системы. Для практической реализации синергетической парадигмы управления был создан важнейший инструмент – сетевые информационные технологии. Применение сетевых информационных технологий, принципов информационных сетей, способствующее развитию бизнес-систем, привело к формированию в теории менеджмента сетевых моделей организации, к их виртуальной интерпретации и, в конечном счете, к отрицанию необходимости строгого организационного построения (структур организации). Таким образом, развитие коммуникационных средств, способствующих возрастающему проникновению гетерархической составляющей в изначально господствующую иерархическую структуру управления, обеспечило приоритет самоорганизации в процессе более эффективного способа объединения по отношению к директивным формам организации.
Указанные процессы представляют собой три функциональных компонента развивающейся системы (рис. 7). Структуру этой системы дополняют связи:
· «Инф»-«Инт» – предоставление персоналу ценной информации, позволяющей повысить его компетенцию, интеллект, т.е. фактически обеспечивать процесс обучения персонала;
· «Инт»-«Орг» – повышение уровня интеллектуального взаимодействия персонала, достижение путем самоорганизации наиболее рациональных организационных решений;
· «Орг»-«Инф» – наращивание информационного ресурса за счет отображения (архивирования) наиболее рациональных решений (организационно-распорядительная документация) в различных возникающих в процессе функционирования проблемных ситуациях;
· «Инф»-«Орг» – обеспечение развитой коммуникации между персоналом, системой и средой (сетевые информационные технологии), позволяющей свободно формировать наиболее рациональные внутренние и внешние организационные структуры (как путем организации, так и самоорганизации) при интенсивно изменяющихся условиях функционирования;
· «Орг»-«Инт» – организация процессов коллегиального анализа проблемных ситуаций и коллективного принятия решений, заключающих в себе обмен знаниями и, как следствие, повышение индивидуального и коллективного интеллекта;
· «Инт»-«Инф» – пополнение информационного ресурса более качественной, более ценной информацией, генерируемой возрастающим интеллектуальным потенциалом.
Введение информатизационного компонента в структуру интеллектуального капитала выделяет и укрепляет позиции когнитивной и коммуникативной составляющих, имеющих начальную роль в каузальном представлении процесса развития интеллектуального капитала. По определению, данному в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», процесс информатизации направлен:
− на обучение или, иначе, снятие неопределенности при принятии решений путем предоставления новой ценной информации о проблемной области;
− обеспечение доступа к различным источникам такой информации, знаний;
− организацию развитой коммуникации, общения.
Важнейшими задачами информатизации являются формирование хранилищ информации, знаний и создание свободного, доступного информационного пространства. Таким образом, от того, как эффективно реализуется процесс информатизации в первую очередь зависит процесс формирования и развития интеллектуального капитала. С другой стороны, регистрируемые с помощью средств информатизации возникающие в процессе функционирования продукты организационной и интеллектуальной деятельности обособляются и становятся собственностью организации, увеличивая ее информационный ресурс, а следовательно, и интеллектуальный капитал.
Определение интеллектуального капитала как взаимосвязи указанных компонентов позволяет более содержательно и алгоритмично представить синергетический механизм его развития благодаря, во-первых, целесообразности бинарных отношений между этими компонентами, во-вторых, наличию положительных связей (цепочек), образующих циклы развития. С точки зрения целесообразности «Инф» удовлетворяет потребность «Орг» в коммуникации, а «Орг» обеспечивает «Инф» информацией о рациональных организационно-управленческих решениях. Далее «Инф» удовлетворяет потребность «Инт» в новой ценной информации, необходимой для повышения компетенции, а возникающий при этом интеллект генерирует более качественные, более ценные знания, пополняя и развивая «Инф». И наконец, «Инт» обеспечивает потребность «Орг» в более совершенных организационных решениях, а «Орг» предоставляет «Инт» коллективный ресурс как важнейший фактор интеллектуализации организации. Относительно положительных связей следует обратить внимание на две характерные цепочки:
«Инф» ® «Инт» ® «Орг» ® «Инф» (30) и «Инф» ® «Орг» ® «Инт» ® «Инф» (31)
В качестве исходного звена в этих цепочках можно было бы принять любой процесс. Выбор процесса «Инф» обусловлен не только контекстом рассматриваемой проблемы, но и тем, что процесс развития любой системы имеет информационное начало, выше обозначенное двумя основными направлениями информатизации.
При получении и представлении новой ценной информации процесс развития осуществляется по цепочке (30), в соответствии с которой на первом шаге происходит обучение или интеллектуализация воспринимающего данную информацию персонала. Повышение интеллектуального уровня способствует развитию коммуникативных способностей, что, в свою очередь, приводит к образованию новых деловых связей – как интра-, так и интерактивных. В результате такой самоорганизации изменяются внутренняя и внешняя структуры фирмы, а следовательно, и ее функциональное содержание. Изменения структуры и функции порождают новую информацию, регистрация которой, например, посредством организационной документации может рассматриваться как положительное приращение «Инф». Кроме этого, изменение функции системы всегда приводит к изменению качества результатов ее функционирования, изменению качества ее продукции, а следовательно, к появлению новой информации, отражающей новое качество и способ ее достижения. Это также составляет суть процесса «Инф».
Если процесс «Инф» совершенствуется по второму направлению, по направлению развития коммуникаций, то это инициирует положительную связь, обозначенную цепочкой (31). Развитие коммуникаций обычно направлено на улучшение взаимодействия персонала фирмы в процессе выработки принятия и реализации управленческих решений, на совершенствование организационных структур как путем самоорганизации, так и организации. Эффективность организационных изменений выражается в синергии отдельных интеллектуальных составляющих организации (естественных и искусственных), приводящей к развитию «Инт», к появлению новых качественных решений, закрепляемых в информационном фонде фирмы, т.е. в «Инф». Такова возможная последовательность процессов «Инф», «Орг», «Инт» и снова «Инф» по второму контуру положительной обратной связи, которая, равно как (30), определяет динамику прогрессивного развития интеллектуального капитала.
При наличии целесообразности бинарных отношений между компонентами системно-процессной модели интеллектуального капитала оба контура могут действовать одновременно. Более того, при таких отношениях образуется разветвленная структура интеллектуального капитала, при которой любые положительные изменения в каждом компоненте вызывают адекватную реакцию со стороны других компонентов, приводящую к росту интеллектуального капитала в целом. Динамика интеллектуального капитала приобретает синергетический характер.
Отсутствие целесообразности в отношениях между выделенными процессными компонентами исключает динамику интеллектуального капитала в его целостном представлении из-за «разрыва» положительных связей. Так, например, информатизация фирмы может оказаться неэффективной или даже бессмысленной, если интеллектуальный уровень персонала не будет достаточным для восприятия ее результатов. Это относится и к получению и представлению новой ценной информации, и к формированию новых, эффективных коммуникаций. Нарушается взаимосвязь процессов «Инф» и «Инт», а также «Инф» и «Орг» в силу того, что недостаточны темпы процесса «Инт». Неслучайно современные фирмы не жалеют средств на повышение образовательного уровня своего персонала, представляя процесс «Инт» как ключевой в процессе своего развития.
Представленная схема динамики интеллектуального капитала, раскрывающая механизм его формирования и развития, позволяет сформулировать основные принципы построения системы управления, направленной на постоянное развитие интеллектуального потенциала организации и, как следствие, повышение ее конкурентоспособности на современном рынке.