Экскурс 2.2

Тип эмпирических данных с точки зрения возможностей их актуального получения

Проблема неспецифичности типов показателей по отношению к изучаемым проблемам

Тип данных с точки зрения исследовательской цели

Психологическое исследование и психологическое исследование – их цели надо разводить, что показывает относительность методических процедур с точки зрения разных контекстов

Цель обследования: исследовательские приемы – экспериментальные пробы, реализация постановки психологического диагноза; экспериментально-клинический метод (результаты эксперимента для обоснования заключения); задача анализа индивидуального случая, идеографический подход

Цель исследования: познание психологических закономерностей

Общие и специальные методики: разная связь каких-то показателей с конкретными проявлениями психологической реальности (базисными процессами), реконструируемыми на их основе

· Специальные методики: изучение чего-то одного (тест Бурдона – особенности внимания), входят в разные исследовательские схемы

· Неспецифичность методики: относительная свобода в выборе гипотетических конструктов или интепретационных схем

o Наблюдение не только как перекодирование информации

o Методические средства = психологическая интерпретация – неправильно. Любые методики могут изменяться с точки зрения понимания процессов, реконструируемых по результатам применения

Классификация психологических методов Р. Кеттэла по критерию типа эмпирических данных:

· L (life record) – жизненные документы. Поучены в более ранних исследованиях, Или их составляет сам испытуемый. Это свидетельства прошлого, фиксация продуктов прошлой психологической деятельности. Как исторические документы. При интерпретации – реализация нормативов анализа документов

· T (test) – из актуального исследования, к ним можно применять формы контроля, могут быть перепроверены. Это результаты тестов, фиксирующих показатели достижения (как форма «реактивного» поведения испытуемого). Дифференциально-психологический характер: сопоставление результатов разных людей в тех же ситуациях

· Q (questionare) – из актуального исследования, к ним можно применять формы контроля, могут быть перепроверены

Психолог, отдел кадров, сведения о частоте совершения водителями автопарка ДТП, построение многоуровневой переменной, сопоставление этой переменной с показателями другой психологической переменной – случай со статистическими данными

Психолог, отслеживание частоты ДТП, задавание интересующих вопросов -> множество информации об условиях ДТП, личностных реакция водителей на случившееся, субъективных причинах и пр. – случай с расширенными возможностями проверки каузальных гипотез


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: