Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера

Поппер: как же развивается наука?

Основной норматив роста объективного знания – выведение из теорий как дедуктивных конструкций следствий, проверяемых опытным путем

Уровень общих гипотез (теоретических, дедуктивных конструкций, формулировок законов) и частных гипотез (эмпирических, относимых к обобщениям эмпирически установленных закономерностей)

Теоретические гипотезы – положения, прямо не проверяемые, а дедуктивно полагаемые в рамках той или иной теории

Проблема операционализации переменных: гипотеза есть, а методических средств нет

Хольцкамп: общие высказывания задают сеть теории, общие высказывания перпендикулярны частным

Поппер: два параллельных уровня частных и общих гипотез. Но между ним есть переход: общие высказывания, касающиеся формулировок законов, могут быть проверены на истинность в эмпирическом исследовании. Основной принцип этой проверки – принцип фальсификации

Истинность = соответствие фактам / действительности

Верификация гипотез vs Фальсификация гипотез

Научная проблема – формулировка, т.е. осознание, какого-то противоречия, в разрешение которого вносит вклад проведение научного или практически направленного исследования

Теоретико-эмпиричексое исследование = постановка проблемы + обоснование теоретической гипотезы + проверка эмпирически нагруженных гипотез

Верификация – получение опытных данных в пользу предполагаемой гипотезы

Критический реализм, Поппер: невозможность индуктивного пути при оценке истинности гипотезы. Научная гипотеза не может считаться «доказанной»

Принцип асимметрии вывода на основе экспериментальной проверки теории (Поппер, 1933): гипотезу можно фальсифицировать (отвергнуть), но нельзя подтвердить (доказать ее истинность) на основе опытных данных

Фальсифицируемость – наличие принципиальной возможности для любой гипотезы, претендующей на статус научной, быть отвергнутой в ходе эмпирической проверки

Еще один парадокс Поппера: развитие научного знания идет поступательно как приращение. В то же время путь опытной проверки теорий предполагает их опровержение => научное знание развивается так, что отбрасывается все больше заблуждений

Разделение фактов на установленные и принимаемые в качестве мнений, верований

Теория познания, основанная на здравом смысле («бадейная» теория, она вносит «наивную путаницу»; в чистое сознание через органы чувств вливается субъективное знание) и собственно научные теории

Три мира Поппера:

· 1 – мир физической, предметной реальности

· 2 – психологическая реальность, индивидуальное познание

· 3 – надындивидуальный мир теорий и гипотез, + догадки и объективное знание

Признаки правильной гипотезы (Фресс, Пиаже):

1) Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос.

(должна давать шаг в науке)

2) Гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания и быть, с этой точки зрения, правдоподобной.

3) Гипотеза должна быть доступна проверке:

a) Операциональный характер гипотезы: гипотеза формулирует зависимость между двумя классами фактов.

b) Проверка может быть:

 прямой: оба члена гипотетического отношения могут стать объектом прямого наблюдения,

 косвенной: существует промежуточная переменная, которая не может стать объектом прямой проверки.

Проверка всегда частичная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: