Способы качественного описания события

Экскурс 14.1.

Активность наблюдения и понимание предмета изучения

Опосредованность наблюдения познавательными целями

Целостное восприятие или селективное восприятие – зависит от цели (это диктует гипотеза: что и как нужно наблюдать)

Наблюдательность как способность подмечать в явлениях не только характерные, но и особенные черты

Познавательные цели ведут к селекции предметного содержания: что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом

Общие признаки наблюдения как метода и методики:

· Активность наблюдателя в организации процесса наблюдения, подготовке и выборе условий наблюдения и фиксации данных, получаемых путем наблюдения

· Включенность наблюдателя в интерпретацию получаемых фактов как научных и психологических è

o Описательное наблюдение

o Объяснительное наблюдение (+ интерпретационные компоненты)

Смешение ярлыков «ненаучности» исследования и «ненаблюдаемости» субъективного опыта человека

Наблюдаемое в психологии:

1) Поведение субъекта

2) Внешне различимые формы поведения людей в группах

3) Языковое сознание личности, выраженное в речи

4) Экспрессивные формы эмоциональных состояний субъекта

5) Черты личности, проявляющиеся в ее поступках, биографический путь личности

Представления о том, что же наблюдать связаны с пониманием предмета изучения

Уже в цели наблюдения отражен подход исследователя к интерпретации фактов психической жизни человека => сложно развести описательное и объяснительное наблюдение

Автор: Т. Дембо

Цель: изучение условий возникновения и динамики гнева

Методика: путем создания ситуаций нерешаемых задач моделировались условия для провокации гнева у испытуемых + наблюдение за всем, что только можно наблюдать

14.2. Квалификация событий в единицах и категориях наблюдения

Научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую психологическую реальность

Также опосредовано теоретическими представлениями об изучаемой реальности (они включены не только в объяснение, но и в сам процесс наблюдения) и выдвигаемыми познавательными гипотезами

Категории и единицы для описания наблюдаемой реальности

Введение единиц позволяет: ввести рамки для наблюдаемого процесса, выбрать язык описания и способы фиксации данных, систематизация и контроль включения теоретического «взгляда»

Качественное описание – первая стадия отражения результатов наблюдения, процесс квалификации наблюдаемых событий

Два типа подходов к описанию явлений:

1. Репертуар единиц естественного языка

2. Система категорий (в системе теоретических взглядов исследователя. Категоризованное наблюдение: вычленение единиц и подведение их под категорию (обобщение процессе наблюдения)

Описательное и объяснительное наблюдение различаются по степени включенности интерпретации

Система категорий – такая совокупность выделенных единиц, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: