Экскурс 4.2.
Стимульные факторы, инструкции и управление ситуациями как способы выделения уровней НП
Признаки НП:
I. Управление уровнями воздействующего фактора, т.е. реализация специальных усилий экспериментатора по функциональному контролю переменной, осуществляемых с целью вмешательства в изучаемый процесс
II. Представленность изменений в какой-либо шкале, определение их как качественных или количественных
Бихевиоризм: управление условиями как стимульными факторами – способ задания уровней НП
Левин: взаимодействия переменных ситуации и личности
Психофизика: НП – стимульные факторы. Количественные законы как функциональные связи между изменениями стимульных рядов и ЗП субъективного ряда. Но нет каузальных интерпретаций => измерение – отдельная дисциплина
Изменение инструкций как способ актуального управления ситуациями или стимульными условиями как НП в психологических исследованиях
Нейтральная инструкция – контрольное условие (неактивный уровень НП)
|
|
Мотивирующая инструкция – экспериментальное условие (активный уровень НП)
Изменение условий как способ выделения НП
Задача со спичками
Нейтральная инструкция: надо найти как можно больше решений (мотивация экспертизы)
Мотивирующая инструкция: надо найти как можно больше решений, так проводится измерение интеллектуального уровня/ так как разыгрывается поездка за город (активный уровень мотивации)
Единичные переменные – результат создания лабораторных условий (воплощение модели предполагаемых связей между переменными)
Изучение иллюзии Мюллера-Лайера
ЗП – оценка равных по длине линий
Экспериментальный факт: два отрезка с разным направлением стрелок неодинаково оцениваются испытуемыми
Теоретические объяснения: 1) «моторный компонент» → проверка с помощью присосок: иллюзия сохранялась, отвержение ЭГ → принятие КГ
Еще аспекты оценки эксперимента:
· Логика доказательства от противного, связующего ТГ и установление экспериментального факта
· Необходимость специальных «технических» условий проведения эксперимента для выделения чистой НП
Операционализация средств – разработка методического арсенала при проверке психологических гипотез – это творческий компонент
Фальсификация – отвержение гипотезы как неправильной на основании полученных эмпирических результатов
Испытуемый может не осознавать разницу в уровнях НП
Действие НП опосредовано теми или иными базисными процессами, которые могут пониматься в качестве психологических механизмов, раскрывающих влияние НП на ЗП
Эксперимент в научных целях отличаются от экспериментов в практических целях присутствием в ЭГ интерпретационных моментов влияния НП