Экскурс 4.3

Экскурс 4.2.

Стимульные факторы, инструкции и управление ситуациями как способы выделения уровней НП

Признаки НП:

I. Управление уровнями воздействующего фактора, т.е. реализация специальных усилий экспериментатора по функциональному контролю переменной, осуществляемых с целью вмешательства в изучаемый процесс

II. Представленность изменений в какой-либо шкале, определение их как качественных или количественных

Бихевиоризм: управление условиями как стимульными факторами – способ задания уровней НП

Левин: взаимодействия переменных ситуации и личности

Психофизика: НП – стимульные факторы. Количественные законы как функциональные связи между изменениями стимульных рядов и ЗП субъективного ряда. Но нет каузальных интерпретаций => измерение – отдельная дисциплина

Изменение инструкций как способ актуального управления ситуациями или стимульными условиями как НП в психологических исследованиях

Нейтральная инструкция – контрольное условие (неактивный уровень НП)

Мотивирующая инструкция – экспериментальное условие (активный уровень НП)

Изменение условий как способ выделения НП

Задача со спичками

Нейтральная инструкция: надо найти как можно больше решений (мотивация экспертизы)

Мотивирующая инструкция: надо найти как можно больше решений, так проводится измерение интеллектуального уровня/ так как разыгрывается поездка за город (активный уровень мотивации)

Единичные переменные – результат создания лабораторных условий (воплощение модели предполагаемых связей между переменными)

Изучение иллюзии Мюллера-Лайера

ЗП – оценка равных по длине линий

Экспериментальный факт: два отрезка с разным направлением стрелок неодинаково оцениваются испытуемыми

Теоретические объяснения: 1) «моторный компонент» → проверка с помощью присосок: иллюзия сохранялась, отвержение ЭГ → принятие КГ

Еще аспекты оценки эксперимента:

· Логика доказательства от противного, связующего ТГ и установление экспериментального факта

· Необходимость специальных «технических» условий проведения эксперимента для выделения чистой НП

Операционализация средств – разработка методического арсенала при проверке психологических гипотез – это творческий компонент

Фальсификация – отвержение гипотезы как неправильной на основании полученных эмпирических результатов

Испытуемый может не осознавать разницу в уровнях НП

Действие НП опосредовано теми или иными базисными процессами, которые могут пониматься в качестве психологических механизмов, раскрывающих влияние НП на ЗП

Эксперимент в научных целях отличаются от экспериментов в практических целях присутствием в ЭГ интерпретационных моментов влияния НП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: