Установление экспериментального эффекта на основе использования мер различий и мер связи (ковариации и корреляции)

Два пути вывода об экспериментальном эффекте (экспериментальном факте):

· На основе установления значимой связи между изменениями НП и ЗП – использование мер связи. В данном случае далее необходимы решения о выборе коэффициента корреляции

· На основе установления значимых различий в ЗП между экспериментальным и контрольным условиями – использование мер различий

После принятия о решения о выбранном пути установления э/эффекта следует выбор тех или иных статистических критериев

Выявление корреляции или ковариации переменных для выполнения второго условия причинного вывода не означает, что отношение между НП и ЗП должно статистически оцениваться именно на основании использования мер связи

Шаги к выводу о результате действия НП:

1) Использование мер различий для установления э/эффектов – установление только факта изменений ЗП

2) Обоснование того, что разница в условиях НП экспериментально контролировалась (НП как причинно-действующее условие, многоплановая оценка валидности эксперимента)

В психологических исследованиях важны не столько статистические решения сами по себе, но и содержательный аспект

Минимальный эффект: критериальное значение при заключении о неслучайном характере различий в эмпирических выборках показателей

Само по себе статистическая оценка ОРД НП не означает, что психологическая гипотеза или эксперимент являются количественными

Использование стандартизованных показателей размеров эффектов (effect size), определяемых как «количественные индексы взаимосвязей между переменными», или показатели «степени, в которой эффект присутствует в популяции… или степени, в которой H0 является ложной» для точной количественной оценки эффектов в психологии

Анализ размеров эффектов, полученных в исследованиях:

1) Сравнивающих зависимые или независимые группы по интересующему признаку (ЗП)

2) Устанавливающих меру линейной связи между переменными

3) Оценивающих взаимосвязь между дихотомическими переменными

Основные классы показателей размера эффекта: r-класс и d-класс показателей. Они позволяют привести к единой метрике результаты, получаемые в исследованиях, использующих различные методы и могут быть интерпретированы в контексте их абсолютной и относительной величины

d-класс:

· Представлен: d Коэна, g Хеджеса, δ Гласса

· Все три дробных показателя имеют одинаковый числитель (разница средних М1 – М2) и общую дисперсию, кваратный корень из общей дисперсии и квадратный корень из дисперсии контрольной группы в знаменателе

· d Коэна: для получения количественной оценки величины разницы в средних двух групп, не зависящую от конкретных используемых исследователем шкал (это стандартный показатель, т.к. представляет собой количество стандартных отклонений, на которое отличаются группы):

d =

r-класс (корреляции как произведения моментов):

· r Пирсона в случае континуальных переменных

· φ для дихотомических переменных

· точечно-бисериальный коэффициент для континуальных/ дихотомических переменных

· ρ для ранговых переменных

· Zr (трансформация r Фишера

· Различные квадратичные индексы (R2 – коэффициент множественной детерминации)

· Используются для оценки связи и перекрытия между переменными

Размеры эффектов могут быть относительно свободно конвертированы в показатели другого класса

Выбор конкретной метрики зависит от схемы и гипотез исследования

Дж. Коэн: правила для количественной интерпретации размеров эффектов при их взаимной конвертации

Для психологии характерны маленькие и средние эффекты, причем маленькие эффекты часто наблюдаются в новых областях (нет надежной и валидной методологии, проблемы измерения и планирования → большое количество «шума» → эффект кажется меньше, чем он есть на самом деле)

Глава 7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОТ ПЛАНИРОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ЭКСПРИЕНТАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ

7.1. Эксперименты, проводимые в научных и практических целях




double arrow
Сейчас читают про: