Экскурс 4.8.
Проблема идентичности экспериментальных условий
Сравнение экспериментальных и контрольных условий, которые предполагаются эквивалентными для разных испытуемых. НО: у всех испытуемых разные образы мира, + разные интеллект, проницательность, статус, особенности восприятия и пр. => очень сложно задать один и тот же уровень НП
Авторы: Корнилова, Кондратчик
Испытуемые: юристы (студенты, преподаватели, эксперты-следователи)
Предъявляемые задачи: вербальные задачи как ситуации выбора возможных действий Президента СССР
Действия испытуемых: должны найти правильное решение для выхода из сложной ситуации, которое они могли бы посоветовать как эксперты (с опорой на знание Закона)
Результаты: юристы имели преимущество в правильности принятия решений только в легких задачах. Для средних и трудных задач решающими были индивидуальные особенности мышления, а не фактор профессиональной принадлежности
Объяснение: испытуемые по-разному понимали проблему; многие варианты рассматривались как невозможные
|
|
Вывод: возможности мышления и личностные ценности существенно определяют восприятие человеком одной и той же ситуации, делая ее различной для разных людей
Искусственный эксперимент (как в примере): моделирование вида деятельности, по отношению к которой рассмотрены изучаемые базисные процессы
Экспериментальная модель – создаваемая в эксперименте ситуация, позволяющая устанавливать связь между НП и ЗП
5.4. Содержательное планирование
Содержательное планирование: решение вопросов выбора типа эксперимента и обобщения за пределами экспериментальной ситуации. Соотнесение теоретической и эмпирически нагруженных гипотез
Конструктная валидность – это оценка обоснованности перехода от представленных в теоретической гипотезе понятий – психологических конструктов – к эмпирическим их репрезентациям как НП, ЗП и LG
Оценка возможности обобщения ↔ оценки внешней или конструктной валидности
Выводы как обобщения за пределы экспериментальной ситуации не связаны с формальным планированием в первую очередь при применении интраиндивидуальных схем, поскольку для индивидуальных экспериментов отдельно оцениваются аспекты внутренней и внешней валидности. А в межгрупповых схемах наоборот
Интраиндивидуальные схемы: ЭМ может репрезентировать и теоретическую модель, и аспекты реальных ситуаций
Обобщения на основе интраиндивидуальных схем (если данные испытуемого – основа анализа единичного случая): Эббингауз, Фехнер и Стивенс, Лурия. Перенос закономерности возможен при создании таких лабораторных условий, которые предполагают репрезентацию в компонентах методик заданного теорией принципа психологического объяснения
|
|
Путь обобщения на основе результатов интраиндивидуального лабораторного эксперимента: сначала на «мир теории», а затем на все те случаи «психологической реальности», которые имеются в виду представленной теоретической модели
Межгрупповые схемы: т.к. через экспериментальные и контрольные условия проходят разные испытуемые, установленная зависимость может быть нерепрезентативной для каждого отдельного человека