Общая схема установления экспериментального эффекта
Формальное планирование
Формальное планирование как выбор схем + обоснование достоверности или значимости получаемых эмпирических результатов
Задачи формального планирования исследования:
· Обеспечение внутренней валидности эксперимента
· Обеспечение условий для принятия решений об э/эффекте, или эффекте действия НП
· Применение схем обработки данных, адекватных метрике использованных шкал и способу сбора данных
В узком смысле к «планированию» эксперимента относятся:
· Обсуждение вопроса о том, как будет оценивать экспериментальный эффект (выбор между мерами связи мерами различий)
· Установление минимального эффекта, достаточного для вынесения суждения о полученных различиях в экспериментальном и контрольном условиях или наблюдаемой связи между изменениями НП и ЗП
Формальное планирование как математическое планирование: выбор математической модели, определение минимальных эффектов, определение α- и β-ошибок
Количественно оценить можно любые психологические эффекты
Формальное планирование заканчивается указанием схемы управления НП (что существенно определяет способы обработки данных)
Установление э/эффекта – результат использования определенного плана сбора данных, которые подлежат обработке с целью проверки статистических гипотез
Этапы обработки данных:
I. Представление значений ЗП в таком виде, который позволяет использовать те или иные планы обработки данных (важен логичный переход от содержательной гипотезы (ЭГ) к формулировке СГ)
II. Правильный выбор статистических критериев с точки зрения учета шкалы, которой соответствует измеренная психологическая переменная. → обратный ход размышлений о возможности выбора между ЭГ и КГ: от статистических решений к выводу об экспериментально установленном факте и далее к достоверным выводам о том, следует ли считать ЭГ выдержавшей эмпирическую проверку
Эмпирическая верификация гипотезы – оценка соответствия эмпирических данных предполагавшейся связи между НП и ЗП. Самый строгий способ эмпирической проверки – установление э/фактов, но это еще не есть «доказательство»
Любой э/факт – результат принятия решения => все апелляции к фактам как доказательствам – ошибки выводов (артефактные выводы)
Формальное планирование: обоснование принятия решения об установленном эффекте с точки зрения исключения других его источников, кроме заданных в ЭГ, о виде установленной зависимости или количественной оценке эффекта с точки зрения уровня значимости
Важный аспект установленной зависимости как достоверной при принятии решения обо э/факте – оценка валидности эксперимента
Контроль за выводом как формальная схем а оценки приемлемости проверяемого утверждения с точки зрения анализа логически возможных соотнесений эмпирического результата и оценки валидности как реализованных форм экспериментального контроля
Оценка видов валидности психологического эксперимента, включая реальные методические условия его проведения – условие принятия вывода об установлении эмпирической зависимости
1: ЭГ выдержала проверку и «принимается» (но стоит помнить об асимметрии вывода)
2: эксперимент следует назвать неудачным
3: возможность строгого вывода в пользу КГ
4: неудачней не придумаешь. Единственный вывод из такого исследования – низкая квалификация исследователя
1. Более чем одно условие НП. Вывод о действии НП на основе сравнения показателей ЗП при различных уровнях НП
2. Фиксация и измерение переменных осуществляется в классификации шкал Стивенса. Количественный эксперимент – НП измерена количественно
3. Функциональный контроль уровней НП. Если неравенство групп как способ задания НП – квазиэксперимент (эксперимент с ограничениями форм контроля)
4. Факторные (мультивариативные) эксперименты – управление более чем одной НП, строятся как комбинации, повторы исходных планов с одной НП
5. Вводимое экспериментальное воздействие как НП, даже если испытуемые не чувствуют разницы условий
6. Формальное планирование (выбор схем экспериментального контроля) позволяет сделать эксперимент внутренне валидным (гарантировано выделение исследуемого отношения НП – ЗП, очищенное от факторов несистематической изменчивости, систематических и сопутствующих смешений).
a. Схемы отбора в группы – повышение популяционной валидности.
b. Угрозы внутренней валидности – факторы времени и последовательности






