КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 6.030601 "МЕНЕДЖМЕНТ"
Основы теории систем и системного анализа
- Описание курса
- Введение в курс теории систем и системный анализ. Понятие системного подхода
Лекция 1. Предмет теории систем и системного анализа
1.1.Задачи системного анализа
1.2.Классификация систем
1.3.Особенности социально-экономических систем
Лекция 2. Понятийный аппарат теории систем и системного анализа
2.1. Основные определения теории систем и системного анализа
2.2. Принцип обратной связи
Лекция 3. Принципы и структура системного анализа
3.1. Принципы системного анализа
3.2. Структура системного анализа
Лекция 4. Элементы и методы системного анализа
4.1. Элементы системного анализа
4.1.1. Цель и трудности целепологания
4.1.2. Модель и моделирование
4.2. Методы системного анализа
Лекция 5. Методы качественного оценивания систем
5.1. Методы типа "мозговая атака" или "коллективная генерация идей
5.2. Методы типа сценариев
5.3. Методы экспертных оценок
5.4. Методы типа Дельфи
5.5. Методы типа дерева целей
5.6. Морфологические методы
Лекция 6. Методы количественного оценивания систем
6.1. Методы экономического анализа
6.1.1. Факторный анализ
6.2. Оценка сложных систем в условиях определенности
6.3. Оценка сложных систем в условиях риска
6.4. Оценка сложных систем в условиях неопределенности
Лекция 7. Системный анализ и проблемы принятия решения
7.1. Виды организационных структур
7.2. Классификация управленческих решений
7.3. Задачи и проблемы принятия решений
Лекция 8. Экономико-математическое моделирование – основной метод исследования систем
8.1. Классификация экономико-математических методов
8.2. Процесс моделирования
Лекция 9. Итоги курса. Что же такое системный анализ
9.1.Особенности поведения сложных систем
9.2. Что же такое системный анализ
o Итоговый тест-задание по курсу СА
o Контрольные вопросы и задания
o Глоссарий
o Литература
Введение в курс теории систем и системный анализ.
Понятие системного подхода.
Сложность и динамичность рыночной экономики требует комплексного подхода к решению проблем предпринимательской деятельности, представляющей собой в ряде случаев слабо структурированные процессы, то есть имеет место неопределенность или отсутствие полной информации о проблеме, возникающей при исследовании системы (объекта) рыночных отношений. В основе исследования лежит системный анализ, который позволяет найти правильное решение проблемы или, как минимум, выяснить причины ее появления.
Для этого привлекается широкий спектр средств, используются возможности различных наук и практических сфер деятельности – математики, вычислительной техники, моделирования, наблюдений и экспериментов.
Использование системного анализа тесно связано с такими понятиями, как система, цель (цели) функционирования системы, альтернативы (различные варианты достижения цели), ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и пр.) как средство достижения цели (целей), критерии, модели.
Системный анализ представляет собой широко применяемый методологический инструмент в области анализа, проектирования и совершенствования систем управления. При анализе и синтезе систем управления часто возникают трудноразрешимые проблемы. Решению таких проблем способствует использование методологии системного анализа, который позволяет четко сформулировать проблему и цель ее решения, используя понятие системы и методологию системного подхода.
Системный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением спроса, товарного предложения или цены. В данном случае - это своего рода аспекты исследуемого объекта (или ситуации), следуя которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшейся ситуации.
проблема А решение А
проблема В X решение В
проблема С решение С
Проблема Х Решение X
Рис. Схема системного подхода
Системный анализ открывает возможности для стандартизации методов решения определенных проблем. Поэтому под системным анализом понимается совокупность правил или нормативная методология решения сложных проблем, основанная на системном подходе.
Системный подход представляет собой совокупность методологических положений, предполагающих рассмотрение объекта исследования как целого (системы), а каждый элемент его в связи и взаимодействии с другими элементами.
Методология системного подхода включает четыре этапа:
· изучение целей и функций объекта, его взаимодействие с окружающей средой (другими объектами) – изучение объекта как целого;
· расчленение объекта на элементы (подсистемы); определение роли, места и функций элементов (подсистем), исходя из целей и функций целого, определение основных отношений и связей между элементами (подсистемами);
· изучение свойств элементов, отношений между ними и законов, управляющих поведением элементов;
· синтез свойств и поведения объекта из свойств и поведения его частей, позволяющий определить законы, управляющие поведением объекта, обеспечивающие выполнение им своих функций и достижение целей.
Принципы системного подхода:
· принцип целостного подхода к объекту. Членение системы на элементы должно быть «целостным», таким, чтобы элементы несли на себе определенные свойства целого объекта;
· принцип иерархичности. Системное исследование объекта осуществляется только тогда, когда каждая его подсистема рассматривается, в свою очередь, как система, а сам системный объект – как часть суперсистемы.
Пример.Крупная компания как система состоит из подсистем – входящих в нее предприятий-филиалов. В свою очередь, каждое предприятие может быть расчленено на подсистемы – отделы, отделы – на участки и т.д. С другой стороны, сама компания может представлять собой подсистему системы более высокого уровня – отрасли;
· принцип множественности описания системы. Для получения адекватного знания о системе требуется построение некоторого класса взаимосвязанных ее описаний, каждое из которых способно охватить лишь определенные аспекты системы. В общем случае для любой системы требуется три разных способа ее описания:
1) с точки зрения присущих ей внешних, целостных свойств (макроописание);
2) с точки зрения ее внутреннего строения и «вклада» ее компонентов в формирование целостных свойств системы (микроописание);
3) с точки зрения понимания данной системы как подсистемы более высокого уровня (иерархическое описание). И здесь из всего разнообразия входных воздействий можно выделить для изучения те из них, которые влияют на рассматриваемое свойство.
· принцип открытости системы. Система не изолирована от окружающей среды. Исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;
· принцип непрерывного саморазвития системы. Источник развития системы лежит обычно в самой системе. В объектах, образующих целое, появляются противоречия, которые делают невозможным сохранение объекта в неизменном состоянии. Для преодоления возникающих противоречий в системе появляются изменения.
Лекция 1. Предмет теории систем и системного анализа
1.1. Задачи системного анализа
1.2. Классификация систем
1.3. Особенности социально-экономических систем
1.1. Задачи системного анализа
|
|
В общественно-экономической и политических сферах наблюдается усиление взаимовлияния, взаимозависимости, взаимодействия всех составных частей современного общества. Все более тесно переплетаются экономические, политические, социальные, духовные процессы, теснее взаимодействуют государство и общество, производство и наука, культура и бытовая сфера. Все это порождает трудности в познании, прогнозировании и управлении. Во второй половине 20 века стало очевидно, что теоретические и прикладные дисциплины образуют как бы единый поток, «системное движение», методологической базой стал «системный подход».
Сам термин «системный анализ» впервые появился в работах корпорации RAND в 1948 г. Первой разработкой, которая была представлена как «система», стало проектирование сверхзвукового бомбардировщика В-52, начавшееся в 1952 г.
Остановимся на определении:
Системный анализ является областью деятельности, направленной на выявление причин сложностей, возникших перед «обладателем проблемы» (конкретная организация, учреждение, предприятие, коллектив или индивид), и на выработку вариантов их устранения.
Таким образом, задачи системного анализа состоят в понимании функционирования системы (собственно, анализ - метод научного познания, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части), где задачами более высокого уровня выступают проектирование нужной системы, ее создание и управление ею.
В состав задач системного анализа входят:
· Задача декомпозиции означает представлениесистемы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов. Часто задачу декомпозиции рассматривают как составную часть анализа.
· Задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы или среды, окружающей систему. Целью анализа может быть определение закона преобразования информации, задающего поведение системы.
· Задача синтеза системы противоположна задаче анализа. Необходимо по описанию закона преобразования построить систему, фактически выполняющую это преобразование по определенному алгоритму. При этом должен быть предварительно определен класс элементов, из которых строится искомая система, реализующая алгоритм преобразования.