Тема 3. Системный подход в ОиПП

1. Сущность системного подхода

2. Характерные признаки предприятия как производственной системы

3. Правила применения системного подхода

В общем случае под системой понимают объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений в природе и обществе.

Система имеет следующие основные характеристики:

1. Компоненты.

2. Отношения (связи, посредством которых осуществляется взаимодействие между компонентами).

3. Граница.

4. Цель.

5. Внешняя среда.

6. Вход, Выход.

7. Интерфейс.

8. Законы, правила, ограничения функционирования.

Экономическая система является частью более сложной системы –

социально-экономической, и представляет собой вероятностную, динамическую, адаптивную систему, охватывающую процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а также предоставления различных сервисных услуг. Как правило, входные параметры экономических систем – это материальные вещественные потоки производственных и природных ресурсов, то есть Х. Входные параметры – это материальные вещественные потоки, оборудование, военная продукция, продукция накопления, возмещения и экспорта, то есть У.

Экономические системы – многоступенчатые, многоуровневые

системы, и любая неопределенность, случайность во входных параметрах в нижних уровнях приводит к неопределенностям и случайностям в выходных параметрах подсистем более высокого порядка и системы в целом.

Решение задач дисциплины «Организация производства» возможно

только на основе системного подхода, который предполагает комплексное изучение объекта — промышленного предприятия как производственной системы.

Системный подход позволяет получить целостное представление о

многообразии явлений, происходящих на предприятии, раскрыть причинно-следственные связи между ними.

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

• интеграция научных знаний, рост числа междисциплинар­ных проблем;

•комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

•усложнение решаемых проблем и объектов;

•рост числа связей между объектами;

•динамичность изменяющихся ситуаций;

•дефицитность ресурсов;

•повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;

- Глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;

•усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Таблица - Основные термины и понятия в области системного подхода

Термины и понятия Cущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам
1. Система Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и пред­ставляющий собой подсистему системы более высо­кого порядка (глобальной системы). Единство сис­темы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов
2. Системный анализ Анализ на основе всестороннего изучения свойств системы с применением научных подходов для вы­явления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития
3. Структура системы Совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих ло­кальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Число компонентов сис­темы и их связей должно быть минимальным, недо­статочным для выполнения главной цели системы
4. Содержание системы Вещественный субстрат системы, совокупность лю­дей, средств производства и предметов труда
5.Связи (в системе и с внешней средой) Информационные и документальные потоки в систе­ме между ее компонентами для принятия и коорди­нации выполнения управленческих решений. Инфор­мация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время
6. Вход системы Компоненты, поступающие в систему {сырье, мате­риалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)
7. Энергия системы Люди и орудия труда, новшества, внутренняя инфор­мация. Управление должно быть направлено на ра­циональное использование энергии
8. Вещество системы Предметы труда (все, что проходит обработку в сис­теме)
9. Выход системы Товар (продукция, услуги, новшества и т.п.), выпус­каемый системой в соответствии с планом.
10. Цель системы Конечное состояние системы или ее выхода, к кото­рому она стремится в силу своей структурной орга­низации. (Целью, например, производственной сис­темы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспо­собных товаров для потребителей.)
11. Внешняя среда системы Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится система, и микросре­ды системы, с которыми она имеет прямые или кос­венные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внеш­нему окружению
12. Обратная связь Требования, рекламации потребителей, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая ин­формация, поступающая изготовителю из сферы потребления либо непосредственно поставщикам входа системы
13. Способ принятия управленческого решения Способ выбора методов сбора и обработки инфор­мации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения. Определяет скорость и качество принятия решения
14. Организация управления Нахождение оптимального сочетания энергии и ве­щества системы в пространстве и времени, приня­тие, документальное оформление, контроль и коор­динация выполнения решения
15. Коррелятор организации управления Оператор накопления информации, контроля и регу­лирования параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру систе­мы, тем выше уровень ее организованности
16. Информация Необходимое отраженное разнообразие (необходи­мое — степень описания системы; отраженное — отражающее ее содержание, структуру, связи и спо­соб принятия решения)
17. Аппарат сравнения Элемент системы, обеспечивающий контроль за ее функционированием в пределах установленных па­раметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность со­вершаемого действия или процесса и его экономич­ность
18. Отношения в системе Взаимосвязь между компонентами системы, обуслов­ленная выполнением главной цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает минимальные затраты на принятие решений
19. Построение системы Определение числа компонентов системы, необхо­димого для нормального функционирования по дос­тижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление связеймежду ними. Правильность структуризации проверя­ется синтезом или сложением компонентов, начина­ющимся с нижнего уровня иерархии
20. Функционирование системы Организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регули­рование взаимодействия компонентов системы
21. Развитие системы Процесс совершенствования системы на основе изу­чения механизма конкуренции, законов воспроизвод­ства, развития потребностей, экономии времени и других факторов, обеспечивающий выживание сис­темы
22. Активаторы системы Операторы или факторы позитивного воздействия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать
23. Дезактиваторы системы Операторы или факторы негативного воздействия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению
24. Поведение системы Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для до­стижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов, применение научных подходов к управлению и изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или рационального поведения
25. Противоречия в системе Действия компонентов системы с противоположны­ми целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию сис­темы и ее развитию
26. Вмешательство Способ воздействия субъекта управления (более высокого уровня) на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управле­ния
27. Обучение системы Процесс накопления знаний и овладения навыками принятия рациональных управленческих решений

Производственная система — это единство материальных и не-материальных компонентов анализируемого объекта, его внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информа­ционных, производственных, управленческих и других процессовпо переработке входа системы в ее выход и достижению целей субъекта управления.

Объект (цех, предприятие, организация и т.п.), не отвечающий этим условиям, называется бессистемным, хаотичным. В условиях переходной экономики целью производственных систем должно быть повышение (обеспечение) конкурентоспособности выпускаемой продукции.

С точки зрения своих наиболее общих свойств фирма является системой, которой присущи следующие фундаментальные для данного класса систем атрибуты (или характерные признаки).

Во первых, фирма как система (греч. systema - целое, составленное из частей) состоит из закономерно обусловленной совокупности компонентов, которые обобщенно можно разделить на категории:

1) работники, представляющие собой социальные компоненты фирмы и в целом определяемые как персонал фирмы;

2) предметы труда- то на что направлено воздействие

3) средства производства, т. е. все то, что используют работники для воздействия на предметы производства с целью их преобразования в продукты производства. В состав средств производства входят:

- технические средства, здания и сооружения;

- земля и другие природные факторы;

- нематериальные и финансовые активы.

Этот атрибут также называют полиструктурностью.

Очень важным является то обстоятельство, что конкретный состав указанных компонентов для каждой фирмы является не случайным, а закономерно обусловлен теми функциями, которые должна выполнять данная фирма.

Во-вторых, фирма как система является единым целым. Это значит, что связи между её компонентами являются более сильными, чем связи этих компонентов с другими окружающими данную фирму объектами. Кроме того, эти связи также имеют не случайный, а закономерно обусловленный задачами фирмы характер.

В-третьих, фирма в отличие от естественных систем не возникает сама по себе, а является искусственной системой, которая сознательно и целенаправленно создаётся человеком для выполнения определённых производственно-хозяйственных задач. Вследствие этого она вступает в противоречие с окружающей средой. Отсюда следуют экологические факторы существования фирмы.

В-четвёртых, фирма является открытой системой. Это значит, что фирма существует лишь в условиях постоянного взаимодействия с определённой внешней средой, из которой она через свои проницаемые границы получает материальные, трудовые, энергетические, информационные и финансовые ресурсы и в которую поставляет свою продукцию.

В-пятых, фирма является целеактивной системой, т.е. в отличие от других систем, которые лишь пассивно реагируют на воздействия внешней среды, фирма активно действует в направлении достижения своих собственных целей. Это значит, что фирма имеет внутренний механизм постановки и реализации собственных целей и следовательно, имеет собственную автономно действующую систему управления.

В-шестых, фирма является развивающейся системой, т.е. в отличие от систем, которые остаются неизменными, фирма чтобы выжить в постоянно изменяющейся внешней среде и адаптироваться к ней, изменяет свою структуру и функции. Это изменение совершается таким образом, чтобы увеличить объём и/или эффективность деятельности фирмы и, следовательно, реализуется целенаправленно в рамках определённой стратегии развития фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: