double arrow

Контраст считается

3

большим при К > 0,5;

средним при К = 0,2…0,5;

малым при К < 0,2.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО), % — отношение естественной освещен­ности. создаваемой в некоторой точке задан­ной плоскости внутри помещения светом неба Евнут (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизон­тальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода Енар.

В производственных помещениях используется три вида освещения: естественное, искусственное, совмещен­ное или смешанное (характеризуется одновременным

Естественное освещение создается природными источниками света — прямыми солнечными лучами и диффузным светом небосвода (от солнечных лучей, рас­сеянных атмосферой). Оно является биологически наиболее ценным видом освещения, к ко­торому максимально приспособлен глаз человека.

В производственных помещениях по конструктивным особенностям используются следующие виды естественного освещения:

- боковое — через световые проемы в наружных стенах;.

- верхнее — через свето­вые фонари в перекрытиях, световые проемы в стенах в местах перепада высот здания;

- комбинированное — через световые фонари и окна.

При недостаточном естественном освещении и в ночное время суток применяется искусственное освещение.

Рабочее освещение служит для создания нормальной освещенности при выполнении конкретной работы в за­висимости от разряда зрительной работы.

Аварийное освещение устраивается в производствен­ных помещениях и на открытой территории для вре­менного продолжения работ в случае аварийного отклю­чения рабочего освещения (общей сети). Оно должно обеспечивать не менее 5 % освещенности от нормируе­мого рабочего общего освещения.

Эвакуационное освещение в помеще­ниях или в местах производства работ вне зда­ний следует предусматривать: в местах, опасных для прохода людей; в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел.; по основным проходам производствен­ных помещений, в которых работают более 50 чел.; в лестничных метках жилых маний высо­той 6 этажей и более; в производственных помещениях с посто­янно работающими в них людьми, где выход людей из помещения при аварийном отклю­чении нормального освещения связан с опас­ностью травматизма из-за продолжения рабо­ты производственного оборудования; в помещениях общественных и вспомога­тельных зданий промышленных предприятий. если в помещениях могут одновременно нахо­диться более 100 чел; в производственных помещениях без естес­твенного света.

По конструктивным особенностям искусственное освещение делится на общее, местное, комбинированное.

Общее освещение — освещение, при кото­ром светильники размешаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположе­нию оборудования (общее локализованное ос­вещение).

Местное освещение — освещение, допол­нительное к общему, создаваемое светильни­ками, концентрирующими световой поток не­посредственно на рабочих местах.

Комбинированное освещение — освещение, при котором к общему освещению добавляет­ся местное.

С помощью соответствующего размещения светиль­ников в объеме рабочего помещения создается система освещения.

По светораспределению светильники подразделяют­ся на светильники прямого, рассеянного и отраженного света.

Выбор светильников должен производиться с учетом следующих факторов: безопасности; долговечности; стабильности светотехнических характеристик в данной среде; энергетической экономичности; качества освещения; удобства обслуживания; внешнего вида; стоимости.

Искусственное освещение на промышленных предприятиях осуществляется лампами накаливания и газоразрядными лампами.

При проектировании искусственного освещения применяется три метода:

Точечный метод – для расчета локализованного и комбинированного освещения горизонтальных и наклонных поверхностей, когда отраженным световым потоком можно пренебречь.

Расчет освещенности горизонтальной поверхности от светильника, подвешенного вертикально производят по формуле:

Е = Iacos3a / (H K)

Ia - сила света светильника по направлению к освещаемой точке, кд;

a - угол падения световых лучей;

H – высота подвеса светильника, м; K – коэффициент запаса мощности лампы.

Метод удельной мощности – является наиболее простым, но наименее точным, поэтому применяется только при ориентировочных расчетов. Он применяется для наружного прожекторного освещения или для приближенного расчета общего равномерного освещения незагроможденных помещений.

Основная формула метода удельной мощности:

Рл =

Рл – мощность лампы в светильнике, Вт;

w - удельная мощность (Вт/м2), необходимая для обеспечения нормированного освещения помещения (определяется по таблицам);

S – площадь помещения,м2; N – число светильников;

n – количество ламп в одном светильнике.

Метод коэффициента использования светового потока - используется при расчете равномерного освещения горизонтальной поверхности с учетом света, отраженного стенами и потолком.

Рассчитывают световой поток для ламп накаливания и выбрать по нему лампу для светильника:

Ф= Ен Кз S z /h N

Для газоразрядных ламп выбирают вид и мощность лампы и их количество в светильнике и сравнивают полученную освещенность с нормативной:

Ен = Ф h N / Кз S z;

где Кз – коэффициент запаса, в зависимости от вида ламп, z - коэффициент неравномерности освещения, в зависимости от вида ламп,

N – количество газоразрядных ламп в светильнике или ламп накаливания

Показателями, характеризующими микроклимат в производственных помещениях, являются: температура воздуха; температура поверхностей; относительная влажность воздуха; скорость движения воздуха; интенсивность теплового облучения.

Роль микроклимата в жизнедеятельности человека предопределяется тем, что последняя может нормально протекать лишь при условии сохранения температурного гомеостаза организма, который достигается за счет системы терморегуляции и усиления деятельности других функциональных систем: сердечно-сосудистой, выделительной, эндокринной, а также систем, обеспечивающих энергетический, водно-солевой и белковый обмены.

Воздействие неблагоприятного микроклимата, как охлаждающего, так и нагревающего, оказывает вредное влияние на организм, способствуя ухудшению самочувствия, понижению работоспособности и нарушению здоровья. Неблагоприятный микроклимат усугубляет также действие других неблагоприятных производственных факторов и физического перенапряжения.

При нормировании микроклимата различают оптимальные и допустимые условия.

Оптимальные условия – это такое сочетание параметров микроклимата, которое обеспечивает полный тепловой комфорт и высокую производительность труда.

Допустимые условия – это такие условия, которые могут приводить к некоторому тепловому дискомфорту, но не выходят за рамки адаптивных возможностей человека.

Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма.

Снижение неблагоприятного воздействия микроклимата достигается использованием технологических, санитарно-технических и медико-профилактических мероприятий.

В профилактике вредного влияния высоких температур инфракрасного излучения ведущая роль принадлежит техническим и технологическим мероприятиям: замена старого оборудования; внедрение новых технологий, автоматизация и механизация процессов.

К группе санитарно-технических мероприятий относятся средства локализации тепловыделений и теплоизоляции, направленные на снижение интенсивности теплового излучения и тепловыделений от оборудования, покрытие нагревающихся поверхностей, устройство вентиляционных систем. К медико-профилактическим мероприятиям относятся: организация рационального режима труда и отдыха, обеспечение питьевого режима и др.

Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия холода должны предусматривать задержку тепла из производственных помещений, подбор рациональных режимов труда и отдыха, установление дополнительных перерывов для обогрева работников, мероприятия по повышению защитных сил организма человека, индивидуальные средства защиты.

Вибрацию по способу передачи энергии на человека условно подразделяют на локальную, передающуюся на участки тела человека, и общую, передающуюся через опорные поверхности на тело человека.

Характер воздействия производственной вибрации определяется уровнями, частотным спектром, физиологическими свойствами тела человека. При интенсивном колебании и длительности воздействия вибрации возникают изменения, приводящие в ряде случаев к развитию профессиональной патологии – вибрационной болезни.

К основным проявлениям вибрационной патологии относятся нейрососудистые расстройства рук, сопровождающиеся интенсивными болями после работы и по ночам, снижением всех видов кожной чувствительности, слабостью в кистях рук. Нередко наблюдается так называемый феномен «мертвых» или белых пальцев. Параллельно развиваются мышечные или костные изменения, а также расстройства нервной системы по типу неврозов.

Воздействие шума на организм может проявляться в виде специфического поражения органа слуха, нарушений со стороны ряда органов и систем, снижения производительности труда, повышения уровня травматизма.

Основная роль в развитии шумовой патологии, в первую очередь поражений слухового анализатора, принадлежит интенсивности шума. Влияние шума на слух проявляется в возникновении неврита различной степени выраженности. Чаще всего снижение слуха развивается в течение 5-7 лет и более. Работники жалуются на ухудшение слуха, головные боли, шум и писк в ушах.

Помимо действия шума на орган слуха установлено его повреждающее влияние на многие органы и системы организма, в первую очередь на центральную нервную систему, функциональные изменения в которой происходят зачастую раньше, чем определяется нарушение слуховой чувствительности.

Снижение производительности труда и повышенный травматизм рабочих ряда шумных цехов обусловлены неблагоприятным влиянием шума на нервную систему, функциональное состояние двигательного и других анализаторов: нарушается концентрация внимания, точность и координация движений, ухудшается восприятие звуковых и световых сигналов, раньше возникает чувство усталости и развиваются признаки утомления.

Мероприятия по предотвращению неблагоприятного влияния вибрации на организм работающих включают технические меры, введение оптимальных режимов труда, применение индивидуальных средств защиты, а также лечебно-профилактические мероприятия.

В профилактике вредного воздействия вибрации ведущая роль принадлежит техническим и организационно-техническим мероприятиям: создание новых инструментов и машин, вибрация которых не должна превышать допустимых величин; автоматизация процессов, их дистанционное управление;

Ослабление локальной вибрации и передачи вибрации на пол и сиденье достигается средствами виброизоляции и вибропоглощения, использованием пружинных и резиновых амортизаторов, прокладок и др. Для уменьшения вибрации, передаваемой на рабочие места, применяются специальные амортизирующие сиденья, площадки с пассивной пружинной изоляцией, резиновые, поролоновые и другие виброгасящие настилы.

В настоящее время около 40 государственных стандартов регламентируют технические требования к вибрационным машинам и оборудованию, методам измерения и оценки параметров вибрации.

К эксплуатации должно допускаться только исправное вибрирующее оборудование, отвечающее требованиям норм. Так, в техническом паспорте на вибрирующее оборудование должны быть указаны максимальная сила нажатия (для одноручной машины 100 Н, для двуручной -200 Н), требуемая для работы машины в паспортном режиме, и вес машины, приходящийся на обе руки работающего (не более 100 Н).

На предприятиях должен быть налажен планово-предупредительный ремонт оборудования. Ручные машины, находящиеся в эксплуатации, не реже одного раза в 6 месяцев должны проверяться на соответствие их вибрационных параметров паспортным данным.

К работе с вибрирующими машинами и оборудованием допускаются лица не моложе 18 лет, получившие соответствующую квалификацию и сдавшие технический минимум по правилам безопасности выполнения работ.

Рабочие, подвергающиеся в процессе трудовой деятельности воздействию вибрации, подлежат предварительным и периодическим медосмотрам.

В целях профилактики неблагоприятного воздействия вибрации работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты: перчатками, рукавицами, спецобувью.

Важным направлением профилактики вибрационной болезни является внедрение рационального режима труда и отдыха: регламентированные перерывы, ограничение времени контакта с вибрирующими машинами и др.

Для повышения защитных свойств организма, работоспособности и трудовой активности следует использовать специальные комплексы производственной гимнастики, витаминопрофилактику (два раза в год комплекс витаминов С, В, никотиновая кислота), спецпитание. Для профилактического лечения и отдыха работающих, в том числе и занятых на виброопасных профессиях, на предприятиях должны быть организованы профилактории, кабинеты психологической разгрузки.

Характеристиками постоянного шума на рабочих местах являются уровни звукового давления в децибелах в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5: 63: 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц.

Основные мероприятия по борьбе с шумом – это технические мероприятия, которые проводятся по трем направлениям:

- устранение причин возникновения шума или снижение его в источнике;

- ослабление шума на путях передачи;

- непосредственная защита работающих.

Средства и методы защиты от шума подразделяются на:

- акустические;

- архитектурно-планировочные;

- организационно-технические.

К акустическим средствам относятся: звукоизоляция, например звукоизолирующие ограждения зданий и помещений, кожухи, кабины, экраны, выгородки; средства звукопоглощения - звукопоглощающие облицовки, объемные (штучные) поглотители звука; средства виброизоляции - виброизолирующие опоры, упругие прокладки, конструктивные разрывы; средства демпфирования - элементы с сухим, вязким и внутренним трением; глушители шума - абсорбционные, реактивные и комбинированные.

К архитектурно-планировочным методам защиты от шума относятся: рациональные акустические решения планировок зданий и генеральных планов объектов, рациональное размещение технологического оборудования, рабочих мест, рациональное акустическое планирование зон и режима работы шумного оборудования, движения транспортных средств и транспортных потоков, создание шумозащитных зон в различных местах нахождения человека.

К организационно-техническим методам защиты от шума относятся: применение малошумных технологических процессов путем изменения технологии производства, способов обработки, транспортирования материала; оснащение шумных машин средствами дистанционного управления; применение малошумных машин, изменение конструктивных элементов машин, их сборочных единиц; совершенствование технологии ремонта и обслуживания машин; использование рациональных режимов труда и отдыха работников на шумных предприятиях.

В тех случаях, когда перечисленные методы не обеспечивают необходимого снижения шума, применяют средства индивидуальной защиты (антифоны, заглушки и др.). Эффективность средств индивидуальной защиты может быть обеспечена их правильным подбором в зависимости от уровней и спектра шума.

Для защиты человека от механического воздействия широко используются ограждения. Онипредставляют собой физическую преграду между человеком и опасным или вредным производственным фактором. В зависимости от назначения и условий работы ограждения изготав­ливают из различных материалов.

Защитные ограждения должны исключать:

-возможность соприкосновения работника с движущимися час­тями машины;

-выпадение или вылет обрабатываемых деталей (материалов), а также частей рабочих органов при их поломках;

-попадание в работающих частичек обрабатываемого материала;

-возможность травмирования при установке и смене рабочих органов, инструментов.

Внутренние поверхности защитных ограждений и посадочные места для них окрашивают в красный цвет, сигнализирующий об опасности в случае их открывания, а на наружной поверхности наносят предупреждающий знак.

Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонение в состоянии здоровья.

Степень и характер вызываемых нарушений нормальной работы организма человека зависят от пути попадания вещества в организм, его дозы, времени воздействия вещества, состояния воспринимающей ткани и организма человека в целом.

По степени действия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:

чрезвычайно опасные: ПДК < 0,1 мг/м3 (ртуть, свинец, мышьяк, кадмий);

высокоопасные: ПДК от 0,1 до 1,0 мг/м3 (бензол, йод, марганец);

умеренно опасные: ПДК от 1,1 до 10,0 мг/м3 (ацетон, метиловый спирт);

малоопасные: ПДК > 10,0 мг/м3 (аммиак, скипидар, этиловый спирт).

По характеру действия вредные вещества подразделяются на:

общетоксичные – вызывающие отравление всего организма (СО – угарный газ, бензол, ртуть, свинец, цианиды, арсениды – соединения мышьяка);

раздражающие (хлор, аммиак, серный газ, ацетон);

сенсибилизирующие – аллергены (формальдегиды, растворители и лаки на основе нитросоединений);

канцерогенные – вызывающие онкологические заболевания (никель, соединения хрома, асбест, амины и т.д.);

мутагенные – влияющие на репродуктивную функцию (стирол, магний, ртуть).

Следствием действия вредных веществ на организм могут быть анатомические повреждения, постоянные или временные расстройства и комбинированные последствия. Многие сильнодействующие вредные вещества вызывают в организме расстройства нормальной физиологической деятельности без заметных анатомических повреждений, воздействий на работу нервной и сердечно-сосудистой систем, на общий обмен веществ.

Вредные вещества попадают в организм через дыхательную систему, желудочно-кишечный тракт и кожный покров. Наиболее вероятно проникновение в организм веществ в виде газа, пара через органы дыхания (около 95 % всех отравлений).

Пыль является наиболее распространенным неблагоприятным фактором производственной среды. Под влиянием пыли могут развиваться как специфические, так и неспецифические заболевания. Специфическая патология проявляется в виде пневмокониозов - фиброза легочной ткани. При силикозе тяжелые склеротические изменения наблюдаются в органах дыхания с одновременными нарушениями в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, лимфатической системах.

Склеротические изменения легочной ткани при силикозе приводят к развитию эмфиземы легких, легочной недостаточности, наблюдаются поражения бронхов, потеря их эластичности, бронхит. Изменяется секреторная функция желудочно-кишечного тракта с угнетением активности пищеварительных ферментов.

Защита от токсических веществ и пыли осуществляется герметизацией оборудования, аспирацией (местной вытяжной вентиляцией) негермитизируемых источников запыления и загрязнения парами и газами. Если это не обеспечивает требуемых значений ПДК загрязнения в воздухе рабочей зоны, то используются средства индивидуальной защиты органов дыхания: респираторы и противогазы различных типов.

Респираторы обеспечивают меньшую защиту от паров и газов, чем противогазы. Для защиты кожи от действия опасных веществ используются специальные костюмы, перчатки. Фартуки и спецобувь. Для защиты глаз используются очки различных типов.

Опасные и вредные последствия для человека от воздействия электрического тока, электрической дуги, электрического и магнитного полей, электростатического поля и ЭМИ проявляются в виде электротравм, механических повреждений и профессиональных заболеваний. Степень воздействия зависит от экспозиции[1] фактора, в том числе: рода и величины напряжения и тока, частоты электрического тока, пути тока через тело человека, продолжительности воздействия электрического тока или электрического и магнитного полей на организм человека, условий внешней среды.

Электротравмы: локальные поражения тканей (металлизация кожи, электрические знаки и ожоги) и органов (резкие сокращения мышц, фибриляция сердца, электроофтальмия, электролиз крови) являются результатом воздействия электрического тока или электрической дуги на человека.

По степени воздействия на организм человека различаются четыре стадии:

I – слабые, судорожные сокращения мышц;

II – судорожные сокращения мышц, потеря сознания;

III - потеря сознания, нарушение сердечной и дыхательной деятельности;

IV – клиническая смерть, т.е. отсутствие дыхания и кровообращения.

Механические повреждения, явившиеся следствием воздействия вредных факторов, связанных с использованием электрической энергии (падение с высоты, ушибы), также могут быть отнесены к электротравмам. Кроме того, электрический ток вызывает непроизвольное сокращение мышц (судороги), которое затрудняет освобождение человека от контакта с токоведущими частями.

Защитные меры от воздействия электрического тока либо предупреждают возникновение электротравмы либо снижают ее тяжесть. К первой группе относятся: изоляция токоведущих частей, сигнализация о наличии напряжения, блокировка, знаки безопасности, производственный инструктаж, использование средств индивидуальной защиты. Ко второй группе относятся заземление и зануление частей оборудования которые при аварии (повреждении изоляции) могут оказаться под напряжением, устройства защитного отключения.

К сосудам, работающим под давлением, относятся герметически закрытые емкости для хранения и транспортировки сжатых, сжи­женных, растворимых газов и жидкостей под давлением.

Действующие Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением рас­пространяются на:

— сосуды, работающие под давлением воды с температурой выше 115° С или других нетоксичных, не взрывопожароопасных жидкостей при температуре, превышающей температуру кипения при давлении 0,07 МПа;

— сосуды, работающие под давлением пара, газа или токсич­ных взрывопожароопасных жидкостей свыше 0,07 МПа;

— баллоны, предназначенные для транспортировки и хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов под давлением свы­ше 0,07 МПа;

— цистерны и бочки для транспортировки и хранения сжатых и сжиженных газов, давление паров которых при температуре до 50°С превышает давление 0,07 МПа;

— цистерны и сосуды для транспортировки или хранения сжа­тых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых давление выше 0,07 МПа создается периодически для их опорожнения;

— барокамеры.

Вышеуказанные Правила не распространяются на:

— сосуды атомных энергетических установок, а также сосуды, работающие с радиоактивной средой;

— сосуды вместимостью не более 0,025 м3 (25 л) независимо от давления, используемые для научно-экспериментальных це­лей. При определении вместимости из общей емкости сосуда исключается объем, занимаемый футеровкой, трубами и дру­гими внутренними устройствами. Группа сосудов, а также со­суды, состоящие из отдельных корпусов и соединенные между собой трубами с внутренним диаметром более 100 мм, рассма­триваются как один сосуд;

— сосуды и баллоны вместимостью не более 0,025 м3 (25 л), у ко­торых произведение давления в МПа (кгс/см2) на вместимость в м3 (литрах) не превышает 0,02 (200);

— сосуды, работающие под давлением, создающимся при взрыве внутри них в соответствии с технологическим процессом или горении в режиме самораспространяющегося высокотемпера­турного синтеза;

— сосуды, работающие под вакуумом;

— сосуды, устанавливаемые на морских, речных судах и других плавучих средствах (кроме драг);

— сосуды, устанавливаемые на самолетах и других летательных аппаратах;

— воздушные резервуары тормозного оборудования подвижного состава железнодорожного транспорта, автомобилей и других средств передвижения;

— сосуды специального назначения военного ведомства;

— приборы парового и водяного отопления;

— трубчатые печи;

— сосуды, состоящие из труб с внутренним диаметром не более 150 мм без коллекторов, а также с коллекторами, выполнен­ными из труб с внутренним диаметром не более 150 мм;

— части машин, не представляющие собой самостоятельных со­судов (корпуса насосов или турбин, цилиндры двигателей па­ровых, гидравлических, воздушных машин и компрессоров).

При эксплуатации сосудов и оборудования должны выполнять­ся только требования раздела «Надзор, содержание, обслуживание и ремонт» вышеуказанных Правил и инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей.

Владелец сосудов обязан обеспечить их содержание в исправном со­стоянии и безопасные условия их работы.

В этих целях необходимо:

— назначить приказом из числа специалистов, прошедших в ус­тановленном порядке проверку знаний Правил, ответствен­ного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, а также ответственных за осуществление производ­ственного контроля за соблюдением требований промышлен­ной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением;

— назначить необходимое количество лиц обслуживающего пер­сонала, обученного и имеющего удостоверения на право об­служивания сосудов, а также установить такой порядок, чтобы персонал, на который возложены обязанности по обслужива­нию сосудов, вел тщательное наблюдение за порученным ему оборудованием путем его осмотра, проверки действия арма­туры, КИП, предохранительных и блокировочных устройств и поддержания сосудов в исправном состоянии. Результаты осмотра и проверки должны записываться в сменный журнал;

— обеспечить проведение технических освидетельствований, диагностики сосудов в установленные сроки;

— обеспечить порядок и периодичность проверки знаний руко­водящими работниками и специалистами Правил;

— организовать периодическую проверку знаний персоналом инструкций по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов;

— обеспечить специалистов Правилами и руководящими указа­ниями по безопасной эксплуатации сосудов, а персонал — ин­струкциями;

— обеспечить выполнение специалистами Правил, а обслужива­ющим персоналом — инструкций.

В организации, эксплуатирующей сосуды, работающие под дав­лением, должны быть разработаны и утверждены инструкции для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуата­цию сосудов и ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов.

К обслуживанию сосудов могут быть допущены лица обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания сосудов. Подготовка и проверка знаний персонала, обслуживающе­го сосуды, должны проводиться в учебных заведениях, а также на курсах, специально создаваемых организациями. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения с указанием наименования, па­раметров рабочей среды сосудов, к обслуживанию которых эти лица допущены. Удостоверения подписываются председателем комиссии. Аттестация персонала, обслуживающего сосуды с быстросъемными крышками, а также сосуды, работающие под давлением вредных ве­ществ 1-4 классов опасности, проводится ко­миссией с участием инспектора Госгортехнадзора России, в осталь­ных случаях участие инспектора в работе комиссии необязательно. О дне проведения экзаменов орган Госгортехнадзора России должен быть уведомлен не позднее чем за 5 дней. Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередная проверка знаний проводится:

— при переходе в другую организацию;

— в случае внесения изменения в инструкцию по режиму работы и безопасному обслуживанию сосуда;

— по требованию инспектора Госгортехнадзора России.

При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев персо­нал, обслуживающий сосуды, после проверки знаний должен перед допуском к самостоятельной работе пройти стажировку для восста­новления практических навыков.

Результаты проверки знаний обслуживающего персонала оформ­ляются протоколом за подписью председателя и членов комиссии с отметкой в удостоверении.

Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию сосудов оформляется приказом по организации или распоряжением по цеху.

Организацией должна быть разработана и утверждена в установ­ленном порядке инструкция по режиму работы и безопасному об­служиванию сосудов. Для сосудов (автоклавов) с быстросъемными крышками в указанной инструкции должен быть отражен порядок хранения и применения ключа-марки. Инструкция должна нахо­диться на рабочих местах и выдаваться под расписку обслуживаю­щему персоналу.

Схемы включения сосудов должны быть вывешены на рабочих местах.

Сосуды, на которые распространяются Правила, до пуска их в ра­боту должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора России.

Внеочередное освидетельствование сосудов, находящихся в экс­плуатации, должно быть проведено в следующих случаях:

— если сосуд не эксплуатировался более 12 месяцев;

— если сосуд был демонтирован и установлен на новом месте;

— если произведено выправление выпучин или вмятин, а также реконструкция или ремонт сосуда с применением сварки или пайки элементов, работающих под давлением;

— перед наложением защитного покрытия на стенки сосуда;

— после аварии сосуда или элементов, работающих под давлени­ем, если по объему восстановительных работ требуется такое освидетельствование;

— по требованию инспектора Госгортехнадзора России или от­ветственного по надзору за осуществлением производствен­ного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Результаты технического освидетельствования должны записы­ваться в паспорт сосуда лицом, проводившим освидетельствование, с указанием разрешенных параметров эксплуатации сосуда и срока следующего освидетельствования.

На каждый сосуд после выдачи разрешения на его эксплуатацию должны быть нанесены краской на видном месте или на специальной табличке размером не менее 200 × 150 мм:

1) регистрационный номер;

2) разрешенное давление;

3) число, месяц и год следующего наружного и внутреннего осмотра и гидравлического испытания.

Все сосуды, находящиеся в эксплуатации, должны быть занесены предприятием в специальную книгу учета и освидетельствования со­судов, хранящуюся у лица, осуществляющего надзор за сосудами.

Сосуд должен быть немедленно остановлен в случаях, предусмо­тренных инструкцией по режиму работы и безопасному обслужива­нию, в частности:

— если давление в сосуде поднялось выше разрешенного и не снижается, несмотря на меры, принятые персоналом;

— при выявлении неисправности предохранительных устройств от повышения давления;

— при обнаружении в сосуде и его элементах, работающих под давлением, неплотностей, выпучин, разрыва прокладок;

— при неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам;

— при снижении уровня жидкости ниже допустимого в сосудах с огневым обогревом;

— при выходе из строя всех указателей уровня жидкости;

— при неисправности предохранительных блокировочных уст­ройств;

— при возникновении пожара, непосредственно угрожающего сосуду, находящемуся под давлением.

Порядок аварийной остановки сосуда и последующего ввода его в работу должен быть указан в инструкции. Причины аварийной остановки сосуда должны записываться в сменный журнал.

Действующие Правила обязательны для исполнения всеми долж­ностными лицами, специалистами, работниками, занятыми про­ектированием, изготовлением, реконструкцией, монтажом, налад­кой, ремонтом, техническим диагностированием и эксплуатацией сосудов. Лица, допустившие нарушение настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Действие Правил устройства и безопасной эксплуатации грузо­подъемных кранов ПБ 10-382-00 (утвержденных Госгортехнадзором 4 ноября 2000 г. № 63 и введенных в действие с 10 января 2001 г.) рас­пространяются на:

— краны всех типов;

— грузовые электрические тележки, передвигающиеся по назем­ным рельсовым путям, совместно с кабиной управления;

— ручные и электрические тали;

— краны-экскаваторы (экскаваторы, предназначенные для ра­боты с краном, когда кран подвешен на канате);

— лебедки для подъема груза или людей;

— сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер и т.п.);

— сменные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и т.п.), навешиваемые на крюк грузоподъемного ме­ханизма.

Правила не распространяются на грузоподъемные механизмы специального назначения, например, трубоукладчики, электро-и автопогрузчики, гидро- и электроподъемники, штабелеры и т.п., на монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвеши­ваются (мачты, балки и т.п.).

При эксплуатации таких грузоподъемных механизмов должны выполняться требования указанных Правил в части их освидетель­ствования, содержания и обслуживания, а также требования ин­струкций по эксплуатации заводов-изготовителей.

Самовольная реконструкция и переоборудование кранов запре­щается.

Грузовые крюки кранов должны быть снабжены предохранитель­ным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение гру­зозахватного приспособления. Применение крюков, не снабженных предохранительными замками, может быть допущено при условии применения гибких грузозахватных приспособлений, исключающих возможность выпадения их из зева крюка.

Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться прочно прикрепленной металлической биркой с ука­занием номера, грузоподъемности и даты испытания.

На стальные канаты, применяемые в качестве грузовых строп, должны быть сертификаты (свидетельства) завода-изготовителя.

Цепи, применяемые на грузоподъемных механизмах и для изго­товления стропов, должны иметь сертификаты (свидетельства) заво­да-изготовителя.

Грузоподъемные механизмы с электрическим приводом должны быть оборудованы концевыми выключателями для автоматической остановки механизма при подходе к упору — как при подъеме, так и при передвижении.

Стреловые краны должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности.

Стреловые самоходные краны должны быть снабжены прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линии электропередач.

Корпус кнопочного устройства для управления грузоподъемным механизмом с пола должен быть подвешен на металлическом тросе. Если корпус металлический, то он должен быть заземлен не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из заземляющих прово­дников может быть использован тросик, на котором подвешен кно­почный аппарат.

Все грузоподъемные механизмы, находящиеся в эксплуатации, в том числе электро- и автопогрузчики, гидро- и электроподъемни­ки, штабелеры и т.п., должны подвергаться периодическому техни­ческому переосвидетельствованию в соответствии с требованиями действующих Правил.

Техническое освидетельствование проводится:

— полное — не реже одного раза в три года;

— частичное — не реже одного раза в 12 месяцев.

При полном техническом освидетельствовании осуществляется осмотр, статическое и динамическое испытания. При частичном — только осмотр.

Съемные грузозахватные приспособления после ремонта должны подвергаться техническому освидетельствованию, осмотру и испы­танию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузо­подъемность.

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособле­ния и тара должны периодически осматриваться, но не реже чем:

— осмотр тары — через каждые 6 месяцев;

— осмотр клещей и других захватов — через 1 месяц;

— осмотр строп — через каждые 10 дней.

Редко используемые грузозахватные приспособления должны осматриваться перед пуском их в работу.

Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией грузо­подъемных механизмов на каждом предприятии должен быть назна­чен специалист, имеющий соответствующее удостоверение. Допу­скается иметь такого специалиста не из числа работников предприятия.

На предприятии должно быть назначено приказом лицо (лица), ответственное(ые) за безопасное производство работ по перемеще­нию грузов кранами из числа специалистов предприятия, имеющих соответствующее действующее удостоверение.

К управлению грузоподъемными механизмами с пола допуска­ются работники после прохождения соответствующего обучения и ежегодной проверки знаний по управлению грузоподъемными ме­ханизмами.

Ручные, рычажно-реечные домкраты должны иметь исправные устройства, исключающие самопроизвольное опускание груза при снятии усилия с рычага или рукоятки, снабжаться стопорами, ис­ключающими выход винта или рейки при нахождении штока в верх­нем крайнем положении.

Домкраты с электрическим приводом должны быть с исправны­ми устройствами для автоматического выключения электродвигате­ля в крайних положениях (верхнем и нижнем).

Гидравлические и пневматические домкраты и подъемники долж­ны иметь плотные соединения, исключающие утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров во время перемещения груза.

Обратные клапаны или другие устройства гидравлических и пнев­матических домкратов и подъемников должны обеспечивать медлен­ное полное опускание штока или остановку его в случае поврежде­ния трубопроводов, подводящих или отводящих жидкость (воздух).

Испытания домкратов (1 раз в год) должны производиться стати­ческой нагрузкой больше предельной на 10% (по паспорту) в течение 10 минут при нахождении штока в верхнем крайнем положении.

У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%. Результаты испытаний зано­сятся в журнал.

Комфортные и безопасные условия труда являются основным фактором, влияющим на произ­водительность людей, работающих с ПЭВМ и ВДТ.

При выполнении работ на ПК могут иметь место следующие факторы:

— повышенная температура поверхностей ПК;

— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— выделение в воздух рабочей зоны ряда химических веществ;

— повышенная или пониженная влажность воздуха;

— повышенный или пониженный уровень отрицательных и по­ложительных аэроионов;

— повышенное значение напряжения в электрической цепи, за­мыкание;

— повышенный уровень статического электричества;

— повышенный уровень электромагнитных излучений;

— повышенная напряженность электрического поля;

— отсутствие или недостаток естественного света;

— недостаточная искусственная освещенность рабочей зоны;

— повышенная яркость света;

— повышенная контрастность;

— прямая и отраженная блесткость;

— зрительное напряжение;

— монотонность трудового процесса;

— нервно-эмоциональные перегрузки.

Условия труда пользователя, работающего с персональным ком­пьютером, определяются:

а) особенностями основных элементов рабочего места (про­странственные параметры рабочего места и его элементов, которые должны соответствовать анатомо-физиологическим данным работающих; размещение элементов рабочего места относительно пользователя с учетом вида деятельности;

б) условиями окружающей среды (освещение в помещении дис­плейного зала и на рабочем месте, микроклимат, шум, специ­фические факторы, обусловленные особенностями средств отображения информации и т.д.;

в) характеристиками информационного взаимодействия челове­ка и ПК.

Персональные компьютеры используются преимущественно при наборе текста (ввод информации) и в диалоговом режиме в про­цессах редактирования, верстки, правки текста и художественного оформления:

— операции по вводу данных характеризуются высокой ско­ростью переработки информации, высоким темпом работы, низкой потребностью в обмене информацией и небольшой частотой принятия решений. Работа не требует большого ум­ственного и зрительного напряжения, но сопровождается ло­кальными мышечными нагрузками;

— диалоговые виды работ (редактирование, правка, верстка и др.) характеризуются средней скоростью ввода информации, не­постоянной (неритмичной) потребностью в обмене информа­цией с ПК, сопровождающейся принятием решений.

Особенностью работы на ПК является постоянное и значитель­ное напряжение функций зрительного анализатора, обусловленное необходимостью различения объектов (символов, знаков и т.п.) при наличии на экране: строчной структуры экрана, мелькания изобра­жений, недостаточной освещенности поля экрана, недостаточной контрастности объектов различения и необходимости постоянной переадаптации зрительного аппарата к различным уровням осве­щенности экрана, оригинала и клавиатуры.

Нервно-эмоциональное напряжение при работе на ПК возни­кает вследствие дефицита времени, большого объема и плотности информации, особенностей диалогового режима общения человека и ПК (сбои, оперативное ожидание, психологические особенности работы оператора, связанные с эмоционально-волевой сферой), от­ветственности за безошибочность информации.

Темп работы на ПК при вводе информации (текста, данных и т.п.) определяется объемом и характером производственного задания и временем его выполнения.

В период выполнения операций ввода данных количество мелких стереотипных движений кистей и пальцев рук за смену может пре­высить 60 тыс., что в соответствии с гигиенической классификацией труда относится к категории вредных и опасных.

С 30 июня 2003 г. введены новые Санитарно-эпидемиологиче­ские правила СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и органи­зации работы».

Требования введенных Санитарных правил распространяются на вычислительные электронные цифровые машины персональные и портативные; на периферийные устройства вычислительных ком­плексов (принтеры, сканеры, клавиатуру, модемы внешние, элек­трические компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и др.); на устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы — ВДТ) всех типов, на условия и организацию работы с ПЭВМ.

Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния, на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ. Рабочие места с использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

Все персональные компьютеры должны иметь сертификат со­ответствия требованиям безопасности и эргономики и гигиениче­ский сертификат. Оптимальные и допустимые значения визуальных параметров должны быть указаны в технической документации на ВДТ для режимов пользователей. При отсутствии в технической до­кументации на ВДТ данных об оптимальных и допустимых диапа­зонах значений эргономических параметров эксплуатация ВДТ не допускаются.

Ответственность за обеспечение безопасных и благоприятных условий труда на рабочем месте пользователя ВДТ и выполнение требований действующих нормативных документов возлагается дей­ствующим законодательством на руководителя организации незави­симо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Рабочие места пользователей ПК в организациях должны быть аттестованы по условиям труда в соответствии с Положением о по­рядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Сроки про­ведения аттестации устанавливаются исходя из изменений условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведе­ния последних измерений.

Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологи­ческого заключения, выданного в установленном порядке.

Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения.

В производственных и административно-общественных поме­щениях, в случаях преимущественной работы с документами сле­дует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

В качестве источников света при искусственном освещении сле­дует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). При устройстве отра­женного освещения в производственных и административно-обще­ственных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе галогенных.

Для освещения помещений с ПЭВМ следует применять светиль­ники с зеркальными параболическими решетками, укомплекто­ванными электронными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА). Допускается использование многоламповых светильников с элек­тромагнитными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА), состоя­щими из равного числа опережающих и отстающих ветвей.

Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.

При отсутствии светильников с ЭПРА лампы многоламповых светильников или рядом расположенные светильники общего осве­щения следует включать на разные фазы трехфазной сети.

Для обеспечения нормируемых значений освещенности в поме­щениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить сво­евременную замену перегоревших ламп.

Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техни­ка, преимущественно должны быть ориентированы на север и севе­ро-восток.

Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не ме­нее 6 кв. м, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристалличе­ские, плазменные) — 4,5 кв. м.

При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогатель­ных устройств — принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продол­жительностью работы менее 4 часов в день допускается минималь­ная площадь 4,5 кв. м на одно рабочее место пользователя.

Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением). Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудова­ния, создающего помехи в работе ПЭВМ.

В новых Санитарных правилах объем помещения одного рабоче­го места не нормируется.

При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабо­чими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхно­сти одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2 м.

Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеоди­сплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к све­товым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5—2,0 м.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфа­витно-цифровых знаков и символов.

В производственных помещениях, в которых работа с исполь­зованием ПЭВМ является вспомогательной, температура, относи­тельная влажность и скорость движения воздуха на рабочих местах должны соответствовать действующим санитарным нормам микро­климата производственных помещений.

В производственных помещениях, в которых работа с использо­ванием ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.) и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата для категории работ 1а и 16 в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами микроклимата производствен­ных помещений. На других рабочих местах следует поддерживать параметры микроклимата на допустимом уровне, соответствующем требованиям указанных выше нормативов.

В производственных помещениях при выполнении основных или вспомогательных работ с использованием ПЭВМ уровни шума на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых зна­чений, установленных для данных видов работ в соответствии с дей­ствующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.

В помещениях, оборудованных ПЭВМ, должна проводится еже­дневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления.

В помещении должна находиться аптечка первой медицинской помощи.

Помещения с ПК должны быть оборудованы средствами пожа­ротушения.

Персональный компьютер является источником переменных электрических и магнитных полей.

Принято считать, что основным источником ЭМП, определя­ющим электромагнитную обстановку, являются составные части ПЭВМ, прежде всего видеомонитор.

Как показали многочисленные исследования, кроме источников ЭМП дисплея (элементы питания, высоковольтные элементы, блоки кадровой и строчной развертки) существует еще один источник пе­ременного электрического поля в дисплеях на электронно-лучевых трубках — непосредственно экран дисплея. При изменении характера изображения на экране дисплеев, уровни их электромагнитных полей могут меняться, в том числе и в сторону увеличения по отно­шению к величинам, зафиксированным при тестовых испытаниях. Испытываются мониторы до сих пор лишь при текстовой картинке, и в этом режиме работы уровень ЭМП от включенного компьютера остается в норме. В частности, резкое увеличение напряженности поля происходит во время работы с графической информацией, осо­бенно при повышении четкости изображения на экране монитора.

Как показывает практика, в ряде случаев интенсивность ЭМП соз­дается внешними источниками, т.е. элементами системы электроснаб­жения здания, трансформаторами, воздушными линиями электропе­редач и т.п. Поэтому при установке ПК на рабочем месте он должен быть правильно подключен к электропитанию и надежно заземлен.

Инструментальные замеры электромагнитных полей на рабочих местах должны проводить испытательные лаборатории, имеющие аттестат аккредитации, с оформлением протоколов обследования.

Перед проведением обследования должен быть составлен эскиз размещения рабочих мест пользователей ПЭВМ в помещении. На эк­ране видеотерминала установить типичное для данного вида рабо­ты изображение (текст, графика и др.). При проведении измерений должна быть включена вся вычислительная техника, ВДТ и другое используемое для работы электрооборудование, размещенное в дан­ном помещении. Измерения параметров электростатического поля проводить не ранее чем через 20 минут после включения ПЭВМ.

Временные допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ на рабочих местах

Наименование параметров ВДУ
Напряженность электрического поля в диапазоне частот 5 Гц — 2 кГц 25В/м
в диапазоне частот 2 кГц — 400 кГц 2,5В/м
Плотность магнитного потока в диапазоне частот 5 Гц — 2 кГц 250нТл
в диапазоне частот 2 кГц — 400 кГц 25 нТл
Напряженность электростатического поля 15кВ/м

Для снижения уровней ЭМП рекомендуется применять защит­ные приэкранные фильтры. Выбор конкретной марки фильтра дол­жен осуществляться исходя из эффективности его защитных свойств и светотехнических характеристик.

При эксплуатации защитный фильтр должен быть плотно уста­новлен на экран дисплея и надежно заземлен. Ежедневно его следует очищать от пыли, так же как и экран дисплея.

Пользователям ПК не рекомендуется работать в одежде из син­тетических материалов. Для снижения воздействия на работающих электромагнитных полей и статического электричества рекомендует­ся использовать спецодежду, изготовленную из специальных тканей.

Для защиты работающих соседних рабочих мест рекомендует­ся устанавливать между рабочими столами специальные защитные экраны, имеющие покрытие, поглощающее низкочастотное элек­тромагнитное излучение.

Отрицательно влияет на состояние здоровья работника наруше­ние уровня ионизации воздуха производственных помещений, т.е. для жизнедеятельности человека без ущерба для его здоровья необ­ходима минимально допустимая и максимально допустимая концен­трация аэроионов обеих полярностей, отклонения от этих показате­лей могут привести к неблагоприятным последствиям для здоровья человека. Нормируемые показатели определяются как количество аэроионов в одном кубическом сантиметре воздуха.

В зонах дыхания персонала на рабочих местах, где имеются ис­точники электростатических полей (видеодисплейные терминалы или другие виды оргтехники), допускается отсутствие аэроионов по­ложительной полярности.

Проведение контроля аэроионного состава воздуха помещений следует осуществлять непосредственно на рабочих местах в зонах дыхания персонала.

Нормируемые показатели Концентрации аэроионов, ро (ион/см3) Коэффициент униполярности, У
положительной полярности отрицательной полярности
Минимально допустимые ро+ ≥ 400 ро- > 600 0,4 ≤У< 1,0
Максимально допустимые ро+ < 50000 ро-≤ 50000

Если в результате контроля аэроионного состава воздуха выявля­ется его несоответствие нормированным показателям, рекомендует­ся осуществление его нормализации. Осуществление нормализации аэроионного состава воздуха рекомендуется производить на протя­жении всего времени пребывания человека на рабочем месте.

Для нормализации аэроионного состава воздуха следует приме­нять соответствующие, прошедшие санитарно-эпидемиологическую оценку и имеющие действующее санитарно-эпидемиологическое заключение аэроионизаторы или деионизаторы, предназначенные для использования в санитарно-гигиенических целях.

В настоящее время эти требования предъявляются в действую­щих Санитарно-эпидемических правилах и нормативах СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», которые введены с 15 июня 2003 г.

Организация работы с ПЭВМ осуществляется в зависимости от вида и категории трудовой деятельности

Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:

— группа А — работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом;

— группа Б — работа по вводу информации;

— группа В — творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается три категории тяжести и напряженности работы с ВДТ и ПЭВМ, которые опреде­ляются:

— для группы А — по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену;

— для группы Б — по суммарному числу считываемых или вво­димых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену;

— для группы В — по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.

Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

Суммарное время регламентированных перерывов устанавлива­ется в зависимости от категории трудовой деятельности и уровня на­грузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ.

Категория работы с ПЭВМ Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ПЭВМ Суммарное время регламентиро­ванных перерывов, мин
группа А, кол-во знаков группа Б, кол-во знаков группа В, час при 8-часовой смене при 12-часовой смене
I до 20 000 до 15 000 до 2    
II до 40 000 до 30 000 до 4   ПО
III до 60 000 до 40 000 до 6    

Продолжительность обеденного перерыва определяется действу­ющим трудовым законодательством и Правилами внутреннего тру­дового распорядка предприятия (организации, учреждения).

Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламенти­рованного перерыва не должна превышать 1 часа.

При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), неза­висимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжитель­ность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30%.

Для предупреждения преждевременной утомляемости у работа­ющих с ВДТ и ПЭВМ, зрительного дискомфорта и других неблаго­приятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение сани­тарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ и ПЭВМ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связан­ную с использованием ВДТ и ПЭВМ.

В случаях, когда храктер работы требует постоянного взаимодей­ствия с ВДТ (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности при исключении возможности пе­риодического переключения на другие виды трудовой деятельно­сти, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов на 10—15 минут через каждые 45—60 минут работы.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного ана­лизатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предот­вращения развития позотонического утомления целесообразно вы­полнять комплексы упражнений.

Работающим на ВДТ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженно­сти во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).

В соответствии с Перечнем вредных и(или) опасных производ­ственных факторов, при выполнении которых проводятся предва­рительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социаль­ного развития РФ от 16 августа 2004 г. и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычисли­тельным машинам и организации работы» обязательные предвари­тельные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры должны проходить лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ). Предусмотренные медицинские осмотры должны прово­диться за счет работодателя.

К работе с ПЭВМ (ПК) допускаются лица, не имеющие меди­цинских противопоказаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: