Основные сведения
Техническая эксплуатация ГЭУ
Сравнение эксплуатационных свойств ГЭУ двойного рода тока и ГЭУ постоянного и переменного тока
Гребные электроустановки двойного рода тока превосходят по своим характеристи
кам ГЭУ как постоянного, так и переменного тока.
ГЭУ двойного рода тока имеют лучшие массо-габаритные показатели, чем ГЭУ по-
стоянного тока, из-за применения дизелей с повышенной частотой вращения и турбин без редукторной передачи.
Благодаря отсутствию коллектора синхронные генераторы легче, чем генераторы постоянного тока. Так, синхронный генератор мощностью 1000 кВт при частоте вращения 1000 об/мин имеет относительную массу 6,3 кг/кВт при относительной массе 9 кг/кВт гене
ратора постоянного тока той же мощности и частоты вращения.
Основная задача при эксплуатации ГЭУ - обеспечить ее безотказную и безаварий
ную работу и постоянную готовность к действию, что достигается выполнением следую-
|
|
щего:
1. квалифицированное обслуживание;
2. своевременное пополнение судов с ГЭУ сменно-запасными частями и материала
ми;
3. определение объемов профилактических и ремонтных работ, выполняемых судо
вым экипажем;
4. выполнение графиков профилактических осмотров и ремонтов в соответствии с инструкциями по обслуживанию электрооборудования ГЭУ;
5. проведение расширенных испытаний и наладка ГЭУ в соответствии с целевым назначением судна;
6. постоянный контроль загрязнения изоляционных поверхностей угольной пылью и маслом в электрических машинах ГЭУ;
7. проверка состояния кабелей и заделка их оконцеваний.
В комплекс мероприятий ТЭ входят: обслуживание, уход и ремонт.
5.2. Обслуживание ГЭУ включает: пуски электрооборудования, остановки, набор требуемых схем и поддержание соответствующих режимов, переключения различного рода, проверку и наблюдения за работающими механизмами и аппаратурой, т. е. всю оперативную работу, выполняемую обслуживающим персоналом во время несения вахт.
Подготовка ГЭУ к работе начинается задолго до того, как будет подана команда о запуске машин. Запас времени необходим для выполнения различных работ, связанных с пуском установки.
На электроходах, находящихся в эксплуатации, ГЭУ должна находиться в опреде-
ленной готовности. Готовность - это то максимально допустимое время, в течение которо-
го ГЭУ вводится в действие. Практически это время между подачей команды о запуске дизелей и передачей управления на мостик.
Время готовности устанавливается капитаном или вахтенным штурманом. При пе
|
|
реводе установки в новую готовность время действия ее начинается по истечении дейст
вия ранее заданной готовности.
Например, ГЭУ находится в 2-часовой готовности. При объявлении другой готов
ности она вступает в силу только через 2 ч.
Получив распоряжение вахтенного штурмана о подготовке машины к работе и уточ
нив время передачи управления на мостик, вахтенный электромеханик записывает это при
казание в вахтенный журнал и докладывает об этом старшему электромеханику.
Подготовка ГЭУ к работе во многом зависит от того, в какой готовности она нахо-
дилась. При продолжительной готовности (2 -8 ч) отдельные узлы установки могут выво-
диться из работы с таким расчетом, чтобы успеть закончить работу в течение заданной готовности.
В этом случае, получив указание о подготовке установки к работе, заканчиваются все ремонтные и профилактические работы, производится осмотр машин, щитов и приле-
гающих площадей. Замеряют сопротивление изоляции, и результаты заносят в вахтенный журнал. Проверяют в работе преобразователи, возбудители, вентиляцию главных машин, машинные телеграфы и другие механизмы.
Главные машины проворачивают валоповоротным устройством, при этом должно быть подано масло на все подшипники. Убедившись в исправности всех узлов, вахтенный электромеханик, докладывает старшему электромеханику о готовности установки к пуску.
Если гребная установка находится в кратковременной готовности (15—30 мин), выполнять какие-либо работы, связанные с разборкой узлов и машин не разрешается.
Аппаратуру и машины осматривают заранее. Перед пуском проверяют сопротивле
ние изоляции и результаты заносят в вахтенный журнал.
Подготовка ГЭУ к пуску производится в соответствии с инструкцией по эксплуата
ции данной установки, «Правилами технической эксплуатации» и «Правилами техники безопасности».