ГЭУ двойного рода тока с ВРШ

Структурная схема ГЭУ двойного рода тока с неуправляемым выпрямителем

Основные сведения

Гребными установками двойного рода тока называются такие установки, в которых в качестве источников электроэнергии используются синхронные генераторы переменно

го тока, а в качестве гребных электродвигателей – электродвигатели постоянного тока.

Появление таких установок стало возможным благодаря развитию полупроводнико

вой техники, на базе которой были созданы выпрямители двух типов:

1. неуправляемые, выходное напряжение которых не регулируется;

2. управляемые с регулируемым выходным напряжением.

Появление мощных, на сотни кВт, выпрямителей позволило объединить вы­сокие маневренные качества ГЭУ постоянного тока с достоинст­вами ГЭУ переменного тока (возможность применения высокообо­ротных первичных двигателей, малые массогабарит

ные показа­тели).

Структурная схема гребной электроустановки двойного рода тока с неуправляе-

мым выпрямителем в виде одного из возможных вариантов представлена на рис. 14.6.

Рис. 14.6. Структурная схема ГЭУ двойного рода тока

Синхронный генератор СГ, питающий гребной электродвига­тель постоянного тока ГЭД независимого возбуждения, вращается первичным двигателем ПД с постоянной частотой ω.

Гребной элек­тродвигатель ГЭД постоянного тока подключается к синхрон­ному ге

нератору через неуправляемый выпрямитель НВ.

Регули­рование выпрямленного напряжения U осуществляется изме­нением тока в обмотке возбуждения синхронного генератора ОВГ, при помощи тиристорного возбуди-

теля генератора ТВГ. Последний управляется регулятором возбуждения УВГ в зависимо

сти от сигнала с пульта управления ПУ, режима главной цепи (тока I и напря­жения U) и уставок максимального тока Iи эталонного на­пряжения U.

В схеме возбуждения ГЭД применяется реверсив­ный тиристорный возбудитель ТВД, управляемый отдельным регулятором УВД. Этот возбудитель предназначен для реверса ГЭД.

Синхронный генератор, неуправляемый вы­прямитель и гребной электродвигатель образуют систему, ана­логичную по структуре ГЭУ постоянного тока.

Однако механиче­ские характеристики такой схемы ГЭУ менее жестки, чем у ГЭУ постоянного тока, благодаря большим внутренним сопротивле­ниям СГ и НВ.

Пуск гребного электродвигателя осуществляется.подачей тока одновременно в об

мотки возбуждения СГ и ГЭД. При этом пус­ковые токи I меньше, чем у ГЭУ постоянного тока.

Необходимая величина электромагнитного момента ГЭД при заклинивании винта обеспечивается формой внешней характеристики син­хронного генератора, выпрямителя и жесткой обратной связью по току (кI).

Режим постоянства мощности ГЭУ в широком диа­пазоне частот вращения ГЭД ав-

томатически обеспечивается двумя жесткими отрицательными обратными связями (по то-

ку I и на­пряжению U), которые вводятся в регуляторы возбуждения.

Реверс ГЭД производится изменением направления тока в об­мотке возбуждения двигателя ОВД, которое осуществляется ре­версивным тиристорным возбудителем ТВД.

Именно ГЭУ двойного рода тока с неуправляемыми выпрями­телями в цепи якорей ГЭД постоянного тока была реализована на ледоколе-атомоходе «Арктика», что обеспечи-

ло:

1. высокую маневренность (широкий диапазон регулирова­ния частоты ГЭД и доста

точную быстроту ее изменения) и простоту управления ГЭУ;

2. возможность создания турбогенераторных агрегатов без редукторов и удобство их компоновки в машинном отделении;

3. снижение шумности и вибрации элементов ГЭУ;

4. повышение КПД установки;

5. наибольшую простоту исполнения и надежность работы ГЭД и их питания.

Применение ВРШ для ГЭД имеет следующие преимущества:

1. постоянство частоты вращения двигателей генераторов;

2. постоянство частоты вращения гребного электродвигателя, а значит, гребного винта.

Регулирование скорости винта осуществляется изменением угла поворота лопастей на ВРШ, а реверс – изменением направления поворота лопастей относительно нулевого положения.

Постоянство частоты вращения первичных двигателей гребных электроустановок обусловливает возможность отбора мощности от шин системы электродвижения для обще

судовых потребителей (ОСП), а также более рационального использования установлен­ной мощности судовой электростанции.

В зависимости от вида выпрямительного устройства в главной цепи возможны два типа ГЭУ двойного рода тока:

1. с неуправляе­мыми (на диодах) выпрямителями (статическими преобразователя-

ми);

2. с управляемыми (на тиристорах) выпрямителями (статическими преобразовате

лями).

Схемы главного тока ГЭУ двойного рода тока аналогичны схе­мам ГЭУ постоянно

го тока, но предельная мощность синхронных генераторов не ограничена и число их опре

деляется только сооб­ражениями надежности и живучести.

Статические преобразователи выполняются по шести- или двенадцатифазным схе

мам выпрямления. Кроме того, в схемах с управляемыми выпрямителями включаются токоограничивающие и фильтрующие дроссели.

Выпрямительные мосты на стороне постоянного тока могут быть соединены после

довательно или параллельно. Выпрямитель­ные мосты включаются на разные, сдвинутые на 30 эл. град., обмотки сдвоенных генераторов или через трансформаторы для предотвра

щения коротких замыканий через последовательно со­единенные вентили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: