double arrow

В самостоятельной работе с клиентом

Различного рода знания, которыми обладает и профессионально владеет специалист по социальной работе, не рядоположены и не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образо­вание в самой практической деятельности обусловлена ее направлен­ностью, содержанием тех задач, решение которых требует этих знаний в их определенной взаимосвязи. Вот почему непременным признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способа­ми практической деятельности. В этой ситуации процесс накопления опыта приобретает творческий характер, пробуждает живую мысль, ведет от частного к общему, от практики к теории и наоборот.1 Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе владеют умениями и навыками применения в своей практической деятельности различных научных методов. Для достижения намеченных целей такой специалист по социальной работе умеет сочетать в своей деятельности и теорию, и практику.

В функциональном назначении любого специалиста по социальной работе на первое место выдвигается его «умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением», «умение активизировать усилия подопечных по решению своих проблем». Социальная работа имеет дело с человеком и его окружением, нужные «знания развития и поведения человека» в конкретной среде необходимы любому и каждому специалисту по социальной работе, кем бы ни был его клиент – ребенок или взрослый, одинокий пенсионер или инвалид.2 Можно сказать, что психолого-педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте специалиста составляет базовую основу его функциональной грамотности, подготовленности.

Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем клиента. От специалистов по социальной работе требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально (с диагностикой и соответствующим анализом ситуации).

Например, опираясь на практический опыт специалиста по социальной работе, работающего с инвалидами и пожилыми людьми в доме-интернате, можно выделить следующие характеристики специализации: способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью или семьей престарелых, инвалидов, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой; выполнять своеобразную роль «третьего человека», связывающего звенья между личностью и микросредой, личностью и родственниками и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность соучаствовать с клиентом в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.1 Что невозможно при отсутствии у специалиста по социальной работе определенных теоретических знаний.

Роль специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы облегчить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, так же преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств, специалист по социальной работе может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и так далее.1 В этих обстоятельствах специалист по социальной работе, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. Роль специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям.

В результате анализа вариативных характеристик специалиста в различных областях социальной практики, определяющие сущность социально-педагогической компетентности, которая требуется в той или иной сфере профессиональной деятельности, определены такие параметры: профессиональная подготовленность; эрудированность в области политики, экономики, социального развития, культуры; коммуникабельность; профессиональный такт и деликатность; эмоциональная устойчивость и готовность к психологическим нагрузкам; толерантность, доброжелательность и внимание к людям; умение принимать решения и отвечать за их последствия; способность вызывать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности. Социально-педагогическая некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста, призванного оказывать помощь на дому одиноким старикам, инвалидам, вести социальную работу с детьми и их семьями. 2 Поэтому наблюдается текучесть кадров в социальных службах из-за неудовлетворенности и клиентов, и специалистов социальной сферы результатами деятельности.

Билет.

.1. Особенности подготовки специалистов социальной работы

Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.

В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:

- учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);

- среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);

- высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).

В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.

Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.

Однако по окончанию высшего профессионального обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., [9; 39] специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:

ü Внимание, стремление понять позицию других;

ü Дружелюбие, общительность;

ü Способность стать лидером;

ü Вежливость, обходительность;

ü Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;

ü Жизнерадостность;

ü Толерантность, упорство;

ü Большое чувство ответственности;

ü Способность выполнить работу полную разнообразия;

ü Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;

ü Способность взаимодействовать со специалистами;

ü Тщательность действий;

ü Аккуратность и последовательность в работе;

ü Способность к планированию своего будущего;

ü Способность к устным высказываниям;

ü Хорошая память, способность обучать других;

ü Умение заботится о других;

ü Реализация новых идей, самостоятельность суждений.

Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие [12; 9]:

В числе отрицательных сторон:

ü Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;

ü Неотработанность профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;

ü Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);

Есть и положительные стороны этой работы:

ü Многообразие возможных мест работы;

ü Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;

ü Возможность коммуникативного общения;

ü Развитие творческих способностей.

При подготовке кадров по специальности «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы». [13; 13]

Вышеизложенное показывает, что:

1. Существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших;

2. Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;

3. Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;

4. Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.

Социальная работа не сводится к традиционным формам деятельности; ее определения, дефиниции весьма многообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:

Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования ис­правления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социального работника предоставляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что необходимым условием для приема на работу в должность социального работника является наличие квалификации в патронаже — аттестата или диплома. Особое значение имеет градуированность (уровневость) квалификационных характеристик социального работника. [3; 41]

Международная Федерация социальных работников дает свое определение социальной работе. Это профессиональная работа по: 1) ведению благотворительной деятельности, 2) оказанию помощи человеку в самовыражении, 3) дисциплинированному внедрению в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальном поведении человека). Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества - для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости. [3; 43]

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершенно­летних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д., организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы. [25; 123]

Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.

В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике - это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме. В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.

Определения вроде бы разные. Но в тоже время в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал).

Главными в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности. Не случайно определение: эффективность суть степени реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей степени. [26; 44]

1.2. Современный подход к оценке эффективности профессионально важных качеств социального работника

Важным местом нашего изучения является эффективность социальной работы, которая в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.

Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом- это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах. Другими словами, речь идет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте- клиенте в процессе терапии терапевтом либо социальным органом, учреждением, ведущими социальную работу, с информацией, полученной ранее. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности. [22; 35]

Одним из важнейших условий совершенствования организации социальной защиты и социального обслуживания населения как составных частей всей социальной работы, является использование базовой информации, объективно отражающей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента для получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о клиентах, предоставленных им услугах и их результатах.

В исследовании проблем эффективности социальной работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности.

В имеющейся литературе понятие «критерий» определяется как отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта либо субъекта. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, в данном случае социальной работы, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки. Они также должны быть необходимыми и достаточными, служить эталоном измерения для оценки результатов деятельности, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы.

Практика исследований показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и получать специфическое отражение в структуре критериев. [22; 37]

Повышение эффективности социальной работы является стержневой проблемой не только научных сотрудников, но и практиков - управленцев федерального и регионального уровней, непосредственных организаторов системы социальной зашиты населения, руководителей и специалистов социальных служб, а также преподавателей высшей школы, которые занимаются подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.

Однако нередко еще ставятся вопросы: своевременна, ли постановка вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности отдельных социальных работников? Имеются ли достаточно четко разработанные основания для определения эффективности деятельности социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе? Какова система критериев и показателей, на основе которых можно измерить эффективность социальной работы, отдельных видов и методов социального обслуживания населения?

Главное, что отличает социальную работу от других видов социальной деятельности – ее подчинение задачам возрождения человеческого достоинства, вмешательство в социальную среду ради преодоления депревации и деструкции, осуществление интеграции социальных, социокультурных, психологических и физических влияний на личность, индивидуум, обеспечение гармонии человека и среды, нормальное социально-психологическое функционирование человека в различных ситуациях и средах.

Сегодня главная задача специалистов по социальной работе -научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, об активном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Для достижения поставленных задач различным типам учреждений социального обслуживания и специалистам социальных служб важно научиться всем и каждому специалисту проводить в жизнь отечественную концепцию социального обслуживания населения, основные методологические принципы социальной работы, умело использовать различные технологии социальной работы.

Определение критериев и показателей эффективности социальной работы имеет важное значение как для научной, так и практической деятельности социальных служб и отдельных ее специалистов. Индикаторы эффективности социального обслуживания, как правило, нацеливают практических социальных работников различной квалификации и функциональной предназначенности на достижение конкретных результатов- промежуточных и конечных.

Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические - для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения. Выделим принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом: [33; 149]

1) умение точно сформулировать проблему клиента;

2) анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы;

3) оценка разрешимости проблемы;

4) разработка плана действий;

5) вовлечение клиента в разрешение проблемы;

6) оценка изменений, достигнутых в положении клиента.

Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне государства), мезоуровне (республика, город, район), и микроуровне (на уровне индивида, клиента).

Что же касается макроуровня, где, как правило, имеется в виду преодоление социальных девиаций или стабилизация негативных тенденций социального здоровья общества и его постепенное улучшение, то здесь очень трудно выделить индикаторы, которые бы позволяли определить конкретный вклад социальных работников в преодоление таких девиаций и проблем, как бедность, безработица, бездомность, социальное нездоровье в виде наркомании, алкоголизма, проституции т.п., так как их решение во многом зависит от характе­ра проведения социально-экономических реформ в стране, от осуществления социальной политики, от эффективности реализации механизма социальной безопасности. Нам представляется, что весьма трудно подсчитать коэффициент участия специалистов - представителей различных отраслей социальной сферы (учителей, врачей, социальных работников), например, в разрешении проблем семьи и детей. [29; 128]

На основании каких показателей можно судить об эффективности деятельности специалистов по социальной работе, учителей, работников МВД органов государственного и местного самоуправления в ликвидации детской безнадзорности и преступности и, естественно, в устройстве детей? Эта проблема, как известно, является общенациональной, межведомственной. На уровне всего общества можно оценивать эффективность федеральных целевых программ, которые предусматривают федеральную поддержку различных регионов в развитии социального обслуживания населения. Например, в рамках президентской программы «Дети России» реализуются такие федеральные целевые программы, как «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в которых поставлены различные общие задачи перед министерствами и ведомствами, имеющими социальные службы, но в то же время сформулированы конкретные задачи, относящиеся к деятельности Минтруда России, Минобразования России, МВД России, Государственного комитета РФ по делам молодежи. Выделение средств из федерального бюджета на поддержку территориальных социальных служб в рамках указанных программ, разумеется, предусматривает оценку деятельности этих служб, определение эффективности социальной работы, осуществляемой специалистами этих служб.

Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента.

Не вызывает сомнения, что критерии и показатели эффективности отдельных специалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальных работников, имеют первостепенное значение не только для преодоления существующего сочетания высокого уровня профессионализма специалистов и элементарной некомпетентности целого ряда работников социальных служб, не только для формирования позитивной мотивации профессиональной деятельности. Они нужны, прежде всего, для защиты клиентов социальных служб, исключения или смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.

Поэтому, как бы ни были важны критерии и показатели, позволяющие оценить эффективность развития базисных предпосылок качественного и своевременного социального обслуживания, надо всегда помнить об индикаторах, позволяющих оценивать уровень доступности и адекватности клиента в предоставленных услугах, уровень доступности и адекватности этих услуг, позволяющих клиенту выйти из трудной жизненной ситуации.

Оценка эффективности работы специалиста по социальной работе, так же как и деятельности социальной службы в целой может по-разному рассматриваться в зависимости от понимания сущности личности клиента и его проблем. Если мы понимаем клиента как человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию вследствие проводимых в Российской Федерации в начале 90-х годов реформ, то это одна постановка вопроса. Но, если мы понимаем личность клиента как совокупность общественных отношений, то, с одной стороны, сравнивать эффективность социальной работы в отношении клиента весьма сложно, а с другой стороны, совокупность условий жизнедеятельности, в которые попадает клиент, можно измерить в количественном отношении, так как каждый человек для обеспечения жизнедеятельности вынужден использовать какие-то ресурсы. Однако возможность использовать ресурсы не есть действительность. Такая возможность нередко зависит от активности самого клиента, вообще человека. Следовательно, имеют место такие индикаторы, как «мера активности», «мера свободы», «мера умения использовать свои возможности и ресурсы среды», «уровень развития воли и жизненной силы клиента» и т.п.

Известно, что не каждый человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может сам без посторонней помощи выйти из нее. Значит, кто-то должен придать активности клиента импульс, определить конкретное направление его действий, стимулировать жизненные силы человека, кто-то должен рационально подойти к выбору средств, которые могут привести клиента к выходу из трудной жизненной ситуации, кто-то должен задействовать комплекс условий и ресурсов, позволяющих реализовать конкретные устремления клиента. Таким человеком должен стать социальный работник, деятельность которого, как правило, связана с сознательным и корректным изменением жизнедеятельности клиента с учетом реальных возможностей клиента и ресурсов окружающей среды.

Перед социальным работником, как правило, стоит триединая задача: во-первых, подходя к клиенту с позиции социально-психологических наук, ему необходимо хорошо представить антологию деятельности клиента (прошлая, настоящая или будущая деятельность клиента рассматривается как деятельность конкретного индивида, включенного в систему общественных отношений; социальные отношения рассматриваются как основа существования индивида; деятельность человека обусловлена способом производства), учитывать особенности индивидуально-субъективного существования человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию (способы субъектного бытия деятельности - пассивного, неполно-активного и активного); во-вторых, он должен четко уяснить характеристики клиента (клиентов), т.е. определить отличительные качества, черты, свойства, что позволяет более полно и результативно использовать внутренний потенциал клиента. В социальной работе чрезвычайно важно учитывать аксеологические особенности человека - ценностные, потребностные, мотивационные, целевые, оценочные характеристики клиента службы. Хотя, безусловно, социальный работник вынужден учитывать праксиологические и он­тологические характеристики. Пренебрежение к этим характеристикам может привести к неадекватному истолкованию сути конкретного человека, обратившемуся в социальную службу за помощью. Только объективный учет таких характеристик может помочь социальному работнику произвести планирование перехода от одного качественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации, необходимой клиенту для выхода из трудной жизненной ситуации; уяснив характеристику клиента, он может переходить к квалификации характеристик, т.е. определению количественного выражения этих характеристик, их динамики (мера интенсивности).

Мы полагаем, что отмеченные характеристики могут выступать в качестве показателей, позволяющих отслеживать динамику восстановления (или развития) сущностных сил человека под влиянием деятельности специалиста по социальной работе.

Исследователям известно, что имеется количественная и качественная природа критериев и показателей эффективности социальной работы. В то же время они носят комплексный характер. Как правило, выделяется группа нормативных критериев, отражающих эффективность процесса предоставления социальных услуг, и система показателей, позволяющих определить состояние клиентов социальных служб. Непосредственным основанием для выделения критериев эффективности социальной работы, осуществляемой через социальные службы, служат цели и задачи социального обслуживания тех или иных категорий населения. При этом оправдано их подразделение по уровням и объектам, т.е. они подразделяются по уровням: общество в целом, регион, населенные пункты, районы, микрорайоны, по объектам - клиент, малая социальная труппа, община и т.п.

Исходя из этой позиции, можно отметить два существенных понимания эффективности социальной работы. Во-первых, она понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Главное в этом вопросе - измерение (описание) результатов и затрат. Эффективность может выражаться как расчетная, планируемая, а также как фактическая (реально достигнутые результаты работы с клиентами).Во-вторых, может использоваться оценка эффективности социальной работы, и в частности социального обслуживания, по основным видам предоставления социальных услуг или комплексу услуг. В этом случае, а он, как известно, чаще всего применяется, принципиальная проблема - это определение субъектов, которые высказывают свои мнения, суждения, умозаключения. В их число, как правило, включаются руководители органов государственного управления, лидеры общественных объединений, специалисты в области социальной работы, практиче­ские социальные работники, инспекторы - контролеры и, конечно, сами клиенты.

Интерес представляют исследования эффективности деятельности учреждений социального обслуживания, проведенные Институтом социальной работы при Ассоциации работников социальных служб в Астраханской, Тюменской и Московской областях в 1997 году. [32; 112]

Результаты ответов работников учреждений социального обслуживания населения показали, что 75% опрошенных респондентов отмечают удовлетворенность своей деятельностью. Всего 3% опрошенных работников изъявили желание перейти на другую работу. В то же время 47% респондентов не получают информацию от административных органов о проблемах социального обслуживания, около 90% опрошенных не знают данных об использовании бюджета и ресурса города, района, большинство не знает об итогах реализации социальных программ. Интересно, что

59% работников оценивают работу своего коллектива удовлетворительно, 41% -хорошо. Характерно, что неудовлетворенных работой нет.

В то же время были опрошены руководители социальных служб. Итоговые результаты опроса показали, что удовлетворены своей деятельностью 53,6%, скорее удовлетворены - 28,0%, неудовлетворенны - 4,8%, находятся в состоянии неопределенности -10,9%. Около 70% опрошенных отметили, что постоянно сталкиваются с трудностями. По мнению руководителей, на эффективность работы оказывают влияние такие факторы, как профессионализм, социально-психологический климат в коллективе, финансовое состояние учреждения.

Выборочное исследование показало, что уровень профессионализма работников социальных служб определяет уровень самокритичности и компетентности в суждениях об эффективности проводимой ими социальной работы.

Билет

С того момента, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности общества и государства, когда социальные работники были включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были формализованы, так как, подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшую для государства и общества задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития.

Современный инновационный подход, рассматривая вопросы этики в профессиональной деятельности, предлагает оценивать не столько результаты деятельности, сколько саму деятельность, ее сущность: цели и задачи, мотивы, средства и действия, необходимые специалистам и учреждениям для достижения поставленной цели, – то, что в обычных условиях не является предметом контроля со стороны общества и государства или разного рода формальных и неформальных организаций.

Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в социальной работе и в современном украинском обществе. Основными внутренними причинами этого явления для социальной работы можно считать следующие:

1. Любая сфера человеческой деятельности может функционировать эффективно лишь при соответствующей этической регламентации. Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении, следовательно, социальная работа может быть оценена с точки зрения моральных норм.

Однако, являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к его наименее защищенным членам, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур и представителей.

2. В отличие от большинства других видов деятельности, направленных на людей, социальная работа проводится с людьми особыми, которые имеют серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Поэтому труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, наличие чувства высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека.

3. Между самой деятельностью в сфере социальной защиты и ее конечным результатом существует такая этическая связь, которая обусловливает выбор социальным работником не только цели, но и средств ее достижения. Известное изречение "цель определяет средства" в социальной работе не уместно.

Однако и наличие морально положительной цели, и выбор адекватных средств не всегда гарантирует успех в социальной работе (поскольку иногда трудно заранее предвидеть, каким образом будет использован клиентом результат деятельности социального работника). В этих условиях тем более важна этическая ориентированность деятельности социального работника: он должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не может быть использован против людей, чтобы социальная работа как профессиональная деятельность не была дискредитирована.

4. Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен самому себе, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один с клиентом. Указанное обстоятельство требует от социального работника особых навыков и полного соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением, более жесткого самоконтроля, нежели вне профессиональной деятельности.

5. Деятельность социального работника носит преимущественно творческий характер. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей "скучных" не представляется возможным, должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, способствующая формированию единства подходов к решению проблем и обусловливающая нормативное поведение и действия специалистов.

6. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими нормами естественно, однако в силу различных внешних обстоятельств (особенно в кризисные периоды) оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социального работника выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам социальной службы является его серьезным вкладом в дело морального оздоровления всего нашего общества.

Таким образом, перечисленные причины являются достаточными для актуализации вопроса о разработке и принятии этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения с другими институтами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета украинского народа и ожиданий общества.

1.2 Отечественная история становления этических традиций социальной работы

Первое упоминание в области этических основ социальной работы одновременно является и первым упоминанием о социальной работе как таковой и относится к 1750 г. до н.э. Это свидетельствует о том, что уже древние не представляли сущности социальной работы в отрыве от ее этических норм и традиций. В это время в Вавилоне создавались кодексы справедливости – гражданские акты, призывавшие людей любить ближнего, заботиться о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "проявление любви в отношении человечества"), в Риме – как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня" [13, 17 -19].

С образованием материнского рода человек получил "первый урок личности, научавший ее, насколько она выигрывает в борьбе за существование, вступая в ассоциацию, которой личность приносит в жертву исключительный эгоизм, но от которой получает громадное приращение сил, результаты общей опытности, общей работы мысли всех членов ассоциации и традицию длинного рода поколений" [7, 78].

К этому периоду можно отнести появление первых форм взаимопомощи людей, прообразов будущей благотворительности. Именно в этот период начинается постепенное формирование собственно моральных отношений, регулирующих взаимодействие людей и форм их существования на основе определенных нравственных законов.

Формирующиеся моральные отношения группируются вокруг этики альтруизма и коллективизма. Для того, чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы внутри этноса возникла альтруистическая этика, в соответствии с которой интересы коллектива ставятся выше личных. Такая этика наблюдается и среди стадных животных, но только у человека она приобретает значение единственного видоохранного фактора, при этом имеется в виду, что альтруизм и коллективизм подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества [5, 162].

Особенно ярко альтруизм проявляется в этике славянских племен, у которых деление на "своих" и "чужих" было менее четким, и этика отношений, в частности этика взаимной помощи, распространялась на тех и других более или менее одинаково, конечно, при условии, что "чужие" миролюбивы и не несут угрозы благополучию славянского рода или племени. Даже иноверцы получали равные со славянами права, если, оставаясь среди них, не оскорбляли миропонимания славян, основанного на древней языческой религии. Так, византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский писал: "Эти племена, славяне и анты… издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом". "Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков", – говорится в "Жизнеописании Оттона Банберского". Маврикий Стратег, Адам Бреженский, Ибн-Русте, Ибн-Фадман и другие путешественники, оставившие заметки о своем посещении славянских земель, единодушны во мнении, что людей более гостеприимных, радушных, доброжелательных, милосердных и справедливых, чем славяне, найти трудно.

Первые, наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности людей моральные принципы, отмечаемые историками и этнографами у всех народов земли, получили в дальнейшем закрепление в религиозных нормах и заповедях, а впоследствии – в светских законах.

Православие, постепенно распространяясь среди русичей, не противоречило их этическим представлениям о необходимости помогать нуждающимся и следовать вековым традициям милосердия. Православие как ветвь христианства является наднациональной религией (в отличие, например, от религии иудеев) и не разделяет людей по признаку национальности, расы, цвета кожи, уровня материального достатка или другим; единственный критерий деления – вера, вследствие чего все исповедующие христианство люди – "братья во Христе". Самый главный этический принцип ("Золотое правило этики") изложен в Нагорной проповеди Иисуса Христа и гласит: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12).

В Древней Руси этика помощи человеку не оформлялась в отдельную отрасль знаний, а существовала в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого фактора оказания помощи. Вводя в конце Х в. на Руси православие, великий киевский князь Владимир заботился о том, чтобы не только буква, но и, главное, дух православия на русских землях восторжествовал. С этой целью князь Владимир в 996 г. поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку ("церковная десятина").

Наиболее целостную систему этических воззрений в древнерусский период, которая затрагивает в числе прочих и проблему помощи нуждающимся, являет собой "Поучение Владимира Мономаха". Князь Владимир Мономах в "Поучении" своим потомкам (1099) писал о необходимости проявлять неустанную заботу о нищих, убогих, сиротах, вдовах, поддерживать их материально и восстанавливать социальную справедливость, защищать слабых от притеснения сильных.

Таким образом, Мономах считал важным соблюдение общих моральных правил, среди которых можно выделить и этические правила благотворительности: уважение к людям, умение быть полезным, быть верным данному слову, заботиться о бедных и защищать их, делать людям добро и избегать зла, творить милостыню.

Продолжением и развитием сложившихся в древности славянских этических обычаев и традиций в отношении помощи и взаимопомощи, обобщенных позднее в рамках Нового Завета, "Поучения Владимира Мономаха", сборников "Пчела" и "Златоуст" и других, явился распространившийся в ХVI в. "Домострой". В нем затрагиваются вопросы нравственности личности и содержатся определенные требования, в том числе и требование участвовать в благотворительности: человек должен не только соблюдать основные заповеди христианской религии, то есть не красть, не клеветать, не лгать, "но и быть… к убогим приветну и милостиву…".

В эпоху великого реформатора Петра I и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нормы как этики, так и этикета, не разделяемых по содержанию. Большинство изложенных в них правил относится ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер. Очень важным в отношениях с людьми считается "оказание почтения всякому человеку вообще, какого бы кто имени, веры и закона не был… он есть ближайший твой". Светские этические кодексы подчеркивают необходимость проявлять сочувствие к человеку, оказавшемуся в беде.

Так, например, в нравственной энциклопедии, содержащей описание обязанностей человека в общежитии (начало XIV в.) говорится: "Кто берет участие в горестях ближних своих, тот заставляет себя любить, а кто безжалостен, тот не может наслаждаться именем друга человечества…" Многие светские лица, в том числе и канонизированные после смерти, славились при жизни своим милосердием и состраданием к неимущим. Таковыми были Юлиания Лазаревская (Муромская), У.У.Осорьина, Ф.П.Гааз, Ф.М.Ртищев, В.Ф.Сологуб, В.Ф.Одоевский и многие другие; они не только сами оказывали помощь нуждающимся, но и своим примером побуждали к благотворительности.

Особый пласт этической культуры в связи с идеями социальной помощи заложен в работах отечественных философов: И.Брянчанинова, П.Чаадаева, Н.Чернышевского, П.Лаврова, Н.Михайловского, В.Соловьева и другие.

Все они, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и развивают одну и ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования; жить для других – это значить жить для себя, жить в мире со своей душой и совестью, и поэтому делать добрые дела, помогать людям – необходимо, полезно и рационально. Во взглядах светских философов также четко прослеживается и мысль о ценности человека: человек ценен как самостоятельная личность, имеющая право на личное счастье, совершенствование и свободу поступков и выполняющая долг прежде всего перед собой.

Этические взгляды общества на социальную роботу (точнее, на социальное обеспечение) претерпевают существенные изменения в советский период: во-первых, тогда считалось, что в условиях социализма все граждане в достаточной мере социально защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, например, как система благотворительности, не требуется.

Во-вторых, государство считало своим первейшим долгом полностью взять на себя заботу о гражданах, не имеющих возможности самостоятельно себя содержать, в связи с чем благотворительная деятельность частных лиц, с точки зрения официальных органов власти, являлась излишней и унижающей достоинство личности: каждый человек в советском государстве имел право на заботу и внимание к себе со стороны государства.

В-третьих, нельзя считать, что благотворительность исчезла полностью: широко распространилась шефская помощь; существовала и частная благотворительность (считалось нормальным помогать престарелым соседям, инвалидам, больным людям); имела место и подача милостыни, хотя она не была широко распространена и не приветствовалась.

В настоящее время этика профессиональной социальной роботы как неотъемлемая часть жизнедеятельности государства и общества рыночной экономики в Украине переживает период становления. Тем не менее в ее основе уже сейчас заложены конституционные требования признать высшей ценностью общества человека вне зависимости от его материального положения, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т.д.

Этические нормы совместного существования и деятельности людей в нашем обществе требуют оказания адекватной помощи и поддержки каждому человеку, нуждающемуся в них. Эта помощь должна быть основана на любви к человеку, уважении его прав, принципах гуманизма и социальной справедливости.

Таким образом, истоки этики профессиональной социальной работы в Украине – в доброжелательности, сострадании, милосердии древних славян, в христианской благотворительности, в традициях помощи светских филантропов бедным. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность культуры украинского народа, она признана сохранить и развить все лучшее, что свойственно нам в заботе о благе человека.

1.3 Социологические основания профессиональной этики социального работника

К одной из центральных проблем в теории социальной работы и теоретической социологии относится проблема социального действия (М. Вебер). Социальным можно считать такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (лицами) смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

Социальная работа может трактоваться как смысловое социальное действие, экологически ориентированное на индивида или группу риска. Таким образом, целерациональное действие, каким является социальная работа, основана на ожидании определенного поведения от всех участников процесса изменений – клиентов, других социальных работников, представителей социального окружения.

Основу этоса, или совокупности способов деятельности и характера профессионального поведения, социального работника составляет этика как система норм нравственного поведения профессиональной группы [17, 28 - 29].

Экологически ориентированная социальная работа порождает соответствующую модель работы с клиентом. Для того, чтобы определить здесь понятие клиентства, необходимо понимание процесса развития этого понятия на двух уровнях. Клиенты – это те индивиды, семьи, группы людей, которым оказывается помощь, которые, с одной стороны, заказывают услуги у социального работника, а с другой – попадают в особое социально-психологическое состояние. Такое положение, как правило, сопряжено с кризисной ситуацией в жизни ребенка, взрослого, семьи, группы, общества.

Таким образом, в экологической модели социальной работы клиент как заказчик социальных услуг может отличаться от их потребителей и от тех, на кого направлено воздействие. Например, клиентом может быть социальный работник школы (заказчик конкретной социальной услуги), а потребителем социальных услуг – семья ребенка, демонстрирующего акцентуированное поведение (объект воздействия). В этом случае клиенту необходимы услуги семейной терапии, которые предоставляются лицензированным социальным работником.

Экологический характер социальной работы акцентирует ее целевой компонент на достижение такого результата, который характеризуется поддержанием и усилением субъективной роли клиента. Отсюда возможно такое определение: социальная работа – это сложная многоаспектная профессиональная деятельность различных социальных институтов по освобождению личностных резервов, обеспечению социального здоровья, гражданского и личностного комфорта, благополучия, конкурентноспособности, социальной интеграции [17, 31].

Указанные приоритеты социальной работы являются принципиальной позицией по включению знаний, умений, и навыков в реализацию целей социальной работы, образуя систему ее профессиональных ценностей.

Профессиональные ценности социальной работы

Ценности какой-либо профессии – это устойчивые представления, убеждения о людях, их целях, способах достижения этих целей и предпочтительных условиях жизни. Проще говоря, такие ценности суть некоторые идеальные представления о том, каким должен быть мир и какова норма человеческого поведения в этом мире.

Профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социетальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и гарантирует ей признание. Профессиональные ценности ориентируют социального работника на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность.

К главным профессиональным ценностям могут быть отнесены следующие ценности социальной работы [17, 34 - 35]:

1. Людям необходимо иметь доступ к ресурсам, которые нужны, чтобы преодолевать жизненные испытания и трудности, кроме того, у людей должны быть возможности для реализации своего потенциала в течение всей жизни.

2. Каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность, следовательно, профессиональное взаимодействие (интеракции) с людьми должно способствовать утверждению их достоинства и индивидуальности.

3. Люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на права других, следовательно, профессиональное общение (трансакция) с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению.

4. За реализацию вышеуказанных ценностей должны отвечать как отдельные граждане, так и все общество. Общество должно предоставлять условия и возможности для участия граждан в демократических процессах. Граждане должны быть ответственными перед обществом, участвуя в демократических процессах.

Взятые в совокупности, эти составляющие указывают на то, что социальная работа тесно связана с институтом социальной политики. Социальная защита представляет собой механизм помощи тем, кто испытывает страдания или трудности вследствие недостатков индустриального общества. Там, где не справляются другие социальные институты, социальная политика (и, следовательно, социальная работа) восполняет существующий пробел в системе предоставления ресурсов и оказания помощи. Именно уникальное сочетание обозначенных выше ценностей отличает социальную работу от других профессий.

Все четыре главные ценности представляют идеал профессии. Ближайшие, или непосредственные, ценности (например, право воспитывать ребенка, свобода выбора специальности, право на аборт и т.д.) являются более определенными и относятся к конкретным желаниям и целям. Существуют также операциональные, или инструментальные, ценности, которые относятся к желаемым средствам достижения целей (например, к предпочтительному типу поведения, этикету, манерам и т.д.). Разработке этических норм или правил поведения в биз­несе в настоящее время уделяется большое внимание, осо­бенно фирмами, которые стремятся завоевать рынок на дли­тельный период, думают о будущем. Однако нельзя забы­вать, что любое дело имеет историю. Есть такая история и у этики деловых отношений. Один из первых национальных кодексов деловой этики появился в России в 1912 г. (были приняты 7 правил для торговца). И только в 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США разработал на­циональный этический кодекс «Принципы ведения бизнеса».

К сожалению, нормы делового поведения, бытующие в современной России, пока весьма часто расходятся с обще­принятыми в мире. Несовпадение стандартов отечественной деловой культуры с мировыми наносит ощутимый ущерб ре­путации российского бизнесмена.

И все же в настоящее время в документах, разрабатыва­емых некоторыми российскими фирмами, находят отраже­ние мораль и этика бизнеса. К настоящему времени десятки объединений предпринимателей (ассоциации риэлтеров, стра­ховщиков, чаеторговцев, банкиров, оценщиков и др.) уже приняли профессиональные этические кодексы. Имеются примеры разработки кодексов внутреннего поведения сотруд­ников фирм. Эти требования обычно обязательны для всех служащих организации. Документ может формулировать тре­бования, предъявляемые к работникам не только в профес­сиональной деятельности, но и в личной жизни, в быту.

Все больше деловых людей понимают, что без духовнос­ти, морали, нравственности не может быть руководителя.

Таково требование современности. Принятие российским де­ловым сообществом общих правил ведения дел — весьма на­сущная и практическая задача.

В течение 2003 г. представители бизнеса, науки и религи­озных объединений работали над созданием «Свода нравствен­ных принципов и правил в хозяйствовании», который был принят в 2004 г. на 8 Всемирном Российском Соборе. Проана­лизируем эти правила, кроме того, сравним их с заповедями делового человека, ранее принятыми в российском деловом сообществе, и убедимся, что они должны быть положены в основу современных деловых отношений.

Заповедь 1. Не забывая о хлебе насущном, нужно по­мнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и От­чизны.

Соотношение материального или духовного начал, част­ных или общественных интересов было постоянным предме­том дискуссий в российском обществе. Однако одно без дру­гого существовать не может.

Вот почему нельзя пренебрегать ни духовным идеалом, ни стремлением к материальному благу, ни своими жизнен­ными интересами, ни пользой ближнего и общества.

Современные предприниматели и менеджеры должны со­здавать такой экономический уклад, который поможет гар­монично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества.

Заповедь 2. Богатство не самоцель, оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

Культ богатства и нравственность в человеке несовмести­мы. Отношение к богатству как к кумиру неизбежно разру­шает экономическую и правовую культуру, порождает не­справедливость в распределении труда, социальную «войну всех против всех».

Стяжание богатства ради богатства заведет в тупик и лич­ность, и дело, и национальную экономику.

Богатство само по себе — не благословение и не наказа­ние. Это прежде всего испытание и ответственность.

Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использо­вания распределяются справедливо и ответственно, «вкла­дываются» в социальную стабильность. Если человек созида­ет материальные блага исключительно для себя, своей се­мьи, своей социальной группы, при этом пренебрегая интересами других, — он преступает нравственный закон и многое теряет в экономическом смысле.

Хорошей иллюстрацией последнего утверждения являет­ся так называемый «принцип пирога». У нас в России пред­приниматели, вступая в деловые отношения, стремятся «ур­вать кусок побольше», т. е. увеличить свою долю прибыли за счет партнера. В цивилизованных странах каждый из парт­неров стремится к максимизации общей прибыли от сделки, рассуждая: «Если испечь пирог побольше, то и моя доля бу­дет больше».

Долг предпринимателя перед обществом — творить доб­ро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание. Одной из форм реализации ответственности пред­принимателя является создание новых рабочих мест в своих организациях и предприятиях.

Бедность или богатство человека сами по себе не говорят о его нравственности или аморальности.

Бедность — это испытание, как и богатство. Бедный че­ловек обязан достойно вести себя, стремиться к эффектив­ному труду, повышать свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния. Государство, общество и бизнес должны помогать ему в этом. Российские предприни­матели могут помочь своим работникам в получении образо­вания, пойышении квалификации, оплачивая их учебу. Кро­ме того, это выгодно и предприятию, так как человек, по­лучивший новые знания, по-другому относится к работе.

Эта заповедь может быть дополнена заповедью деловых людей: Будь целеустремленным, ибо для достижения постав­ленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия.

Всегда имейте перед собой ясную цель. Менеджеру такая цель нужна как воздух. Четкое понимание цели является глав­ным фактором успешной деятельности менеджера. Помните, как в фильме «Чародеи» герой учился проходить сквозь сте­ны: «Цель видишь? В себя веришь? Тогда пошел». Вместе с тем в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не может затмить мораль­ные ценности.

Чтобы быть целеустремленным, менеджер должен уметь рационально использовать время, средства, талант. Чест­ность — это целостность характера и чистота поставленной цели. Причем моральные ценности руководителя, любого ра­ботника и их личные дела не должны идти вразрез с целями и с ценностями предприятия в целом. В свою очередь цели предприятия не должны противоречить целям и моральным ценностям ее работников.

Заповедь 3. Культура деловых отношений, верность дан­ному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

Деловые отношения следует строить на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике нужно со­четать принципы справедливости и эффективности.

Обладая властью над материальными средствами и людь­ми, работодатель, в том числе государство, должен чув­ствовать ответственность за свои экономические решения, за действия своих работников и за последствия таких ре­шений.

Честность и профессионализм в отношениях с клиентом и деловым партнером завоевывают доверие и укрепляют эко­номическое положение предприятия, в то время как «нече­стная игра» обрекает его на неизбежный крах.

Соблюдение устных и письменных договоренностей слу­жит основой гармоничных отношений в экономике. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружаю­щие доверяют организации. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Невыполнение обязательств приводит к снижению авторитета предпринимателя, делового сословия, да и авто­ритета всей страны.

Общество должно порицать подобное поведение. Формы порицания могут быть разнообразными (отказ в личном об­щении, публичный бойкот, исключение из профессиональ­ных сообществ).

Те же правила применимы к недобросовестным работни­кам, не исполняющим определенное трудовым договором. Предприятие способно быть успешным только при взаим­ном исполнении обязательств внутри коллектива.

Недопустимы на рабочем месте и в деловых отношениях такие пороки, как сквернословие, непристойное поведение в отношении лиц другого пола, рукоприкладство, пьянство, фамильярность.

Нельзя пользоваться добрым именем своей фирмы для достижения частных целей, извлекая личную выгоду в ущерб общему делу. Обман покупателя в сфере услуг и торговле ведет к потере доверия, уходу покупателя к конкуренту, а нередко и к банкротству предприятия. Хамство, лень, не­брежность, неопрятность работника, соприкасающегося с клиентом, отталкивает последнего и тем наносят ущерб делу.

Нравственное участие в хозяйствовании выражается в том числе в вежливости и корректности, сохранении самообла­дания в любой ситуации, уважении к чужому мнению, даже если оно ошибочно.

Не случайно в России главный лозунг делового сословия звучал так: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Деловая репутация — это долгосрочный актив. Она долго зарабатывается, но легко теряется.

В деловом сообществе эта заповедь была более узкой: будь верен своему слову, не разделяй слово и дело.

Выстраивать нормальные деловые отношения сегодня экономически гораздо выгоднее, чем пытаться кого-то «ки­нуть» или «срубить халяву». Деловой мир очень тесен, все крупные бизнесмены знают друг друга, знают и понимают, что значит деловая репутация. Для них платить по счетам — дело чести. С ними можно не подписывать контрактов — достаточно их железного слова.

Менеджер должен уметь выполнять свои обещания и по­ручительства, держать слово. Верность слову включает в себя выполнение и элементарных устных обязательств (прийти куда-то вовремя), и сложных, зафиксированных в контрак­тах договоренностей.

Эффективность делового общения определяется также тем, чтобы вас правильно поняли, верно истолковали ваши слова. Так, на переговорах нельзя произвольно пользоваться значением слов; слова должны иметь четко определенный смысл, не имеющий разночтений.

Речь делового человека не должна быть непонятна и тем более груба. Вульгарный язык вызывает у собеседника нега­тивную реакцию, а также настороженное отношение к гово­рящему и, следовательно, к организации, которую тот пред­ставляет.

Заповедь 4. Человек — не «постоянно работающий меха­низм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, твор­ческого развития.

Постоянная однообразная работа, даже интеллектуаль­ная, духовно обедняет личность и приводит ее к деградации.

Ничто не может оправдать отказа человека от законного времени отдыха, выходных дней и полноценного от


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: