double arrow

Объяснение нового материала. Организационный момент


Разминка.

Организационный момент.

Ход урока

Ученики выстраиваются парами, по звонку организованно входят в класс под музыку "Марша" Ф.Шуберта и рассаживаются. Учитель обращается к ним с приветствием "Здравствуйте ребята", а дети сочиняют разные ответы на слова "Здравствуйте учитель". Сообщается тема урока.

Учитель даёт задание назвать пять названий зарубежных композиторов, пять белорусских авторских песен, три белорусских композитора в определённом ритме и вызывает отдельных учеников.

Одним из выдающихся зарубежных композиторов является Франц Шуберт. Под музыку "Марша" этого композитора Вы входили в класс (демонстрируется портрет композитора). Шуберт-известный австрийский композитор-романтик (1797-1828). Он родился в семье школьного учителя и уже к одиннадцати годам прекрасно играл на скрипке и фортепьяно. Мальчик был маленького роста, носил очки и был скромным и застенчивым. Францу пришлось по требованию отца несколько лет работать помощником учителя в школе, а музыку сочинять только в свободное время. Мелодии переполняли его, он не успевал их записывать.




Всю жизнь композитор зависел от случайных заработков и пребывал в бедности. Шуберт не выступал в публичных концертах, а издатели платили ему гроши, пользуясь его непрактичностью. Прожив всего 31 год, он написал много выдающихся произведений, успел создать симфонии, около 600 песен, 300 танцев и маршей для фортепьяно. Вы уже слушали его песню "В путь", а сегодня послушаем один из его вальсов, написанных для исполнения на фортепьяно (дети слушают музыку).

Какая музыка? (Нежная, мягкая, чувствуется лёгкая печаль вначале и более просветлённая в конце произведения).

Какими средствами Шуберт выразил содержание произведения? (Тихим звучанием, вальсообразностью, ударениями, восходящей мелодией).

А что изменилось в конце произведения? (Изменилась интонация, она стала более приподнятой, светлой). Это изменение связано с изменением лада. Начало произведения написано в минорном ладу, а конец – в мажорном. Прослушайте музыку ещё раз, дирижируйте, а когда прозвучит более светлая и яркая музыка в мажоре, улыбнитесь. После прослушивания выясняется, что в конце музыка становится более светлой. Дети выбирают более тёмные карточки для начала произведения, а для характеристики музыки в конце произведения – более светлые карточки.

Послушайте мелодию начала пьесы и сравните со звучанием её в конце (исполняется мелодия в миноре и мажоре). В первый раз третий звук лада был ниже и музыка была минорная, а во второй раз третий звук стал выше с диезом-знаком повышения - и мелодия звучала в мажоре. Мажор и минор отличается более светлым и более тёмным звучанием, а в нотах это отражается большим или меньшим расстоянием между первой и третьей ступенями звукоряда.

Звуки в музыке ладят друг с другом, они бывают более и менее устойчивыми. В миноре третья ступень менее устойчивая. Лад – это соотношение устойчивых и неустойчивых звуков. В более общем житейском значении лад – это согласие, мир. Слово используется в таких высказываниях: "сядем рядком и поговорим ладком", "дело ладится", "хорошо, когда в семье лад" и.т.д.







Сейчас читают про: