Если на предприятии наблюдается значительный дисбаланс между уровнями прибыльности на различные виды продукции, то одна из возможных причин – это методология формирования цены, вытекающая из выбранной предприятием методики отнесения косвенных расходов на себестоимость конкретных изедлий.
Распределение косвенных расходов на изделие возможно несколькими способами:
1) Пропорционально расходам на оплату труда производственных рабочих.
2) Пропорционально прямым материальным затратам.
3) Пропорционально объему реализации.
4) С использованием в качестве базы для распределения косвенных расходов маржи (величины покрытия).
Пример:для 4-го случая):
Предприятие производит и реализует 4 вида продукции (а,б,в,г). За год планируется реализовать:
А: 100000 шт по 24$.
Б: 150000 шт по 29$.
В: 80000 шт по 26$.
Г: 120000 шт по 41$.
Итого 13750000
Издержки:
1) Сырьё и митериалы: 5940000.
2) ЗП основных рабочих – 3480000.
3) Прочие переменные издержки – 840000
4) Постоянные издержки – 2810000
Итого 12870000.
А | Б | В | Г | |
сырьё и материалы | ||||
ЗП | ||||
Прочие переменные издержки | ||||
Постоянные издержки | ||||
Полная себестоимость | ||||
Цена | ||||
Прибыль | -2 |
По методу калькуляции полной себестоимости изделий А получилось по расчетам убыточным. Определим финансовый результат предприятия, если оно откажется от выпуска изделий А:
|
|
Прибыль = 13750000-100000*24-(22*150000+17*80000+30*120000+2610000)=480000.
Полученный результат показал, что метод формирования полной стоимости не позволяет принимать обоснованные управленческие решения, (такие как выявление выгодных или не выгодных предприятию наименований продукции, решение вопросов о включении в ассортимент новых изделий и т.д.). В РБ до недавнего времени ценообразование предполагало только расчет полной себестоимости с включением всех косвенных расходов как производственных так и периодических.
С переходом отечественной системы отчётности к стандартам МСФО предприятиям разрешили использовать маржинальный метод более простой по технологии учета. Маржинальный метод состоит в соизмерении объема выпускаемой продукции с величиной затрат по снабжению, производству и реализации без исчисления полной фактической себестоимости каждого вида выпущенной и реализованной продукции.
При этом рассчитывается маржинальный доход на единицу продукции, как разницу между ценой изделия без косвенных налогов и переменными затратами на ее изготовление.
(маржинальный доход еще называют величиной покрытия).
Маржинальный доход по изделию А = 4 денежным единицам за штуку, позволяет компенсировать часть постоянных издержек, по этому его исключение уменьшает сумму прибыли на 400 000 денежных единиц так как постоянные расходы, компенсируемые изделием А перекладываются на остальные изделия.
|
|
Данный метод прост в реализации, если цена изделия рыночная т.е. предприятие ориентируется на сложившуюся рыночную цену, определяет маржинальный доход по каждому изделию. Если предприятие может влиять или диктовать свою цену потребителям, то расчеты усложняются и необходимые специальные формулы и зависимости.