Процесс формирования цены. Понятия и функции цены

Цена – Экономическая категория, отражающая стоимостную оценку товара.

Функции цены:

1) Измерительная.

2) Учетная(с помощью цен определяются макро экономические показатели, позволяющие учитывать макро-экономические тенденции),

3) Соизмерительная. Если потребитель ассоциирует цену с качеством товара, то с помощью соотношения цены на различные товары потребительи могут сопоставить полезность (качество товара).

4) Регулирующая. С помощью цены происхоит макро-экомномическое регулирование рыночных параметров – спроса и предложения.

5) Стимулирующая. Различные товары и услуги можно производить комбинируюя различные факторы производства. Рыночная цена на конкурентном рынке стимулирует производителей наиболее эффективно использовать ресурсы с тем, чтобы повышать прибыль снижая затраты.

6) Перераспределительная. Перераспределение доходов между макро-экономическими агентами, секторами экономики, отраслями, путем установления различных надбавок, налогов к цене для различных субъектов хозяйствования.

Этапы формирования цены:

1) Изучение рынка. В зависимости от типа рыночной структуры, в которой работает предприятие у него могут быть различные возможности манипулирования ценами на свою продукцию. Монополия – при отсутствии государственного регулирования дают возможность назначать цену на товар, позволяющую максимизировать прибыль предприятия, однако в большинстве стран существуют антимонопольные законодательства, согласно которым монополисты и фирмы на высоко монополизированных рынках должны запрашивать разрешение на изменение цен и обосновывать эти изменения ростом затрат и т.д.

Олигополия – на рынке действуют несколько крупных фирм. Особенность – при установлении цены олигополисты должен «оглядываться» на конкурентов, так как повышение или понижение сложившейся рыночной цены сопровождается адекватной реакцией конкурента. Олигополисты так же могут попадать под действия антимонопольного законодательства, если пытаются осуществить тайный сговор с целью установления монопольно высоких цен.

Совершенная конкуренция – когда на рынке существует множество продавцов товара с одинаковыми характеристиками всех продавцов и которые реализуются по единой рыночное цене. Эта цена включает в себя в долгосрочном периоде затраты и только бухгалтерскую прибыль.

Монополистическая конкуренция - На рынке действуют множество продовцов, выпускающих дифференцированную продукцию. Каждый продовец может устанавливать свою цену на товар, которая обусловлена качественными отличиями. Чем существеннее отличительные характеристика отдельного товара, тем больше возможность влияния на цену.

2) Выбор целей и задач ценообразования. Цели могут быть долгосрочные и коротко срочные. Долгосрочные цели могут быть ориентированы в целом на выпуск: 1) высококачественной продукции (завоевание лидерства по качеству и его сохранение) Предпологает относительно высокий уровень цен; 2) направленность на максимизацию сбыта (задачи – завоевание и удержание определенной доли рынка) уровень цен относительно невысокий. Короткосрочные цели могут быть направлены на: 1) выживание (окупаемость всех затрат, сохранение существующего положения на рынке) Уровень цен низкий. 2) На максимизацию прибыли (Цены более высокие).

3) Анализ спроса. Для анализа спроса оценивается показатель эластичности спроса, который показывает на сколько % изменится величина спроса на товар при однопроцентном изменении цены. Если небольшие колебания цен вызывают значительные изменения в величине спроса, то спрос является высоко эластичным. Эластичность зависит от: 1) приближения к предмету роскоши лил предмету первой необходимости; 2) количество товаров – заменителей. Чем больше товаров заменителей, тем выше эластичность.

4) Удельный вес на расходы рассматриваемых товаров в бюджете потребителя (чем больше удельный вес – тем больше эластичность). В зависимости от выбранного метода калькулирования затрат рассчитывается нижняя граница цены. Для метода полной себестоимости нижняя граница цены – это полная себестоимость и минимальная прибыль. Для метода маржинального дохода – это переменные издержки.

5) Изучение конкурентов и цен

6) Выбор метода ценообразования.

7) Выбор стратегии ценообразования.

8) Окончательный выбор цены с учетом психологических особенностей восприятия различных ценовых диапазонов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: