Реабилитация

Наличие органической аномалии вызывает вторично нарушение определенных функций. Они, в свою очередь, сопровождаются различными видами психической дезадаптации - (с латинского "нарушения пригодности, способности "), т.е. нарушениями психологических способностей ребенка, что сопровождается нарушением его приспособления к условиям определенных форм деятельности. При этом снижаются показатели психологической работоспособности, обучаемости, трудовой, профессиональной деятельности, коммуникации.

Причем изменение определенных способностей может нарушать приспособленность личности к конкретным видам деятельности. Этим ребенок выделяется из среды нормальных сверстников, т.е. формируется отклонение в психологическом развитии. Оно, в свою очередь, вызывает развитие дополнительных психологических комплексов, механизмов защиты, усиливая изоляцию ребенка.

Специальный психолог занимается определением механизмов психологического нарушения; изучает формы отклонений в развитии определенных видов деятельности ребенка и намечает тактику их компенсации. Этот процесс называется реабилитацией.

Реабилитация (с латинского "восстановление пригодности, способности") - это целенаправленно осуществляемый процесс восстановления функций организма и психологических систем аномального ребенка в пределах его психофизиологических возможностей. Она представляет собой систему медико-психологичесхих, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию, компенсацию нарушенных психических функций, особенностей личностного и социального статуса ребенка. Т.е. в настоящее время в специальной психологии реабилитация является комплексным видом помощи аномальному ребенку.

Существует несколько видов реабилитации:

1) Психологическая Р. - это психологическая коррекция психических отклонений, нарушений личности и поведения ребенка. Она предусматривает восстановление психического здоровья, устранение последствий негативных переживаний, психических травм, повышенной тревоги. Использует средства психодиагностики, консультирования, психокоррекции и компенсации.

2) Медицинская Р. - это устранение или частичная компенсация отклонений развития с использованием медицинских средств восстановления нарушенных функций: лечебная физкультура, физиопроцедуры, медикаментозные средства и т.д.

3) Педагогическая Р. - это применение методов специального воспитания и обучения аномального ребенка с целью формирования личности, обладающей определенным уровнем знаний, с возникновением дальнейшей профессиональной подготовкой.

4) Социальная Р.- это применение средств социальной службы для интеграции аномального ребенка в социальную среду, приобщение его к общественной жизни и труду, приспособление к полноценной реализации себя как личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: