Общая организационная деятельность

Особенности основных типов учреждений

Общие положения

РАЗДЕЛ 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Литература

1. Клинико–психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: Сб. научных трудов / Под ред. М.С. Певзнер и Т.В. Розановой. – М., 1980.

2. Мещерякова А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

3. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами //Дефектология. – 1979. - №4

4.Учащиеся вспомогательной школы: (Клинико–психологическое изучение) / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. – М., 1979. – С.135-158

5.Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000

6.Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.

7.Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.


Лекция 23. Типы учреждений для детей с отклонениями в развитии

“Весьма важно для успеха дела, чтобы отсталые дети находились в приспособленном для них заведении, где к их услугам и специальные методы и специальный режим” (В.П. Кащенко, 1910)

Специальное образовательное учреждение реализует в зависимости от его структуры, типа, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. К дошкольным учреждениям относят специальные детские сады, детские дома для дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы при массовых детских садах. Кроме учреждений системы образования, существуют учреждения системы министерства социального обеспечения (детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухонемых), системы министерства здравоохранения (школы-санатории для детей с нарушениями психического развития, клиники для детей с нарушениями речи, логопедические кабинеты при поликлиниках). В настоящее время важное значение имеют также комплексные реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии.

С учетом потребностей и возможностей детей с отклонениями в развитии, интересов родителей образовательные программы могут осваиваться не только в коррекционном учреждении, но и в коррекционном классе общеобразовательного учреждения, а также индивидуально общеобразовательном учреждении или в форме семейного, домашего образования, самообразования экстерном.

1. В школы для глухих принимаются дети с полным (тотальным) отсутствием слуха и речи, а также дети с остаточным слухом, который не позволяет им самостоятельно накапливать речевой материал и овладевать речью. Главной задачей этого типа школ является обучение речи. В них создаются условия для выработки у детей потребности в устной речи.

2. Слабослышащие на основе остаточного слуха в состоянии воспринимать речь окружающих и накопить ограниченный запас фонетически искаженных слов. Основная задача школы - максимальное обогащение их словарного запаса, создание условий для речевой практики. Программа и методика школы для слабослышащих предусматривает систематическую работу по практическому овладению основными лексическими, фонетическими и грамматическими категориями языка. В учебный план школ слабослышащих включены занятия по развитию навыков произношения и чтения с губ. В учебно-воспитательном процессе школ 1-2 типов используется специальная сурдотехника для компенсации слухового дефекта.

3-4. Наиболее важной в системе обучения и воспитания детей с недостатками зрения является проблема компенсации дефекта. В условиях специального обучения выявляются закономерности компенсаторного развития слепых и слабовидящих школьников, разрабатываются методы и средства коррекции нарушенной функции зрения за счет использования слухового, кожного, двигательного и других видов анализаторов. Применяются специальные тифлоприборы, позволяющие преобразовывать световые сигналы в звуковые и тактильные, доступные для восприятия слепыми детьми.

5. Дети с выраженными нарушениями речи и тяжелыми формами заикания обучаются в соответствующих типах школ. Проводимая в них образовательная, воспитательная и коррекционная работа направлена на компенсацию речевой патологии. Это обеспечивает достижение более высокого уровня познавательного и личностного развития, что, в свою очередь, позволяет им продолжить образование в среднем и высших учебных заведениях.

6. В особом типе школ обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В них преобладают дети с церебральным параличом.В этих школах учащиеся получают образование в объеме средней школы и адеатно их психофизиологическим возможностям - профессионально-трудовую подготовку. Одновременно проводится большая учебно-оздоровительная работа, которую ведут врачи ортопеды, логопеды, массажисты. Кроме того, осуществляется трудовая оздоровительная терапия.

7. Задержка психического развития редко распознается в дошкольном возрасте. Она обнаруживается в процессе предшкольной диспансеризации, а чаще всего – в начальных классах (1 – 2), когда ребенок начинает испытывать специфические трудности в овладении школьными навыками. Дети, имеющие умеренно выраженную степень ЗПР, могут обучаться в общеобразовательной школе при условии, что учитель понимает их психологические особенности и оказывает индивидуальную специальную помощь. Дети с более глубокой степенью задержки психического развития успешно могут обучаться только в школе специального типа.

8. Вспомагательная школа дает умственно отсталым детям основное образование в объеме специального учебного плана и программ по общеобразовательным предметам; осуществляет коррекционно-воспитательную работу, направленную на компенсацию нарушений их психического и физического развития, общее оздоровление; исправляет недостатки речи, вырабатывает навыки социального поведения, осуществляет профессионально-трудовую подготовку по определенной рабочей специальности.

9. В настоящее время открываются специальные учреждения для детей с девиантным поведением, у которых наблюдаются асоциальные формы поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, склонности к совершению преступных действий.

Кроме того, к системе специального образования относятся детские дома-интернаты для сирот, детей-инвалидов; открываются специальные классы КРО для детей с ЗПР и группы риска в общеобразовательных школах и т.д.

В составе коррекционных учреждений 1-6 видов могут создаваться классы для умственно отсталых детей: во всех видах коррекционных учреждений могут создаваться специальные классы для детей с комбинированными и сложными дефектами. Наполняемость класса - до 5 человек.

По решению совета коррекционного учреждения 6 вида и при наличии необходимых условий в него могут приниматься дети с тяжелыми двигательными нарушениями (не передвигающиеся самостоятельно и требующие посторонней помоши, дополнительного ухода).

При проведении уроков трудового и профессионального обучения, занятий по социально - бытовой ориентировке класс делится на две группы: в учреждениях 1-7 вида – начиная с 5 класса, 8- с 4 класса. Наполняемость групп при проведении кружковой работы, спортивных секций – до 6 человек.

Воспитанники находятся на полном государственном обеспечении. Воспитанники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, обеспечиваются по нормам и пользуются льготами, предусмотренными законодательством.

Образовательный процесс

Коррекционное учреждение 1-7 видов осуществляют образовательный процесс по трем уровням образования, а 8 вида – реализует образовательные программы, специально разработанные для обучения умственно отсталых воспитанников.

Продолжительность учебного года в подготовительном и первом классах – 30 недель, во 2-12 классах – не менее 34 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Выпускникам 1-7 видов учреждений выдаются документы государственного образца о соответствующем образовании, а выпускникам учреждения 8 вида выдается свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Направление детей в коррекционные учреждение осуществляется органами управления образованием по заключению ПМПК с согласия родителей. В специальный класс для умственно отсталых детей коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей и заключения ПМПК после того, как в процессе обучения на протяжении не менее года установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с умственной отсталостью. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение также осуществляется на основании заключения ПМПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: