Сущность и принципы системы качества

Успех работы любой организации может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Выделяют следующие принцыпы менеджмента качества:

1. Ориентация на потребителей. Организации зависят от потребителей и поэтому должны понимать и текущие и будущие потребности, выполнять их требования, и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направление деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации. И их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее когда деятельностью и соотв ресурсами управляет как процессом. Т.е. систематически, регулярно.

5. Системный подход к менеджменту. Выявление понимания и управления взаимосвязанными процессами как системой вносит существенный вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7. Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе достоверных данных и информации.

Неотъемлемой частью системы менеджмента качеством является серия стандартов ISO 9000. Семейство стандартов ISO 9000 разработано для того чтобы помочь организациям внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества. ISO 9000 описывает основные положения системы менеджмента качества и устанавливает терминологию для системы менеджмента качества. ISO 9000 определяет требования в системе менеджмента качества в тех случаях, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставить продукцию, отвечающую требованиям потребителей. ISO 9004 содержит рекомендации, рассматривающие результативность и эффективность системы менеджмента качества. ISO 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Практический интерес для повышения качества отечественной продукции представляют модели качества передовых развитых экономически государств. В качестве примера можно привести японскую модель качества, которая базируется на следующих основных принципах:

1. Высокое качество, низкие цены.

2. Разнообразие модели продукции и их характеристик.

3. Система бережливого производства.

4. Отношение к сотрудникам как важному активу компании.

5. Пожизненный наем.

6. Лидерство на основе консенсуса.

7. Прочные связи между компаниями.

8. Долгосрочные цели.

9. Внутренняя диверсификация и быстроразвивающаяся отрасль.

10. Тесное взаимоотношение с правительством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: