С титулом связаны объем почестей и обращение.
· к императору – императорское величество
· к королеве – величество
· к президентам – ваше превосходительство, товарищ
Подотрасли права внешних сношений:
1) дипломатическое право
2) консульское право
Дипломатические представительства.
- орган аккредитующего гос-ва, учрежденных на территории гос-ва пребывания для поддержания дип.отношениий м/у ними.
Виды:
1) Посольства - представительство высшего уровня, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом. Представительство Ватикана к ним приравнено, в Ватикане – нунциатура Ватикана в РФ.
2) Миссии – возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками
3) Иные официальные представительства: представительство РФ по поддержанию контактов с Ватиканом.
Отличаются рангом лица, которое возглавляет.
Основа деятельности:
· Венская Конвенция 1961г – общие положения
· ПП РФ «о создании посольства РФ в …»
· Соглашение 2х стран «о созданиипосольства»
В штат любого дип.представительства входят:
- глава представительства
- дипломатический персонал
- административно-технический персонал
- обслуживающий персонал
Члены дип.персонала – лица, обладающие дип.рангом. (3 дип.ранга: послы, посланники и советники). Ранги присваиваются исключительно согласно нац.праву. Дип.ранг сохраняется пожизненно.
Военные атташе, торговые представители и их заместители, специалисты по отд.областям сотрудничества, имеющие разные дип.ранги.
Главы представительств делятся на 3 класса:
- класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств.
- класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств
- класс поверенных в делах, аккредитуемых при МИД.
Назначение главы дип.представительства проходит след.этапы:
1. запрос агримана (согласия гос-ва пребывания на назначение данного лица в качестве главы представительства) – обязательное условие.
2. если согласие получено, издается внутригос.акт, оформляющий назначение главы.
3. вручение верительной грамоты, т.е. того док-та, который подтверждает официальный статус.
Остальные члены назначаются без запрашиваемого согласия МИДом.
Функции:
- представительство аккредитующего гос-ва на территории гос-ва пребывания
- защита интересов аккредитующего гос-ва и его граждан
- ведение переговоров с гос-вом пребывания, в т.ч. и при разработке текстов м/н договоров, но без права выражения согласия на обязательность.
- выяснение всеми законными способами условий и событий в гос-ве пребывания.
- поощрение дружественных отношений м/у гос-вами
- выполнение консульских функций.
По зак-ву РФ доп.функции:
Реализация внешнеполитич.курса РФ в гос-ве пребывания, осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности посольства. Направление и обеспечение выполнения поручений о правовой помощи.
Дипломатические привилегии и иммунитеты:
Привилегия – преференции, преимущества перед обычными гр-нами гос-ва пребывания. Иммунитеты – невосприимчивость к юрисдикции гос-ва.
Привилегии и иммунитеты представительства в целом и привилегии и иммунитеты у дипломатических агентов.
Статус представительства в целом:
В соотв. со ст. 22 Венской конвенции «О дип.сношениях» помещение представительства неприкосновенно => невозможно осуществлять на территории представительства следственных действий и невозможно находиться на территории представительства без согласия главы.
Средства транспорта, закрепленные представительству также неприкосновенны.
Неприкосновенность архивов и всякой официальной корреспонденции. В отношении представительств это правило не м.б. ограничено на основании судебного решения.
Таможенные льготы для дип.представительств при ввозе и вывозе товаров, необходимых для официального использования.
Дип.представительство разрешается пользоваться эмблемой и флагом своего гос-ва на помещениях и ТС.
Привилегии и иммунитеты дип.агентов:
Они являются общими для дип.персонала и главы.
Конвенция закрепляет неприкосновенность дип.агентов => исключаются арест и задержание в любой форме, любое ограничение свободы. Невозможность ограничить это право на основании судебного решения.
Частная резиденция, место проживания пользуются неприкосновенностью: невозможность обыска и т.д.
Предусматривается полный иммунитет от уголовной и административной юрисдикции, хотя в двусторонних договорах регулирование м.б. различным. Гражданская юрисдикция – может распространяться, когда речь идет о предъявлении вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу (?), иски о наследовании (не в официальном качестве), иски, относящиеся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемые на территории гос-ва пребывания.
В качестве свидетеля м.б. привлечен только с письменного согласия.
Освобождение от таможенных пошлин и платежей в отношении ввозимых предметов, предназначенных для личного пользования. Личный багаж не подлежит таможенному осмотру, если нет убедительных оснований полагать, что в багаже перевозятся запрещенные вещества.
Консульские учреждения.
Во многом схожи с посольствами.
Различие – по масштабам деят-ти.
Конс.учреждение – зарубежное представительство, которое действует не в масштабах гос-ва в целом, а в пределах консульского округа, которое устанавливает по соглашению сторон.
Конс.отношения автоматически возникают с возникновением дипломатических. А если нет дип.отношений на уровне обмена посольствами – спец.соглашения.
Существует 4 вида консульских учреждений:
- генеральное консульство
- консульство
- вице-консульство
- консульские агентства
В практике РФ распространено создание генеральных консульств.
Порядок формирования консульский учреждений:
- только с согласия гос-ва пребывания назначаются консулы, но назначаются МИД. Для осуществления консульских функций выдается консульский патент. В РФ выдается МИДом. Страна пребывания выдает прибывшему консулу консульскую экзекватуру (спец.разрешенеи на выполнение конс.функций). С её получения консул вправе исполнять свои функции.
Штат имеет такую же структуру.
Во главе – консул, консульские должностные лиц, административно-технический и обслуживающий персонал.
Консульские функции:
1. функции, близкие к функциям посольств:
- осуществление представительства
- защита прав и свобод гр-н.
Различие – в масштабе.
2. сугубо консульские функции:
- выдача паспортов гражданам представляемого гос-ва
- оказание помощи гр-нам представляемого гос-ва: в случае необходимости участия в судебных процессах, в случаях привлечения к административной, уголовной отв-ти. Императивное правило о том, что в случае задержания иностранного гр-на в течение 72 часов д.б. уведомлен консул соотв.гос-ва и он имеет право посещать задержанного гр-на не реже чем раз в месяц.
20.04.2011
Привилегии и иммунитеты консульских учреждений:
Установлены Венской конвенцией 1963 года «О консульских сношениях». Разница лишь в привилегиях и иммунитетах дипломатических агентов.
Помещения неприкосновенны, обыску не подлежат, даже на основании судебных решений.
Архивы и переписка тоже неприкосновенны.
Освобождены от налогов и пошлин в гос-ве – стране пребывания.
Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.
Единообразного регулирования нет. В Венской конвенции есть общие правила, но в двусторонних договорах регулирование может значительно отличаться.
По Венской конвенции:
- на консульских должностных лиц юрисдикция гос-ва пребывания распространяется ограниченно, т.е. только на те действия, которые входят в их служебные обязанности. Статья 41 ВК – консульские д.л. не подлежат ни аресту, ни любому предварительному заключению, иначе как на основании судебного решения в случае совершения тяжких преступлений.
Консульские д.л. не могут быть заключены в тюрьму или их свобода ограничена в какой-либо другой форме, кроме как на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу.
В двусторонних договорах может содержаться совершенно иное, в частности: иногда главе консульского учреждения предоставляются привилегии и иммунитеты, аналогичные иммунитетам и привилегиям главы дипломатического представительства, однако в больш-ве 2сторонних договоров на них распространяется юрисдикция гос-ва пребывания.
В частности они могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, единственное ограничение – не могут быть допрошены относительно выполняемых ими консульских функций.
Что касс-ся административной и гражданской юрисдикции – она распространяется ограниченно. Обязаны выполнять правила гос-ва пребывания, но при совершении АПН – задержание и проч. – только на основании суд.решения.
Торговые представительства.
Зарубежный орган внешних сношений. В практике РФ – недавно. В 2005 году Постановление.
Это зарубежные органы гос-ва, осуществляющие внешнюю торговую деятельность на государственном уровне. Юридический статус регламентирован национальным актом – Положение о торгпредстве от 27.06.2005.
Основные задачи:
1. содействие на территории своей деятельности дипломатическим представительствам, консульским учреждениям в выполнении их функций.
2. анализ влияния экономич.ситуации в гос-ве пребывания на экономику аккредитующего гос-ва.
3. установление и поддержание контактов с гос.органами
4. оказание содействия в работе межправительственных органов по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству России с гос-вом пребывания.
5. участие в досудебном регулировании торговых и любых коммерческих споров между Российскими и иностранными участниками внешнеторговой деятельности.
И др.
Около 30 торгпредств создано. В каждой стране СНГ, во Франции, Нидерландах, Венгрии, Словении и т.д.
В целом торгпредство рассматривается как дипломатич.орган, привилегии и иммунитеты распространяются те же, что и для дип.агентов.
Постоянные представительства гос-в при м/н организациях.
Когда гос-во становится членом м/н орг-ции для обеспечения участия, осуществления работы организаций, каждое гос-во-участник имеет пост.предст-во. Штат включает в себя главу пост.предст-ва, дипломатич.штат, административно-технический и обслуживающий персонал.
Венская Конвенция о представительстве гос-в в их организациях универсального хар-ра.
Привилегии и иммунитеты те же, что и дип.предст-в и дип.агентов. Исключение: некоторые случаи, когда на них распространяется гражданская и административная юрисдикция гос-ва пребывания.
Функции: согласно ст. 6 Конвенции:
- обеспечение представительства посылающего гос-ва при организации и участие в её деятельности.
- ведение переговоров с организацией
- защита интересов соотв.гос-ва
- выяснение осуществляемой организацией деятельности.
Специальные миссии.
Создаются ad hoc. Орган, который создается для решения какой-то конкретной задачи. Причем нет общего регулирования. Как правило, когда гос-во осознает необходимость создания спец.миссии на территории др.гос-ва – заключаются двусторонние соглашения, которые регламентируют создание, полномочия, привилегии и иммунитеты. Привилегии и иммунитеты – дипломатических агентов.