Шведский опыт

ТЕМА 2: Методы устранения монотонности труда в поточном производстве

Несмотря на высокую эффективность непрерывно-поточного производства в классическом его виде, в настоящее время переживает кризис с социальной точки зрения. Возникнув более 100 лет назад на заводах Форда, оно на первой стадии своего развития ориентировалось на выполнение операций человеком с низким уровнем грамотности и интеллектуального развития. Форд стремился сократить до минимума его движения и мыслительный процесс. На первых порах своего развития поточное производство обеспечивало невиданную для того времени производительность труда, но в настоящее время, когда наблюдается всеобщий рост образования работников, труд для каждого человека становится не только источником средств существования, но и смыслом деятельности, самоутверждения как личности.

Поточное производство, базирующееся на повторении одного движения в высоком темпе в течение смены, ведет к большой текучести кадров вследствие монотонности, падению производительности и появлению брака. Наибольшая удовлетворенность трудом работника выявляется, когда физические затраты труда чередуются с умственными. Классический поток (конвейерная система) в условиях всеобщей грамотности зашел в тупик. Поэтому многие фирмы в 60-70 годах пошли по пути модернизации поточного производства, а именно:

1) обогащение труда рабочего, устранение монотонности путем укрупнения и объединения операций,

2) отказ от конвейера как средства, определяющего строгий принудительный ритм производства,

3) использование в трудовом процессе не только физической, но и умственной энергии рабочего,

4) обеспечение гибкой связи между операциями и рабочими местами,

5) снятие физической и психологической перегрузки в процессе труда.

В настоящее время известны и широко опробованы 3 основных метода модернизации поточного производства:


Рисунок 1 – Схема сборки автомобилей Volvo, г. Кальмар

1, 2 – проходы для доставки материалов на рабочие места

3 – электрокары с кузовами

4 – буфет

5 – комната для переодевания

6 – сауна и туалет

7, 8, 9 – буферные зоны (промежуточные склады)

Организация сборки: По этой схеме конвейерная сборка с принудительным ритмом полностью ликвидируется. Вместо конвейера применяется полустендовая групповая сборка. Весь процесс сборки автомобиля разбивается на укрупненные операции, выполнение которых поручается специализированным бригадам. Само сборочное производство размещается в здании многоугольной формы, причем сборка автомобилей осуществляется по периметру здания. Серединная часть сборочного корпуса служит складом для деталей, комплектующим. Благодаря многоугольной форме здания увеличивается внешняя стена, за счет чего большая площадь окон обеспечивает лучшую освещенность. К тому же для коллектива бригады создается впечатление, что они как бы условно пространственно отделены друг от друга и находятся в своем небольшом цехе. Этот эффект усиливается тем, что каждая бригада имеет свои санитарные комнаты и буфеты. Члены бригады самостоятельно решают, как распределить между собой работу, чтобы выполнить задание по сборке в установленное время. Между бригадами создаются буферные зоны для изменения темпа работы. Кузова автомобилей (сборочные единицы) перемещаются на электрокарах. Электрокары снабжены устройством, позволяющим кантовать (переворачивать) кузов, что облегчает выполнение сборочных операций со стороны низа автомобиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: