Основная задача транспортного хозяйства на предприятии – обеспечение бесперебойного перемещения предметов труда с целью обеспечения ритмичного протекания производственных процессов. В последнее время транспортной логистике уделяется повышенное внимание. В зависимости от объемов производства на предприятии всю работу по перемещению предметов труда осуществляют один или несколько транспортных цехов. Также основная задача – своевременно обеспечить доставку с минимальными затратами.
Всю совокупность транспортных операций по перемещению грузов осуществляют при помощи транспорта 3 видов:
1) внешние,
Предназначен для доставки материалов, топлива, комплектующих со станции прибытия на склады предприятия, и со складов на станцию отправления или потребителям.
2) межцеховые,
Предназначен для перемещения грузов со складов предприятия в цехи и между цехами, и со сборочных цехов на склады.
3) внутрицеховые.
Предназначен для перемещения предметов труда между рабочими местами и участками.
Виды транспорта:
1) автомобильный,
2) воздушный,
3) железнодорожный,
4) речной, морской,
5) трубопроводной.
Структура транспортных средств и виды транспортных средств определяются габаритами, массой продукции, типом производства и др. На предприятии единичного мелкосерийного производства, выпускающего крупные тяжелые изделия, основным видом внешнего и межцехового транспорта является железнодорожный, внутрицехового – мостовые краны. На заводах массового производства: внешние и межцеховые – автомобили и тракторы, электрокары, внутрицеховые – кран-балки. В массовом производстве при перемещении грузов в одном направлении наиболее прогрессивным транспортным средством являются различного вида конвейеры.
Грузопоток – масса грузов, перемещаемая в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки за определенный период. Под пунктами погрузки понимаются склады, участки, цехи. На каждом из этих пунктов выполняется операция погрузки и выгрузки, поэтому различают грузопоток прибытия и грузопоток отправления. Расчет грузопоток производится по следующей формуле:
где Гс – грузопоток за сутки,
Ni – количество деталей i-того типа,
qi – масса детали i-того типа.
Грузооборот определяется по каждому пункту погрузки/выгрузки и в целом по заводу. Определение грузооборота по пункту погрузки/выгрузки осуществляется по формуле:
Для определения общего грузооборота составляется шахматная таблица грузооборота:
Грузооборот завода в тоннах в сутки
Пункты отправления | Пункты прибытия (получения) | |||||||
Кузнечный цех | Литейный цех | МЦ1 | МЦ2 | МЦ3 | Склад продукции | … | ИТОГО | |
Склад металлов | ||||||||
Склад комплектующих | ||||||||
Кузнечный цех | ||||||||
Литейный цех | ||||||||
… | ||||||||
ИТОГО | 401 |
Кроме шахматной таблицы на предприятии составляется схема грузопотоков. Она вычерчивается в определенном масштабе на плане завода. Ширина линии грузопотока пропорциональна массе перемещаемых грузов. Направление грузопотоков указывается стрелками. Анализ схемы грузопотоков позволяет рационализировать маршруты, выявить и по возможности ликвидировать встречные перевозки, сократить пути перемещения и т.д. Маршруты движения транспортных средств организуются так, чтобы обеспечить их максимальное использование по грузоподъемности и по времени.
Две системы организации маршрутов: маятниковая и кольцевая.
Схема движения при маятниковой системе:
а) односторонняя,
с грузом
без груза
б) двусторонняя,
в) веерная.
Маятниковую систему применяют для перемещения грузов между пунктами погрузки/выгрузки, когда единовременная подача материала позволяет эффективно использовать транспортные средства по грузоподъемности.
Кольцевая система применяется в случае, когда отдельные грузопотоки невелики, а суммарная масса грузов для нескольких цехов позволяют обеспечить полную загрузку транспортных средств.
Схема движения при кольцевой системе:
Исходя из схемы грузопотоков и расчетов производится расчет количества единиц транспортных средств для доставки грузов:
где tпр – время пробега,
tпог – продолжительность погрузки,
tраз – прод. разгрузки,
Кв – коэффициент использования транспортных средств по времени,
ФС тр – суточный фонд времени работы транспортного средства,
Qтр – грузоподъемность,
КС – коэффициент использования транспортных средств по грузоподъемности.
Для оценки эффективности работы транспортного хозяйства применяются следующие показатели:
1) коэффициент использования транспортных средств по времени,
2) коэффициент использования грузоподъемности
,
3) коэффициент использования пробега транспортных средств,
4) выполнение плана по грузообороту,
5) себестоимость перевозки одной тонны груза.