ТЕМА 12: Организация транспортного хозяйства

Основная задача транспортного хозяйства на предприятии – обеспечение бесперебойного перемещения предметов труда с целью обеспечения ритмичного протекания производственных процессов. В последнее время транспортной логистике уделяется повышенное внимание. В зависимости от объемов производства на предприятии всю работу по перемещению предметов труда осуществляют один или несколько транспортных цехов. Также основная задача – своевременно обеспечить доставку с минимальными затратами.

Всю совокупность транспортных операций по перемещению грузов осуществляют при помощи транспорта 3 видов:

1) внешние,

Предназначен для доставки материалов, топлива, комплектующих со станции прибытия на склады предприятия, и со складов на станцию отправления или потребителям.

2) межцеховые,

Предназначен для перемещения грузов со складов предприятия в цехи и между цехами, и со сборочных цехов на склады.

3) внутрицеховые.

Предназначен для перемещения предметов труда между рабочими местами и участками.

Виды транспорта:

1) автомобильный,

2) воздушный,

3) железнодорожный,

4) речной, морской,

5) трубопроводной.

Структура транспортных средств и виды транспортных средств определяются габаритами, массой продукции, типом производства и др. На предприятии единичного мелкосерийного производства, выпускающего крупные тяжелые изделия, основным видом внешнего и межцехового транспорта является железнодорожный, внутрицехового – мостовые краны. На заводах массового производства: внешние и межцеховые – автомобили и тракторы, электрокары, внутрицеховые – кран-балки. В массовом производстве при перемещении грузов в одном направлении наиболее прогрессивным транспортным средством являются различного вида конвейеры.

Грузопоток – масса грузов, перемещаемая в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки за определенный период. Под пунктами погрузки понимаются склады, участки, цехи. На каждом из этих пунктов выполняется операция погрузки и выгрузки, поэтому различают грузопоток прибытия и грузопоток отправления. Расчет грузопоток производится по следующей формуле:

где Гс – грузопоток за сутки,

Ni – количество деталей i-того типа,

qi – масса детали i-того типа.

Грузооборот определяется по каждому пункту погрузки/выгрузки и в целом по заводу. Определение грузооборота по пункту погрузки/выгрузки осуществляется по формуле:

Для определения общего грузооборота составляется шахматная таблица грузооборота:

Грузооборот завода в тоннах в сутки

Пункты отправления Пункты прибытия (получения)
Кузнечный цех Литейный цех МЦ1 МЦ2 МЦ3 Склад продукции ИТОГО
Склад металлов                
Склад комплектующих                
Кузнечный цех                
Литейный цех                
               
ИТОГО               401

Кроме шахматной таблицы на предприятии составляется схема грузопотоков. Она вычерчивается в определенном масштабе на плане завода. Ширина линии грузопотока пропорциональна массе перемещаемых грузов. Направление грузопотоков указывается стрелками. Анализ схемы грузопотоков позволяет рационализировать маршруты, выявить и по возможности ликвидировать встречные перевозки, сократить пути перемещения и т.д. Маршруты движения транспортных средств организуются так, чтобы обеспечить их максимальное использование по грузоподъемности и по времени.

Две системы организации маршрутов: маятниковая и кольцевая.

Схема движения при маятниковой системе:

а) односторонняя,


с грузом

без груза

б) двусторонняя,


в) веерная.


Маятниковую систему применяют для перемещения грузов между пунктами погрузки/выгрузки, когда единовременная подача материала позволяет эффективно использовать транспортные средства по грузоподъемности.

Кольцевая система применяется в случае, когда отдельные грузопотоки невелики, а суммарная масса грузов для нескольких цехов позволяют обеспечить полную загрузку транспортных средств.

Схема движения при кольцевой системе:


Исходя из схемы грузопотоков и расчетов производится расчет количества единиц транспортных средств для доставки грузов:

где tпр – время пробега,

tпог – продолжительность погрузки,

tраз – прод. разгрузки,

Кв – коэффициент использования транспортных средств по времени,

ФС тр – суточный фонд времени работы транспортного средства,

Qтр – грузоподъемность,

КС – коэффициент использования транспортных средств по грузоподъемности.

Для оценки эффективности работы транспортного хозяйства применяются следующие показатели:

1) коэффициент использования транспортных средств по времени,

2) коэффициент использования грузоподъемности

,

3) коэффициент использования пробега транспортных средств,

4) выполнение плана по грузообороту,

5) себестоимость перевозки одной тонны груза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: