ТЕМА 16: Основы управления предприятием

Цели, задачи и принципы управления

Управление – целенаправленное воздействие на объект. В качестве объекта выступают машина, человек и коллектив. Наука управления производством изучает управление людьми, и человек выступает не только как объект управления, но и как субъект. Иногда субъектом может быть группа людей (коллективное управление). Управление существует при любом общественном строе и возникает вместе с производством. Особенно возрастает роль управления с развитием производительных сил. Чем сложнее техника, тем сложнее ей управлять. В настоящее время развитие науки об управлении тесно взаимосвязано с такими сферами знаний, как кибернетика, экономика, социология, психология, право и др.

Принципы управления вытекают из характера производственных отношений. Основные принципы управления:

1) принцип единоначалия,

Заключается в том, что коллектив работников подчиняется одному лицу – руководителю, который наделен определенными правами и властью и несет полную ответственность за порученный участок работы. Единоначалие должно сочетаться с коллегиальностью для решения наиболее важных вопросов. Принцип единоначалия на 100% оправдывает себя, когда во главе руководства стоит квалифицированный инициативный руководитель, хорошо разбирающийся в технике и экономике данного производства.

2) принцип правильного подбора и расстановки кадров,

К руководителю предъявляются высокие требования: нравственная культура, вежливость, тактичность, приветливость, доброжелательность, принципиальность, настойчивость, сдержанность, личная скромность.

3) контроль и проверка исполнения,

Правильный подбор и расстановка кадров должны сочетаться со строгой требовательность и взыскательностью. Проверка людей по результатам работы является непременным условием правильного подбора. На всех уровнях управления важно установить соотношение прав и ответственности. В том случае, когда большие права сочетаются с низкой ответственность, создаются предпосылки для произвола, субъективизма, необдуманных решений.

4) принцип научности,

Научный подход к управлению позволяет достичь высшего уровня, например, применение математических методов при нахождении оптимального варианта решения. Решения могут быть приняты руководителем, коллегиально, научным подходом.

5) принцип плановости,

Планирование – центральное звено управления.

6) принцип материальной и моральной заинтересованности рабочих,

Метод управления – способ реализации управленческой деятельности (способ воздействия субъекта управления на коллективы людей в ходе производственной деятельности для координации их деятельности в процессе достижения поставленных целей). Методы тесно связаны с принципами, причем принципы является основополагающим началом методов управления и методы выступают в качестве способов реализации этих принципов.

В настоящее время выделяют 3 группы методов управления:

1) административные (организационно-распорядительные),

Представляют собой совокупность актов административного и юридического воздействия на отношения людей в процессе производства. Воздействие административных методов характеризуется однозначностью, одновариантностью и неукоснительностью. Они имеют обязательную силу для исполнителя. Формы проявления: приказ, распоряжение, положение, инструкция, методические указания, правила, нормативы. Административные методы принято делить на 2 вида: нормативные и индивидуальные. Нормативные относятся ко всем работникам, индивидуальные – к определенным субъектам.

2) экономические,

Все рыночные отношения строятся на экономических методах управления. Представляют собой совокупность способов использования экономических законов (спроса, предложения, убывающей доходности, конкуренции и др.) в производственной деятельности. Экономические методы базируются на сочетании общественных, коллективных и личных интересов. Коллективные – рост экономических показателей предприятия, личные – увеличение трудового вклада (увеличение ЗП). Конкретные формы воздействия проявляются через экономические рычаги, к которым относятся цены, прибыль, кредит, материальное стимулирование труда.

3) социально-психологические.

Представляют собой способы воздействия на работника, основанные на изучении индивидуальных особенностей и психологического климата в коллективе. Применение этих методов обусловлено повышением уровня образования, ростом духовных потребностей. К этим методам относятся методы морального стимулирования: похвала, благодарность в присутствии коллектива, награждение грамотой, представление к правительственной награде. Существенную роль играет своевременность поощрения. Одновременно используют методы дисциплинарного взыскания. Социально-психологические методы побуждения к труду основаны на том, что сейчас работники оценивают место работы, прежде всего, с точки зрения удовлетворения социально-культурных потребностей, а не только с точки зрения заработка.

Перечисленные выше методы неразрывно связаны между собой. Искусство управления заключается во владении всеми методами, в правильном их выборе и сочетании, умении находить наиболее эффективные методы в конкретных условиях.

Стили руководства

Большое влияние на психологический климат в коллективе оказывает взаимоотношение между руководителем и подчиненными. Совокупность наиболее характерных для данного руководителя черт взаимоотношения с подчиненными представляет собой такое понятие как стиль руководства.

Различают 3 стиля руководства:

1) демократический,

При данном стиле члены группы принимают участие в принятии решений. Руководитель считает своим долгом информировать работников о ближайших задачах в работе. Работа не прерывается при отсутствии руководителя. Руководитель обычно находится в коллективе. При таком стиле – наибольший интерес к работе, наилучшая атмосфера сотрудничества.

2) авторитарный,

Характеризуется тем, что руководитель определяет деятельность членов группы без их мнения, не дает подробной информации о планах на будущее, большую часть времени проводит вне коллектива. При этом стиле не допускается никакой критики руководителя, работа может прерываться при отсутствии руководителя.

3) либеральный.

При таком стиле члены группы предоставлены самим себе, они обычно выполняют ту часть функций, которые выполняет авторитарный руководитель.

В чистом виде каждый из перечисленных стилей встречается редко.

Функции управления

Под функцией управления понимается совокупность действий, объединенных общностью решаемых задач. Функции управления появляются в результате разделения труда, причем функция выступает как обособленный род трудовой деятельности.

Классификация функций управления:

1) по признаку общности решаемых задач:

a. функция планирования,

Заключается в разработке планов для всех структурных подразделений.

b. функция учета и контроля,

Организация учета расходования всех ресурсов, производимой продукции на различных этапах производства.

c. функция анализа и регулирования,

Сравнение фактического хода производственного процесса с прогнозируемым.


2) по признаку общности объекта управления:

a. техническая подготовка производства,

Заключается в проектировании новых изделий, создании и разработки новых технологий, организации осуществления производственного процесса.

b. МТО (материально-техническое обеспечение производственного процесса),

c. техническое обслуживание производства,

Главное задача – обеспечение бесперебойного функционирования орудий труда.

d. организация труда и ЗП,

Обеспечение производства необходимыми кадрами требуемой квалификации и обеспечение оплаты труда в соответствии с количеством и качеством оплаченного труда.

e. управление качеством продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: