Реформирование ООН

С 1997 года приоритетным направлением деятельности Генерального Секретаря стало проведение реформирования системы ООН, с тем чтобы деятельность Организации осуществлялась на основе самой передовой международной практики. Были внесены соответствующие изменения в программы работы, структуры и системы как в штаб-квартирах, так и на местах. Большая часть программы реформ осуществлена, однако следует признать, что не все реформы были приняты государствами-членами.

На основе проводимой реформы претерпела реорганизацию система и структура управления. В частности, в структуре Секретариата создан Департамент по экономическим и социальным вопросам вместо трех существовавших департаментов и объединение двух программ в рамках Управления по наркотикам и преступности. Функции Центра по правам человека были переданы Управлению Верховного комиссара по правам человека.

В целях повышения эффективности управления деятельностью ООН были созданы три важные новые структуры. Во-первых, в 1997 году была создана должность первого заместителя Генерального секретаря в целях усиления управления деятельностью Организации на самом высоком уровне. Во-вторых, Генеральный секретарь учредил свой собственный кабинет в формате Группы старших руководителей, в состав которой вошли все руководители управлений и департаментов Секретариата, а также руководители фондов и программ ООН. И наконец, в целях упорядочения деятельности ООН по вопросам мира и безопасности, гуманитарным вопросам, вопросам развития и экономическим и социальным вопросам были сформированы четыре секторальных комитета.

Второй крупный пакет реформ 2002 года содержал дополнительные предложения в отношении кардинальной реорганизации Департамента общественной информации и Департамента по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению. С тех пор в организации обслуживания заседаний и подготовке документов были достигнуты ощутимые улучшения. Девять информационных центров Организации Объединенных Наций, расположенных в Западной Европе, было закрыто, а на их базе был создан современный центр в Брюсселе.

Не мало внимания в процессе реформирования было уделено повышению эффективности деятельности ООН. Так, например, окончательно упразднено приблизительно 1000 должностей. С конца 90-х годов весьма значительный объем средств был инвестирован в информационные технологии.

В миротворческие функции ООН также были внесены изменения. К числу конкретных улучшений относятся: обеспечение способности использовать заблаговременно размещенные «стратегические запасы материальных средств для развертывания» и наращивание потенциала в области профессиональной подготовки и развертывания гражданской полиции в миссиях. Проведению операций Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе и Сьерра-Леоне, которые в целом расцениваются как примеры успешных миссий, способствовали более четкие мандаты и более эффективное использование систем и возможностей управления. Что касается вопросов дисциплины, то с государствами-членами обсуждались вопросы политики абсолютной нетерпимости Организации Объединенных Наций в отношении сексуальной эксплуатации и сексуального насилия, и в настоящее время идет осуществление мер в области реформы.

Действующая в Организации Объединенных Наций система составления бюджета также была изменена и переориентирована с подробного описания мероприятий и ресурсов на определение искомых результатов и измеримых показателей достижения ожидаемых результатов. Цикл долгосрочного планирования был сокращен с четырех до двух лет, отменено проведение дублирующего межправительственного обзора. Кроме того, финансовые правила и положения Организации Объединенных Наций были обновлены и консолидированы, руководителям было передано больше полномочий, но вместе с тем повысилась степень их подотчетности. В своем последнем докладе о реформе Генеральный секретарь признает необходимость проведения более радикального пересмотра существующих бюджетных правил и процессов.

В последние годы в Организации Объединенных Наций было внесено много усовершенствований в систему управления ее людскими ресурсами. Во-первых, в 2002 году была внедрена система набора персонала на основе сети Интернет для найма, перераспределения и продвижения по службе сотрудников в целях обеспечения большей транспарентности при объявлении вакантных должностей. Во-вторых, были приняты меры, поощряющие мобильность персонала между местами службы и функциональную мобильность. Расширен доступ всего персонала к программам профессиональной подготовки и обучения. В-третьих, была внедрена новая система аттестации персонала, в которой упор сделан на профильные функции и потребностях персонала в профессиональном росте.

В начале 2005 года по итогам внутреннего обследования персонала и в порядке реагирования на сообщения о недостатках в управлении программой «Нефть в обмен на продовольствие» Генеральный секретарь инициировал осуществление ряда реформ в области управления, с тем чтобы повысить степень подотчетности и усовершенствовать этику поведения. В частности, создается Бюро по вопросам этики, которое будет руководствоваться новой политикой в области обеспечения защиты в связи с сообщениями о случаях нарушения дисциплины и раскрытия финансовой информации. В своей работе это бюро будет опираться на деятельность Омбудсмена Организации Объединенных Наций, должность которого была учреждена в 2002 году для оказания содействия в урегулировании споров между персоналом Организации Объединенных Наций и руководством.

Во исполнение недавней просьбы Генеральной Ассамблеи Генеральный секретарь в настоящее время занимается формированием многодисциплинарной группы для проведения анализа и обзора всех аспектов существующей внутренней системы отправления правосудия.

Специализированные учреждения ООН.

Международный валютный фонд, Всемирный банк реконструкции и развития и 13 других независимых организаций, называемых «специализированными учреждениями», связаны с Организацией Объединенных Наций посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения и Международную организацию гражданской авиации, являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Некоторые из них, например Международная организация труда и Всемирный почтовый союз, старше самой Организации Объединенных Наций.

Все специализированные учреждения по сфере деятельность их можно разделить на три основные группы:

1) специализированные учреждения экономического характера – 12 учреждений (МБРР, МВФ, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития и другие);

2) специализированные учреждения социального характер – МОТ и ВОЗ;

3) учреждения культурно-гуманитарного характера – ЮНЕСКО и ВОИС.

Взаимоотношения между ООН и указанными организациями, характеризуются тем, что ООН координирует деятельность этих организаций. Здесь также присутствуют и элементы субординации. По крайней мере, ООН может поручать определенную работу этим организациям, утверждать финансовые соглашения, заключаемые с другими международными структурами, рассматривать административные бюджеты, получать от них отчеты и т.д. Тем самым ООН может влиять на деятельность этих организаций и, следовательно, усиливать свою роль в деле управления общими делами международного сообщества.

Специализированным учреждениям присущи четыре основных признака: межправительственный характер учредительных актов; широкая международная ответственность, определенная уставом (универсальный характер); осуществление деятельности в социально-экономической и гуманитарной областях; связь с ООН. Специализированные учреждения – организации постоянно действующие.

В специализированных учреждения также предусмотрено первоначальное членство и присоединение. Особенностью ряда учреждений (например, ВПС, ЮНЕСКО, ИМО, ВМО, ФАО) состоит в том, что наряду с государствами в их состав входят также несамоуправляющиеся территории, для которых уставы вводят специальный статус «ассоциированных членов», «сочленов» или «членов-сотрудников». Территории, обладающие таким статусом, не имеют права решающего голоса и не представлены в руководящих органах.

Прекращение членства возможно путем выхода и исключения. Порядок выхода: направление письменного заявления о выходе; установление определенного периода в начале деятельности организации, когда нельзя обращаться с заявлением о выходе; выполнение финансовых обязательств и т. п. Исключают, как правило, за систематическое нарушение устава и невыполнение своих обязательств.

Возможно также приостановление членства в качестве санкции в отношении конкретного государства.

Специализированные учреждения состоят из нескольких звеньев. Во-первых, высшие органы, имеющие различное наименование. Они определяют направление деятельности, выносят решения по наиболее важным вопросам, заключают соглашения с ООН и другими международными организациями, назначают другие органы и должностных лиц. Решения принимают простым или квалифицированными (2/3) большинством голосов.

Во-вторых, исполнительные комитеты, имеющие различные названия (Совет, Исполнительный Совет, Административный Совет и т. д.). Они являются руководящими органами, обеспечивающими непрерывность деятельности учреждений в промежутках между сессиями высшего органа, несут ответственность перед ними за свою деятельность.

В-третьих, административные органы – это секретариат, возглавляемый генеральным секретарем или директором, который является главным должностным лицом организации. Сотрудники секретариата подразделяются на высших административных должностных лиц (генеральный секретарь и его заместители), специалистов, обслуживающий персонал.

В-четвертых, специальные комиссии и комитеты.

В некоторых специализированных учреждениях предусмотрены также региональные ассоциации, в которые входят государства определенного географического региона.

Отношения специализированных учреждений и ООН можно определить как координация деятельности и сотрудничество. Практически деятельность специализированных учреждений координирует ЭКОСОС. Он вступает в соглашения со специализированными учреждениями от имени ООН. Эти соглашения имеют природу международных договоров. Единого типового соглашения нет. В этих соглашениях предусматриваются следующие положения:

1) взаимное представительство;

2) дача ООН рекомендаций специализированным учреждениям;

3) обмен информацией и документами, отчетами, докладами и т. п.;

4) соглашения о персонале;

5) взаимоотношения по бюджетным и финансовым вопросам;

6) сроки соглашений.

Координацию ЭКОСОС осуществляет путем консультаций со специализированными учреждениями, а также выработки рекомендаций для них. Совет приглашает для участия в своей работе и работе созданных им комиссий представителей специализированных учреждений без права решающего голоса. Также и представители Совета участвуют в работе специализированных учреждений.

Другие главные органы ООН также могут давать рекомендации специализированным учреждениям.

Специализированные учреждения осуществляют следующие виды деятельности:

1) координация деятельности государств-членов в социально-экономических областях международного сотрудничества;

2) разработка международных конвенций и регламентов в целях создания унифицированных правил и норм для регулирования международного сотрудничества в области транспорта и связи, здравоохранения, труда, культуры, образования и т. д.;

3) оказание технической помощи развивающимся государствам;

4) информационная деятельность;

5) научная деятельность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: