В поисках счастья

Бесконечность многообразий мира и человека

Достоевский открыл «многомирность» человеческого мира, феномен как бы одновременно в одном и том же месте существующих, взаимно пересекающихся, но столь непохожих друг на друга миров. Единство мира и его необъятность таковы, что отражаются и на каждой отдельной его части, особенно на человеке. Он космичен и хаотичен одновременно. Заслугой Достоевского явилось указание на то, что пути нравственного возвышения человека несравненно сложнее, чем пути научно-технического прогресса или прогресса теоретического знания. Достоевский показал, что познание и нравственность имеют единый, но глубоко скрытый корень. Познание несет в себе глубоко нравственный смысл, неотъемлемый от всех других сфер человеческой деятельности. Один из глубоких парадоксов философии Достоевского заключается в том, что, стремясь определить пределы разума по отношению к свободе и нравственности, он вместе с тем утверждает необходимость этического исследования, размышлений, участия разума в решении вопросов морального характера. Так, Достоевский разрушал узкое и абстрактное представление о любви, показав, что в человеке совмещаются или могут совмещаться самые противоположные и, казалось бы, несовместимые типы любви – от любви-ненависти до любви-страдания и жертвенности, от любви-страсти до любви-умиротворения.

Путь человека к счастью не имеет ничего общего ни с получением максимума материальных благ или удовольствий, ни с получением объективного знания. Поскольку человек свободен, то одним этим снимается представление о счастье как результате и статике, простоте и безмятежности. Более того, счастье и свобода трудно совместимы. Одна из фундаментальных предпосылок человеческого счастья – гармоничное, справедливое общественное устройство, предполагающее сильную, развитую личность. Другой общей предпосылкой человеческого счастья является сама жизнь человека, проявление стихийной и естественной воли к жизни, жизнелюбие. Одним из препятствий, мешающих человеку достигать гармонии и счастья, являются всевозможные ложные установки и искусственные суждения, связанные со смыслом человеческого существования. Хитроумные рассуждения о смысле жизни подменяют ее абстрактными, умозрительными схемами. Поиск смысла жизни оборачивается тонкой и коварной формой ухода и даже потерей самой жизни, если смысл ее – из-за рассуждений о нем – вдруг оказывается утерянным. Достоевский предупреждает об опасности абсолютизации рациональных способностей человека, об опасности подмены жизни рассуждениями о ней; о тенденции все большего отделения индивида и человечества от естественности и первородности своего счастья, об отдалении от природы, ведущемся либо под знаком достижения обществом «всеобщего благоденствия» или «массового потребления» и «преобразования действительности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: