Классификация вопросов в анкете
Три части анкеты
1. Анкета состоит из трех частей:
• введения - кто проводит опрос, реквизиты фирмы, вежливое обращение к опрашиваемому лицу, даются сведения о теме опроса, правила заполнения анкеты;
• основной части;
• сведений об опрашиваемом лице.
2. По содержанию вопросы делятся на:
• вопросы о фактах и действиях;
• вопросы о мнениях и намерениях.
По форме вопроса:
• линейные (в строчку);
• табличные (трудны для отвечающих, но удобны для опрашивающего). В зависимости
от выполняемой вопросом функции:
• вводные (налаживание контакта);
• контрольные;
• фильтрующие (делят опрашиваемых на определенные группы по тем или иным признакам);
• вопросы-перечни.
Вопросы по степени свободы:
• открытые;
• закрытые;
• полуоткрытые;
• вопросы-шкалы.
ВОПРОС 51 Технология подготовки и проведения
анкетного опроса
Чтобы эффективно провести анкетный опрос, нужен четкий план мероприятий, предусматривающий:
|
|
• определение цели опроса;
• согласование с руководством этой цели и решение вопросов финансирования;
• разработку рабочих гипотез;
• разработку бланка анкеты и ее апробацию;
• определение численности респондентов и способов их отбора;
• типографическое размножение бланков анкет;
• подбор специальных сотрудников-регистраторов анкет и их подготовку;
• проведение опроса;
• обработку материалов и их анализ;
• составление отчета по результатам опроса и представление его руководству.
ВОПРОС 52 Механические инструменты исследования
Хотя анкета является самым распространенным инструментом исследования, в маркетинговых исследованиях применяют также и разного рода механические устройства.
Для замеров интенсивности проявления чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальванометр, который фиксирует малейшие выделения пота, сопровождающие эмоциональное возбуждение.
Прибор под названием тахистоскоп экспонирует для опрашиваемого рекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну, сотую долю секунды. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел заметить или запомнить. Применяется и специальный аппарат для фиксации движения глаз, с помощью которого определяют/ на какие участки рекламы падает взгляд в первую очередь, как долго задерживается он на определенных участках и т. д.
Электронное устройство под названием аудиметр подключается к телевизору в домах опрашиваемых. Он фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен.
|
|
ВОПРОС 53. Составление плана выборки
1. Понятие выборки
1. Выборка — сегмент населения, предполагаемый, что он представляет собой население в целом. Исследователь маркетинга должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследователем.
2. Для этого необходимо ответить на три вопроса.
Первый: кого опрашивать? Ответ на этот вопрос не всегда очевиден. Следует ли в рамках опроса для фирмы включать в выборку, например только бизнесменов или руководящих работников, или составлять ее из их сочетаний? Исследователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто именно скорее всего ею располагает.
Второй: какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежнее маленьких, но для получения точных ответов исследователь может ограничиться опросом не более 1% населения.
Третий: каким образом следует отбирать членов выборки? Для этих целей вполне подходит метод случайного отбора. Можно отбирать опрашиваемых по признаку принадлежности к какой-либо группе или категории, (возрастная категория или факт проживания в определенном районе). Или же отбор может основываться на интуиции исследователя, который чувствует, что именно эти липа могут быть хорошими источниками информации.
ВОПРОС 54. Способы связи с аудиторией