Первичные данные
Виды и пути сбора данных.
Разновидности целей исследования
Выявление признаков классификации рынка
1. На первом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования. Ведь рынок может быть исследован по сотням разных параметров. Например, управляющий по маркетингу в авиакомпании и исследователь сошлись на том, что проблема заключается в недостаточном количестве привлекаемых ею пассажиров. Из этого вывода следуют две проблемы:
• каким образом пассажир выбирает себе авиакомпанию?
• как можно было бы привлечь к полетам на наших самолетах больше
пассажиров?
2. После этого управляющий должен сформулировать цели исследования. Цели могут быть поисковыми, то. есть предусматривать сбор каких-то предварительных данных, характеризующих проблему или помогающих выработать гипотезу.
Цели могут быть описательными, то есть предусматривать описание определенных явлений, например выяснить численность пользующихся авиационным транспортом или численность тех, кто слышал о некоторой авиакомпании.
|
|
Цели могут быть экспериментальными, то есть Предусматривающими проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например о том, что снижение цен на билеты на 15 долларов вызовет увеличение пассажиропотока по крайней мере на 10%.
ВОПРОС 47. Сбор источников информации
1. На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно. Первичные данные – информация, собранная впервые для какой-либо конкретной пели. Вторичные данные – информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.
Исследование обычно начинается со сбора первичных данных. К ним относятся:
• внутренние источники (отчеты фирмы о прибылях и убытках, балансовые отчеты, показатели сбыта, отчеты коммивояжеров, счета-фактуры, учетные ведомости товарно-материальных ценностей, отчеты о предыдущих исследованиях);
• издания государственных учреждений;
• периодика, книги;
• коммерческая информация (данные по фирмам о продажах марочных товаров в розничной торговле, об аудиториях телепрограмм, тиражах журналов и так далее).
2. Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешево и более доступны.
Однако нужных исследователю сведений может просто не быть либо существующие данные могут оказаться устаревшими, неточными, неполными или ненадежными. В этом случае исследователю придется с гораздо большими затратами средств и времени собирать первичные данные, которые, вероятно, окажутся более актуальными и более точными.
ВОПРОС 48. Сбор первичных данных