Понятие конкурентоспособности фирмы
Групповое интервью
Индивидуальное интервью
Личное интервью
Анкета, рассылаемая по почте
Интервью по телефону
1. Как вступить в контакт с членами выборки: по телефону, по почте или посредством личного интервью? Тот или иной способ обладает как определенными достоинствами, так и недостатками.
Интервью по телефону — лучший метод скорейшего сбора информации. Используя его, интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Два основных недостатка телефонных интервью: опрашивать можно только тех, у кого есть телефон, и беседа должна быть краткой по времени и не носить слишком личного характера.
2. Анкета, рассылаемая по почте, может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласны на личное интервью, либо на их ответах может сказаться влияние интервьюера. Однако почтовая анкета требует простых, четко сформулированных вопросов, а процент и скорость возврата таких анкет обычно низки.
|
|
3. Личное интервью - самый универсальный из трех методов проведения опроса. Интервьюер может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личное интервью — самый дорогой из трех методов, он требует тщательного организационного планирования и контроля.
ВОПРОС 55 Анализ конкурентоспособности фирмы
1. Понятие конкурентоспособности фирмы включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на том или ином рынке. На уровень конкурентоспособности фирмы влияют: научно-технический уровень производства фирмы, степень ее организационного совершенства и другие факторы.
В процессе сравнения и отбора на рынке выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта (Р) к затратам на его приобретение и использование (С) максимален по сравнению с другими аналогичными товарами. Поэтому в общем виде условие конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
КСТ - Р/С ð max
2. Для того чтобы определить потенциальную КСТ по конкретному товару, нужно сравнить его с другим, что предполагает ряд расчетов и исследований. После выбора товара для анализа КСТ и сравниваемого с ним образца определяется набор подлежащих оценке и сравнению параметров. Часть этих параметров должна характеризовать потребительские свойства товара, другая часть — его экономические свойства.
Набор потребительских параметров товара включает: технические, эргономические, эстетические, конструктивные свойства товара. Большое значение имеет последующее определение веса каждого из анализируемых показателей:
|
|
Экономические параметры в совокупности составляют цену потребления (С).
ВОПРОС 56 Процесс разработки нового товара
Новый товар на рынке может иметь разный уровень новизны:
• пионерский (не было товарного аналога);
• улучшенный (удовлетворяет какие-либо потребности лучше, чем аналогичные товары, выпущенные ранее);
• удешевленный (товар, который имеет более низкую цену без снижения качества).
При разработке новых товаров и услуг фирма имеет возможность:
• купить информацию о новых услугах у внешнего источника по контракту или лицензий;
• самостоятельно разработать новый товар или услугу;
• усовершенствовать конструкцию или оформление ранее выпускавшегося товара;
• привлечь к разработке нового товара других партнеров.
Процесс разработки товара включает следующие этапы.
• выдвижение идей;
• отбор идей;
• разработка замысла и его проверка;
• разработка стратегии маркетинга (первая часть - величина, структура и поведение целевого рынка, показатели объема продаж, прибыли и доли рынка на ближайшие годы; вторая часть — общие сведения о цене, о подходе к распространению; третья часть перспективные цели по показателям сбыта и прибыли, долговременный стратегический подход к формированию комплекса маркетинга);
• анализ возможностей производства и сбыта;
• испытание товара в рыночных условиях;
• развертывание комплекса производства.
Различают три уровня разработки нового товара:
•товар по замыслу (основная часть);
• товар в реальном исполнении (упаковка, марочное название, свойства и качество, внешнее оформление);
• товар с подкреплением (поставки в кредит, послепродажное обслуживание, установка, гарантии)
Разработка товаров тесно связана с формированием ассортиментной политики. Ассортиментная политика — определение набора товаров, наиболее предпочтительных для удачной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности фирмы в целом.
ВОПРОС 57 Стратегия маркетинга. Понятие и основные
требования к ее формированию