Вопрос 2. Пределы планирования

Вопрос 1. Сущность и необходимость планирования

ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ в организации (НА ПРЕДПРИЯТИИ)

1. Сущность и необходимость планирования

2. Пределы планирования

3. Принципы планирования

4. Формы планирования и виды планов

5. Организация внутрипроизводственного планирования

Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла.

Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, её природы. С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм, который заменяет цены и рынок.

Второй - конкретно-управленческий. Здесь планирование - одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее организации (предприятия) и использовать это предвидение.

Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определённых целей.

Планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Планирование - это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.

Применение планирования создаёт следующие важные преимущества:

1. Делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

2. Проясняет возникающие проблемы;

3. Улучшает координацию действий в организации;

4. Способствует более рациональному использованию ресурсов;

Возможности планирования социально-экономических систем ограничены рядом объективных и субъективных причин.

Основные из них:

1. Неопределенность рыночной среды. Полностью устранить неопределенность в рыночных условиях нельзя, поэтому организация стремится упорядочить свои внешние отношения различными способами.

· Первый способ − вертикальная интеграция. Означает, что планирующая организация присоединяет или поглощает организации-поставщики или организации-клиенты, т. е. объединяет организации одной технологической цепочки

· Второй способ контроля над рынком − контроль над спросом. Возможны варианты такого контроля. Например, через установление монопольного влияния организации на рынке. Однако самый результативный контроль над спросом − проведение эффективной маркетинговой деятельности.

· Третий способ контроля над рынком – использование контрактных отношений. Смысл контрактных отношений заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателей продукции, а затем после соответствующей подготовки производит для них товар. Сделка оформляется контрактом, в котором устанавливаются цены и объем поставляемой продукции.

· Четвертый способ контроля над рынком - создание предпринимательских сетей. Предпринимательские сети объединяют фирмы, которые экономически заинтересованы в гибких взаимоотношениях и сотрудничестве, построенном на доверии, т. е. участники таких сетей экономически независимы, свободны, их отношения подкрепляются не силами закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия.

2. Издержки планирования. Это затраты на оплату труда персонала, плата за аренду помещений (если помещение собственное - амортизационные отчисления), содержание помещений, расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и т. д.

3. Масштабы деятельности организации.

4. Применение интуитивного планирования взамен формального. Формальное планирование - организованное сознательно, при помощи особых методов планирование «Интуитивное предвидение» - планирование, основанное на опыте руководства, его «трезвом расчёте», а также на совокупности индивидуальных качеств, иногда описываемых как инстинкт, находчивость, творческие способности, особое чутьё и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: