Стратегическое планирование является важным элементом стратегического планирования выступает как отдельная целостная система и представляет собой:
1) Процесс моделирования будущего в соответствии с определенными целями и концепции долговременного развития.
2) Это управленческий процесс создания и реализации стратегии в соответствии с потенциальными возможностями организации и условиями внешней среды.
3) Это адоптивный процесс в результате которого происходят регулярные корректировки решений, оформленные в виде планов и программ с учетом возникающих изменений.
Стратегическое планирование имеет следующие характерные черты:
- Устремленность на долгосрочную перспективу;
- Содержит совокупность глобальных идей развития организации;
- Предусматривает перспективное направление развития организации;
- Определяет основные виды деятельности;
- Устанавливает для каждого подразделения организации цели согласованные с общей стратегией;
- Определяет задачу и политику организации;
- Предусматривает альтернативные действия организации на долгосрочный период;
- Служит основой для любого другого вида планирования;
- Предусматривает многообразие видов плановой деятельности;
- Обобщает долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное планирование;
- Предусматривает единую систему маркетинговой, производственной, финансовой, инновационной, инвестиционной, социальной деятельности организации;
- Является многоэтапным последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений;
- Создает основу для распределения фактических экономических ресурсов организации;
- Обуславливает изучение внешней и внутренней среды организации;
- Содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности организации;
- Устанавливает показатели деятельности для последующего контроля;
- Является функцией направления а не времени, т.к. сосредоточен на целях организации а не на данном периоде времени.
Сопоставление с тактическими и оперативными планами, стратегический план отличается:
1. По структуре: имеет свои разделы и показатели
2. По периоду действия
3. Охватывает не только внутренние цели организации, но и внешние
4. Степенью точности
Между бизнес планом и стратегическим планом также существует отличие:
1) Стратегический план включает весь комплекс общих целей организации, а бизнес план только одну, которая связанна с созданием нового вида деятельности или развитием существующего;
2) Стратегический план включает различные типы стратегий, а бизнес план ориентирован только на развитие;
3) Стратегический планы это планы с растущим горизонтом времени и постоянной корректировкой. Бизнес план имеет четко очерченные временные рамки, п истечении которых работа над бизнес проектом завершается;
4) Стратегический план создается для собственного использования, а бизнес план чаще всего для поиска источников финансирования, т.е. для внешних инвесторов и кредиторов;
5) В бизнес плане функциональные составляющие (план производства, маркетинга и т.д.) имеет гораздо более весомое значение, чем в стратегическом.
Стратегическое планирование имеет недостатки, которые ограничивают степень его использования:
1. Стратегическое планирование в силу своей сущности не дает детального описания будущего.
2. Процесс стратегического планирования требует для своего осуществления больших затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием.
3. Негативные последствия значительно серьезнее, чем от традиционного перспективного.
4. Результат стратегического планирования может быть получен только при наличии механизма реализации стратегического плана.
Процесс стратегического планирования и его этапы.
Процесс стратегического планирования - это непрерывный адаптивный и творческий процесс, учитывающий изменение во внешней и внутренней среде организации.
Включает следующие этапы:
Определение миссии организации |
Определение целей организации |
Стратегический анализ |
Оценка внешней среды |
Оценка внутренних ресурсов |
Концепция общей стратегии |
Анализ видов стратегии |
планирование |
Выбор стратегии |
Оценка стратегий |
Формирование стратегии |
Преимущества стратегического планирования:
1) Стратегическое планирование усиливает конкурентные возможности предприятия
Конкурентные преимущества позволяют предприятию устойчиво занимать и улучшать свое место на рынке.
Конкурентные преимущества составляет целая группа свойств:
- Хорошее качество продуктов;
- Гибкая ценовая политика;
- Активная рекламная деятельность и т.д.
Однако проблемой является то, что многие конкуренты тоже их уже имеют.
Конкурентное преимущество понятие относительное. Если у всех участников рынка примерно одинаковые показатели, то преимущества по ним не имеет никто. В силу этого обстоятельства наличие у предприятия грамотной стратегии как средство эффективного ведения бизнеса является несомненным конкурентным преимуществом.
2) Стратегическое планирование позволяет рационально распределять ресурсы. Концентрация ресурсов на определенном участке бизнеса позволяет успешно преодолевать сопротивление конкурентной среды. Распределение ресурсов по многим направлениям почти наверняка не принесет успеха ни по одному из них.
3) Стратегическое планирование увязывает процессы принятия решений в высшем и среднем звене управления. На многих российских предприятиях существует информационный разрыв между высшим и средним уровнями принятия решений.
Высшее руководство принимает стратегические решения, менеджеры среднего звена – оперативные решения.
Часто эти процессы идут параллельно и не всегда взаимосвязано.
Если на предприятии осуществляется грамотное стратегическое планирование, то все процессы планирование ведутся от главной цели.
Хорошо продуманная и квалифицированно исполненная стратегия доводится до исполнителей в виде планов организационно технических мероприятий, которые и становятся планами подразделений на определенный временной период.
4) Стратегическое планирование улучшает адаптацию предприятия к изменениям во внешней среде.
Стратегическое планирование имеет ярко выраженный сценарный характер, т.е. оно должно предусматривать различные варианты развития ситуации во времени.
В простейшем случае можно выделить 3 варианта прогноза:
- Оптимистический. Все факторы внешней и внутренней среды предприятия складываются наилучшим образом содействуя достижению целей предприятия.
- Пессимистический. Факторы в основном препятствуют достижению целей.
- Средний (вероятный) прогноз – одни факторы содействуют деятельности предприятия, другие препятствуют, при этом учитываются реальные вероятности того или иного состояния каждого фактора. Предприятие готовится к любому варианту развития событий. в результате его адаптация к изменениям во внешней среде улучшается
5) Стратегическое планирование улучшает ориентацию предприятия во внешней среде хотя бы уже потому, что проводится глубокое исследование маркетинговой среды предприятия, т.е. стратегический анализ.
6) Стратегическое планирование позволяет сосредоточить усилия сотрудников на достижение единой цели. Функциональные интересы подразделений должны быть подчинены стратегическим интересам предприятия в целом.
7) Стратегическое планирование способствует формированию на предприятии единой команды менеджеров. Они активно участвуют в оценке ситуации, обсуждении предлагаемых вариантов, т.е. в коллективном формировании самой стратегии.
8) Стратегическое планирование повышает уровень корпоративной культуры предприятия.
Когда ведется стратегическое планирование, сотрудникам разъясняются цели фирмы и методы их достижения. Отношения их к руководству и к самой фирме становится более осознанным и позитивным.
Методология стратегического планирования.
1. Система методологии стратегического планирования.
Стратегическое планирование как наука имеет свою специфическую методологию. Под методологией стратегического планирования понимают учение об использовании в процессе разработки прогнозов программ и проектов планов:
- логики планирования;
- специфических методологических принципов;
- системных методологических подходов к планированию;
- системы прогнозов программ и планов и их показателей;
- методов разработки и обоснования оптимальности плановых заданий и обеспечения возможности их выполнения.
Логика разработки стратегических планов – это упорядоченная последовательность, взаимосогласованность и обоснованность действий связанных с решением любой проблемы планирования, а так же определение исходного пункта, отправляясь от которого они должны решаться.
Основными элементами логики СП являются:
1) формулирование системы целей экономического и социального развития в планируемом периоде.
2) Анализ итогов экономического и социального развития в предплановом периоде и уточнение параметров достигнутого уровня и структуры общественного производства.
3) Определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде.
4) Определение объема и структуры ресурсов общества
5) Согласование ресурсов и потребностей общества, выработка проекта плана его развития в планируемом периоде.
Принципы стратегического планирования.
Разработка стратегических планов и программ как на макро так и на микроуровнях должна осуществляться с учетом основных закономерностей или принципов планирования.
Различают общие и специфические принципы планирования.
Под общими принципами стратегического планирования понимают такие, которые присущи управлению в целом как на макро так и на микроуровне.
1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Означает необходимость формирования целей и планов исходя из стратегических установок экономической и социальной политики, разработанной политическими партиями, стоящими у власти и осуществляющими руководств страной в соответствии с ее конституцией.
2. Принцип единства централизма и самостоятельности. Состоит в том, что подготавливаемое соответствующими субъектами управления проекты решений в форме прогнозов программ и планов с одной стороны должны базироваться на информации первичных звеньев народного хозяйства и учитывать их интересы, а с другой – обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.
3. Принцип научной обоснованности и эффективности стратегических программ и планов.
Означает необходимость в процессе их составления учитывать:
- Требования законов развития общества и основных сфер его функционирования;
- Достижение современной науки;
- Необходимость стимулирования деятельности организаций, направленной на своевременное техническое перевооружение и обновление основного капитала.
Система показателей использованных в планировании.
Показатель плана – это форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении.
Системы показателей должны отвечать следующим требованиям:
1. Быть единой и обязательной для данного уровня управления;
2. Обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться;
3. Иметь четкую меру;
4. Обеспечивать комплексную характеристику процессов управления и функционирования различных объектов;
5. Быть гибкой и адресной;
6. Число показателей, содержащихся в программах и планах, должно быть количественно ограничено.
Показатели плана классифицируются как показатели конечные и промежуточные, натуральные и стоимостные, количественные и качественные, объемные и сетевые, абсолютные и относительные, утверждаемые, расчетные и информационные.
Конечные показатели характеризуют продукцию и услуги, предназначенные для потребления за пределами хозяйственной системы.
Промежуточные показатели отражают объемы незавершенного производства, комплектующих, видов изделий и полуфабрикатов.
Натуральные показатели позволяют судить о производстве материальных благ в натуральной вещественной форме.
Стоимостные показатели выражают совокупные результаты производственного процесса на всех уровнях народно-хозяйственной системы.
Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными, т.е. отражать размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительности труда и т.д., и сетевыми.
Качественные показатели определяют условия развития народного хозяйства, его комплексов, предприятий, эффективность использования ресурсного потенциала деятельности хозяйствующих субъектов.
Утверждаемые показатели – являются обязательными для всех звеньев управляемой системы, которую они затрагивают
Расчетные показатели – используются для обоснования утверждаемых показателей.
Информационные показатели – характеризуют условия деятельности каждого звена народно-хозяйственной системы.
Бюджетирование в системе планирования деятельности организации.
Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджета предприятия.
Системы бюджетов позволяют установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств.
Под бюджетом понимается план предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности в стоимостном выражении. Бюджет разрабатывается как по всему предприятию в целом, так и по его подразделениям.
Бюджетирование это технология финансового планирования, учета, контроля и оценки выполнения финансовых планов, позволяющая организовать управление финансами на всех уровнях и оценивать стратегические, тактические и оперативные финансовые планы и прогнозы.
Основное отличие бюджетов от общепринятых в российской практике смет заключается в том, что смета содержит только сведения о предполагаемых расходах предприятия или его подразделений. В бюджете указываются сведения и о предполагаемых доходах.
Система бюджетного фин планирования включает: система бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия; систему сводного бюджетного планирования деятельности предприятия.
1. Разработка концепции деятельности.
2. Коммуникации, т.е. согласованная деятельность подразд.
3. Контроль и оценка эффективности.
4. Повышение уровня финансовой дисциплины на предприятии.
5. Выявление потребности в денежных ресурсах.
6. Оптимизация финансовых потоков.
Функции бюджетного планирования:
1) Экономическое прогнозирование.
2) бюджетный контроль.
3) координация и регулирование.
4) финансовый анализ.
Принципы бюджетирования:
1. Непрерывное составление и корректировки бюджетов.
2. Конфиденциальность информации.
3. Унифицированность применяемых документов, процедур и регламентов.
4. Использование наиболее эффективных инструментов финансового менеджмента преимущества внедрения бюджетного планирования:
1. Режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия.
2. Более точные показатели величины и структуры затрат, бух учета и финансовой отчетности и соответственно более точное плановое значение величины прибыли различают фиксированные и гибкие бюджеты. Фиксированные бюджеты составляются исходя из предполагаемой в настоящий момент времени ситуации на определенный плановый период, и в течении этого времени не корректируются. Они применяются в основном для нерегулируемых или частично регулируемых затрат.
Гибкие бюджеты корректируются в течении всего планового периода с учетом фактического объема деятельности.
В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия целесообразно создать сквозную систему бюджетов, состоящую из следующих функциональных бюджетов:
1. Бюджет ФОТ;
2. Бюджет мат затрат;
3. Бюджет потребления энергии;
4. Бюджет амортизации;
5. Бюджет прочих расходов;
6. Бюджет погашения кредитов;
7. Налоговый бюджет.
Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу расчетов предприятия.
Структура бюджета предп состоит из оперативных бюджетов (бюджетов текущей деятельности) и финансового плана.
Бюджет реализации |
Бюджет производства |
Бюджет переходящих запасов |
Бюджет переходящих запасов |
Затраты на оплату труда |
бюджет цеховой с\с продукции |
Бюджет общепроизводственных расходов |
Бюджет коммерческих расходов |
Составляющими сводного бюджета являются:
2. Баланс прибылей и убытков
3. Отчет о движении денежных средств сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей
табл. Сводный бюджет предприятия:
Доходная часть | Расходная часть |
1. выручка от продажи товаров | налоги в бюджет ЗП |
1) выручка от прочих продаж | Платежи во внебюджетные фонды Оплата электроэнергии |
2) доходы от прочих операций | Выплаты по кредитам |
3) доходы от внереализационных операций 4) остаток средств на бюджетных счетах на начало планового периода 5) кредиты и займы | Прочие расходы |
Оптимальным бюджетом является такой бюджет, в котором доходная часть равна расходной.
Методы прогнозирования.
Среди используемых методов прогнозирования на практике выделяют рациональный и точный методы прогнозирования. преимущество рациональных заключается в том, что они доступны для изучения, могут быть описаны в словестной форме и объяснены.
Преимущество точных методов состоит в том, что они могут быть проверены другими специалистами. При проверке можно убедиться в отсутствии ошибок, а прогноз может быть пересмотрен при изменении внешних условий.
Типология прогнозов.
Различают 2 типа прогнозов:
1. Поисковые (исследовательские), изыскательские, трендовые.
2. Нормативные (программные, целевые).
Поисковый прогноз – это прогноз с помощью которого определяется возможное состояние явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущем, тенденции развития изучаемого явления в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос: «что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?».
Нормативный прогноз – это определение путей и сроков достижения возможных состояний явления принимаемых в качестве целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: «какими путями достичь желаемого?».
2 типа прогнозов классифицируются по проблемно-целевому критерию.
По периоду упреждения: (промежутку времени на который рассчитан прогноз)
Различают оперативный (текущий прогноз); кратко, средне, долго и дальносрочные прогнозы.
Оперативный прогноз – это прогноз рассчитанный на перспективу на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования ни количественных, ни качественных.
Краткосрочный прогноз – рассчитывается на перспективу на протяжении которой ожидаются только количественные изменения.
Долгосрочный прогноз – на период не только количественных но и качественных изменений.
Среднесрочный прогноз – охватывает перспективу между кратко и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными.
Дальносрочный – это прогноз на перспективу когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития природы и общества.
Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели прогноза.
В социально-экономических прогнозах установлен следующий временной массив:
Оперативные прогнозы: до 1 месяца
Краткосрочные: до 1 года
Среднесрочные: до 5 лет
Долгосрочные: до 15-20 лет
Дальносрочные: свыше 20 лет
Инструментарий прогнозирования
На основе прогнозирования лежат 3 взаимодополняющих источника информации о будущем.
1. Оценка перспектив развития на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно известными сходными явлениями и процессами.
2. Условное продолжение в будущем (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны.
3. Модель будущего состояния того или иного явления или процесса, построенная согласно ожидаемым или желаемым изменением ряда условий, перспектива развития которых хорошо известна.
В соответствии с этим, условно существует 3 дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:
1) Анкетирование, т.е. опрос населения, экспертов, с целью упорядочить субъективные оценки прогнозного характера, так называемый метод экспертных оценок.
2) Экстраполирование или интерполирование, т.е. построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления. Так называемый метод статистического прогноза.
3) Моделирование, т.е. построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления.