Вопрос. Мотивация педагогической деятельности

Мотивация педагогической деятельности

Мотивация является одним из важнейших компонентов пед деятельности. Любой деятельностью человека руководят внутренние и внешние мотивы.

В мотивации пед деятельности выделяют две составляющие:

1. мотивация выбора профессии педагога;

2. мотивация продолжения пед деятельности.

Климов, отвечая на вопрос: «Что же определяет выбор профессии?», выделил восемь основных факторов:

Внешние мотивы Внутренние мотивы
  1. позиция семьи;
  2. позиция сверстников;
  3. позиция педагогов;
  4. притязание на общественное признание;
  1. способности и их проявления;
  2. личные профессиональные и жизненные планы;
  3. информированность о той или иной профессиональной деятельности;
  4. склонности.

Преобладающая ориентация на внутренние мотивы свидетельствует о большой личной зрелости, об осознанности выбора и о подлинном интересе к выбираемой профессии. Если при выборе профессии решающими оказываются внешние мотивы, такой выбор является случайным, т.е. не до конца осознанным.

Мотивы, которые движут педагогом в конкретных педагогических ситуациях (мотивационная сфера в терминах центрации по Орлову):

  1. эгоистическая – центрация на своих интересах;
  2. бюрократическая – центрация на интересах администрации, руководства;
  3. корпоративная – центрация на интересах коллег;
  4. авторитетная – центрация на интересах и запросах родителей учащихся;
  5. познавательная – центрация на требованиях средств обучения и воспитания;
  6. альтруистическая – центрация на интересах и потребностях учащихся;
  7. гуманистическая – центрация на проявлении сущности каждого человека.

Тема: Стиль педагогической деятельности

1. Общая характеристика стиля пед деятельности. Индивидуальный стиль пед деятельности

2. Виды стилей пед деятельности

Пед деятельность, как и любая деятельность характеризуется определенным стилем.

Стиль деятельности – это устойчивая система способов и приемов, которая проявляется в разных условиях ее осуществления.

Стиль обусловлен спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте – стиль поведения, стиль руководства, стиль деятельности, стиль общения, когнитивный стиль и т.д. стиль пед деятельности, отражая специфику, включает в себя и стиль управления, стиль саморегуляции, стиль общения, когнитивный стиль учителя.

Стиль пед деятельности выявляет воздействие, по меньшей мере, трех факторов:

1. индивидуально-психологические особенности субъекта;

2. особенности самой деятельности;

3. особенности обучающегося (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

Перечисленные факторы также соотносятся с:

1. характером взаимодействия;

2. характером организации работы;

3. предметно-профессиональной компетентностью учителя;

4. характером общения.

Стиль пед деятельности – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия учителя и ученика.

В пед стиле выделяют содержательную (техническую) и формальную стороны.

Формальная Содержательная
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; порицания и похвала субъективны; эмоции не принимаются в расчет; позиция вне группы. Дела в группе планируются заранее; определяется лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя является решающим.
Демократический стиль
Инструкция в форме предложений; речь сухая; товарищеский тон; похвала и порицания с советами; распоряжения с дискуссиями; позиция лидера внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложения отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Попустительский (либеральный) стиль
Отсутствие похвалы и порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера незаметна в стороне группы. Дела идут сами собой; лидер не дает никаких указаний; разделы работы складываются из отдельных интересов.

Индивидуальный стиль деятельности – это индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, к которым сознательно или стихийно прибегает индивид для достижения наилучшего соответствия своей индивидуальности требованиям осуществляемой деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности педагога проявляется:

1. в динамических характеристиках поведения и деятельности (скорость реакций, темп работы, эмоциональность общения и др.);

2. в характере и типичности реакций на разные пед ситуации;

3. в выборе методов обучения и воспитания;

4. в стиле пед общения;

5. в манере поведения, жестах, мимике и других невербальных средствах общения;

6. в предпочтении типичных видов поощрений и наказаний;

7. в особенностях применения методов индивидуально-психологического воздействия на детей.

Полноценное освоение пед профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять не только так как положено (по нормативно заданным образцам), но и привносит в эту деятельность свои собственные творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: