Вопрос. Проблема затруднения в пед общении является сложной и значимой

Проблема затруднения в пед общении является сложной и значимой. Сложность в том, что затруднение в общении может быть чисто субъективным переживанием некой кажущейся сложности.

Затруднения общения у педагога может возникать в разных областях:

  1. этносоциокультурной;
  2. статуснопозиционноролевой;
  3. возрастной;
  4. индивидуально-психологической;
  5. деятельностной.

Этносоциокультурная область включает затруднения с особенностями этнического сознания, установками и др. каждый субъект деятельности и партнер по общению является носителем определенного менталитета. Он взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира, присущими народу, представителем которого он является. Трудности общения в этой области преодолимы, если их специфика осознается педагогом, если он может контролировать свое общение, регламентируя его рамками тех отношений, которые предполагаются в конкретном образовательном учреждении.

Статуснопозиционноролевая область. Затруднения обусловлены такими причинами как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и др. такие затруднения в общении, чаще всего, возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика. Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета над учеником. Авторитет объединяет в себе две равноправные составляющие: авторитет личности и авторитет роли. Если педагог для ученика не авторитетен, то их общение затруднено и сводится лишь к формальному взаимодействию.

Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся считает, что его внутренний мир не понятен взрослому, а учитель продолжает обращаться к нему как к ребенку. Затруднение в общении может возникнуть в том случае, если педагог не знает, чем именно в данный момент больше всего увлечена молодежь и не имеет представления о ценностях нынешней молодежной субкультуры. Преодоление связанных с этим трудностей возможно при условии постоянного личностного и профессионального саморазвития педагога, проявление им интереса к миру молодежи.

Индивидуально-психологическая область служит возникновением коммуникативных барьеров. Эти затруднения обусловлены взаимосвязью трех факторов:

  1. индивидуально-психологические особенности учителя;
  2. индивидуально-психологические особенности ученика;
  3. принятие их друг другом.

Среди индивидуально-психологических особенностей отмечаются:

  1. уровень общительности;
  2. эмоциональная устойчивость;
  3. импульсивность;
  4. экстро- или интроверсия;
  5. особенности когнитивного стиля и др.

Деятельностная область включает трудности связанные с пед деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, который не полностью овладел всеми тонкостями своей профессии может испытывать трудности в постановке и решении пед задач, что выражается в недостаточно правильном планировании своей деятельности. Это приводит к формализации урока и снижению интереса учащихся. В результате ученик оказывается личностно не включенным в общение. Данная область трудностей преодолевается постоянной работой по повышению своего пед профессионализма.

Тема: Педагогический конфликт
1. Пед конфликт

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.

Признаки конфликта:

  1. биполярность – взаимосвязанность и противоположность одновременно;
  2. активность субъектов;
  3. наличие субъектов как инициаторов конфликта;
  4. конфликт чисто человеческое явление.

Пед конфликт рассматривается, как частный вид конфликта и связан с пед деятельностью.

Пед конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед взаимодействия.

Особенности пед конфликта (Овчарова «Технология практического психолога образования»):

  1. профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуаций конфликта (школа – модель общества);
  2. участники конфликта имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;
  3. разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции и порождает разную степень ответственности за ошибки;
  4. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а сам конфликт приобретает воспитательный смысл;
  5. различное понимание событий и их причин участниками – конфликт глазами учителя и конфликт глазами ученика видится по-разному;
  6. профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставит интересы ученика, т.е. формирующейся личности;
  7. конфликт пед деятельности легче предотвратить, чем успешно разрешить.

Структурная характеристика конфликта включает в себя:

  1. стороны (участники) конфликта;
  2. условия конфликта;
  3. предмет конфликта;
  4. действия участников конфликта;
  5. исход (результат) конфликта.

Условия возникновения конфликта – это особенности внешней ситуации, которые приводят к конфликту.

Предмет конфликта – это объекты или отношения, из-за которых между участниками взаимодействия могут возникнуть противоречия (конкретный предмет, конкретная возможность, соблюдение или несоблюдение каких-то правил).

Действия участников конфликта – это основное содержание процесса конфликта или конфликтного взаимодействия.

Исход конфликта – это идеальный образ результата конфликта, который имеется у его участников. Образ желательного разрешения конфликта регулирует конкретные действия участников ситуации.

Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:

  1. полное или частичное подчинение другого;
  2. компромисс;
  3. прерывание конфликтных действий;
  4. интеграция (сотрудничество).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: