Проблема затруднения в пед общении является сложной и значимой. Сложность в том, что затруднение в общении может быть чисто субъективным переживанием некой кажущейся сложности.
Затруднения общения у педагога может возникать в разных областях:
- этносоциокультурной;
- статуснопозиционноролевой;
- возрастной;
- индивидуально-психологической;
- деятельностной.
Этносоциокультурная область включает затруднения с особенностями этнического сознания, установками и др. каждый субъект деятельности и партнер по общению является носителем определенного менталитета. Он взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира, присущими народу, представителем которого он является. Трудности общения в этой области преодолимы, если их специфика осознается педагогом, если он может контролировать свое общение, регламентируя его рамками тех отношений, которые предполагаются в конкретном образовательном учреждении.
Статуснопозиционноролевая область. Затруднения обусловлены такими причинами как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и др. такие затруднения в общении, чаще всего, возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика. Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета над учеником. Авторитет объединяет в себе две равноправные составляющие: авторитет личности и авторитет роли. Если педагог для ученика не авторитетен, то их общение затруднено и сводится лишь к формальному взаимодействию.
|
|
Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся считает, что его внутренний мир не понятен взрослому, а учитель продолжает обращаться к нему как к ребенку. Затруднение в общении может возникнуть в том случае, если педагог не знает, чем именно в данный момент больше всего увлечена молодежь и не имеет представления о ценностях нынешней молодежной субкультуры. Преодоление связанных с этим трудностей возможно при условии постоянного личностного и профессионального саморазвития педагога, проявление им интереса к миру молодежи.
Индивидуально-психологическая область служит возникновением коммуникативных барьеров. Эти затруднения обусловлены взаимосвязью трех факторов:
- индивидуально-психологические особенности учителя;
- индивидуально-психологические особенности ученика;
- принятие их друг другом.
Среди индивидуально-психологических особенностей отмечаются:
- уровень общительности;
- эмоциональная устойчивость;
- импульсивность;
- экстро- или интроверсия;
- особенности когнитивного стиля и др.
Деятельностная область включает трудности связанные с пед деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, который не полностью овладел всеми тонкостями своей профессии может испытывать трудности в постановке и решении пед задач, что выражается в недостаточно правильном планировании своей деятельности. Это приводит к формализации урока и снижению интереса учащихся. В результате ученик оказывается личностно не включенным в общение. Данная область трудностей преодолевается постоянной работой по повышению своего пед профессионализма.
|
|
Тема: Педагогический конфликт
1. Пед конфликт
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.
Признаки конфликта:
- биполярность – взаимосвязанность и противоположность одновременно;
- активность субъектов;
- наличие субъектов как инициаторов конфликта;
- конфликт чисто человеческое явление.
Пед конфликт рассматривается, как частный вид конфликта и связан с пед деятельностью.
Пед конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед взаимодействия.
Особенности пед конфликта (Овчарова «Технология практического психолога образования»):
- профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуаций конфликта (школа – модель общества);
- участники конфликта имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;
- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции и порождает разную степень ответственности за ошибки;
- присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а сам конфликт приобретает воспитательный смысл;
- различное понимание событий и их причин участниками – конфликт глазами учителя и конфликт глазами ученика видится по-разному;
- профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставит интересы ученика, т.е. формирующейся личности;
- конфликт пед деятельности легче предотвратить, чем успешно разрешить.
Структурная характеристика конфликта включает в себя:
- стороны (участники) конфликта;
- условия конфликта;
- предмет конфликта;
- действия участников конфликта;
- исход (результат) конфликта.
Условия возникновения конфликта – это особенности внешней ситуации, которые приводят к конфликту.
Предмет конфликта – это объекты или отношения, из-за которых между участниками взаимодействия могут возникнуть противоречия (конкретный предмет, конкретная возможность, соблюдение или несоблюдение каких-то правил).
Действия участников конфликта – это основное содержание процесса конфликта или конфликтного взаимодействия.
Исход конфликта – это идеальный образ результата конфликта, который имеется у его участников. Образ желательного разрешения конфликта регулирует конкретные действия участников ситуации.
Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:
- полное или частичное подчинение другого;
- компромисс;
- прерывание конфликтных действий;
- интеграция (сотрудничество).