Вопрос.
Пед общение – это форма учебного взаимодействия, сотрудничество учителя и ученика с помощью вербальных, изобразительных, символических и других средств.
Специфика пед общения проявляется в его направленности. Пед общение характеризуется тройной направленностью:
- на само учебное взаимодействие;
- на обучающихся;
- на предмет усвоения.
В тоже время, пед общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов:
- личной;
- социальной;
- предметной.
Обучающая функция реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы. Хотя обучающая функция является ведущей, она не вытесняет и других его функций. Специфическое качество пед общения обусловлено обучающей функцией. Другие главные функции пед общения: воспитывающая и фасилитативная. Функция фасилитации (облегчения общения) – учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть.
При анализе пед общения необходимо разграничивать его педагогические и коммуникативные задачи. Пед задача связана с усвоением определенного учебного материала. Коммуникативная задача отвечает на вопрос: «Какими средствами воздействия педагога на обучающихся, это можно осуществить более эффективно, какие речевые средства выбрать?» и др.
|
|
По форме отношения пед общение может быть деловым и личным, официальным и неофициальным, формальным и неформальным (на основе пед ситуаций). Пед ситуации могут быть нейтральными и проблемными (по решению учебных задач).
По пространственному расположению участников ситуации могут быть:
- интимными (15-45 см);
- личными (до 75 см);
- социальными (до 2 м);
- публичными (7-30 м).
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то можно выделить две необходимые модели общения: учебно-дисциплинированная и личностно-ориентированная.
Учебно-дисциплинированная модель складывается десятилетиями. Цель – вооружение учеников знаниями, умениями, навыками. В основе лежит авторитарный стиль.
Личностно-ориентированная модель. Цель – обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, развитие его индивидуальности, формирование начала личности и др. для этой модели характерен диалогический тип общения. В основе лежит демократический стиль. Формирование знаний, умений, навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Учитель не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в их личностном развитии.
Специфика пед общения проявляется в его направленности.