Вопрос. Наиболее полное представление о стилях пед деятельности было предложено Марковой

Наиболее полное представление о стилях пед деятельности было предложено Марковой. Основаниями классификации стали:

1. ее содержательные характеристики (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда);

2. степень представленности ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в труде;

3. динамические характеристики (гибкость, устойчивость и т.д.);

4. результативность (уровень знаний и умений ученика, интерес к предмету).

На этой основе было выделено четыре типа индивидуального стиля деятельности учителя.

Группы стилей Эмоциональные Рассуждающие
Импровизационные ЭИС РИС
Методические ЭМС РМС

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Отличается преимущественной ориентацией на процесс обучения. Учитель логично и интересно строит объяснение нового материала, однако может настолько увлечься собственным объяснением, что теряет обратную связь с учениками. Не считает нужным прерываться или уточнять: поняли его или нет. Во время опроса такой учитель обращается к большому числу учеников, но чаще к сильным, т.к. замедление темпа работы, при ответе слабых, воспринимается как существенный недостаток. Опрос проводит в быстром темпе и часто недожидается ответа учеников. Главное в уроке для него интерес и разнообразие, и недостаточно представлено закрепление учебного материала и контроль знаний учащихся. Достоинство данного стиля – высокая оперативность и использование большого количества разных методов обучения. Учитель часто практикует коллективные обсуждения. Все особенности ЭИС обусловлены явным преобладанием интуитивности над рефлексивностью (учитель не умеет проанализировать результаты своей деятельности на уроке).

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя характерна ориентация в равной степени на процесс и результат обучения. Он адекватно планирует учебный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний сильных и слабых учеников. Характерна оперативность, часто меняет виды работ на уроке, использует коллективное обсуждение, часто дает индивидуальные задания. В его деятельности постоянно присутствует закрепление учебного материала и контроль знаний. В отличии от ЭИС, учитель стремиться активизировать учеников не внешней развлекаемостью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета. Высокая степень рефлексивности, хотя интуитивность у него несколько преобладает.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя характерна ориентация на процесс и результат обучения. Адекватно планирует учебный процесс. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, он проявляет меньшую изобретательность в подборе методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Во время опроса дает каждому возможность детально оформить ответ, сам старается говорить меньше, дает наводящие вопросы. При объяснении нового материала выделяет основные вопросы, логично излагает их, делает акцент на основной структуре, это считает залогом интереса. Применяет закрепление и контроль знаний. В его деятельности можно наблюдать некоторый интерес рефлекивности над интуитивностью, что позволяет анализировать свой труд, но ограничивает возможности спонтанного поведения на уроке.

Рассуждающее-методический стиль (РМС). Учитель ориентирован преимущественно на результат обучения. Адекватно планирует учебный процесс. Его отличает консервативность в выборе средств и методов (использует малый набор методов, отдает предпочтение воспроизведению изучаемого материала, индивидуальные творческие задания не практикуются, коллективные обсуждения крайне редки). В процессе опроса учитель обращается к небольшому числу учеников, дает много времени на ответ, особое внимание уделяет слабым ученикам. Постоянно и систематически использует закрепление материала и контроль. Характерна высокая степень рефлексивности. Такие учителя способны наиболее полно провести анализ своей деятельности.

Различие этих четырех типов отражает разницу в стилях управления, общения, поведения и когнитивных стилях.

Тема: Педагогическое общение и психология педагогического взаимодействия

  1. Психологическая характеристика пед общения
  2. Специфика и модели пед общения
  3. Затруднения в пед общении (барьеры)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: