double arrow

Источники права. Деление территории Китая в первый период на 36 областей для лучшего управления и налогообложения

Право в Древнем Китае.

Судебная система.

Местное управление.

Деление территории Китая в первый период на 36 областей для лучшего управления и налогообложения. Затем в IX веке до нашей эры вводятся округа. В основе – налоговая и военная единица.

В VII веке до нашей эры во всех уездах вводится территориальная администрация. Или правитель посылает своих управителей.

В Синьско-Ханский период (третий) создается строгая система местного самоуправления. Производится деление территории на уезды, уезды на волости, волости на общины.

Во всех этих единицах представлены главными гражданские и военные. И даже в общинах представлены представители центральной власти. Хотя в Китае сохраняется совет старейшин.

Высший судья – император. Суд не отделен от администрации. Однако в Китае было создано специальное судебное ведомство. Но оно занималось уголовными делами в основном. Важные дела рассматривали в центре. А некоторые – на местах.

Чиновники рассматривали и гражданские дела. Основную массу дел рассматривали судьи – чиновники в уездах, а сложные гражданские дела могло рассматривать и Судебное Ведомство. Император мог взять любое дело и пересмотреть его.

Философская концепция влияла на право. Можно видеть 3 этапа влияния. Важно организовать жизнь общества рационально и справедливо.

I этап. Весь первый период и часть второго. Право не выделяется из системы социальных норм. Жизнь общества регулируется прежде всего «ли» - этическими нормами. В VI веке до нашей эры создает свое учение Конфуций. Согласно его воззрениям средством поддержания справедливого обеспечивается соблюдением этих моральных норм – ли. Нормы ли – дают идейный образец поведения человека.

II этап. V-III века до нашей эры, последние века периода Чжоу. Огромное влияние – концепция легизма (Шань Янь). Обращает внимание, что главный способ регулирования отношений в обществе – закон, который, по их мнению, должен использоваться правителем, обладающим властью. Закон должен предусматривать тяжкие наказания за всякое его нарушение, всякое уклонение от исполнения приказов государя.

III этап. В период Хань, когда взаимодействуют концепции христианства и легизма. Моральные нормы задают образцы поведения, правила поведения. Кто уклоняется – того нужно наказывать в соответствии с законом (фа).

В Древнем Китае огромное значение имеет обычное право. НО уже в первый период китайской государственности появляется закон – важнейший источник древнекитайского права. Появляется кодекс, содержащий около 3000 статей.

В VI веке до нашей эры существовал закон о поземельном налоге, который фиксировал обязанность каждого землевладельца платить налог в зависимости от его земельного участка.

Традиционное право Китая – право уголовное. Нормы уголовного права пронизывают всю правовую систему. Оно устанавливает запреты, нарушение которых влечет применение наказания. В рамках запретов все дозволено. Право в основном устанавливает эти запреты путем установления наказаний за совершение противоправного деяния.

Частное право не получает серьезного развития. Там также все сосредоточено на запретах, уголовно-правовых нормах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: